1 ноября 2020 года закончила свою работу выставка репродукций картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля старшего. Иероним Босх (ок. 1450—1516 гг.) — потомственный нидерландский художник, член Братства Богоматери. Картины Босха известны разнообразными символами, значение которых можно трактовать по-разному — от мистических трактов до религиозных обрядов. Питер Брейгель старший (ок. 1525—1569 гг.) также нидерландский художник, мастер пейзажа и жанровых сцен. Картины художников полны мистических образов, скрытых смыслов, тайн.
Место проведения — общественное городское пространство «Хлебозавод № 9», место концентрации творческой молодежи, модных тусовок. Выставочный зал находится в здании бывшего хлебозавода на севере Москвы у станции метро Дмитровская, построенного в 1934 году. Круглая форма завода оправдана функцией, которую он когда-то выполнял — конвейерное производства хлеба. Сегодня первый этаж здания занимают брендовые магазины, остальные этажи — офисы и лофт-апартаменты. В том же районе находятся известные арт-центры Флакон и Люмьер-холл.
1 из 6
1
«Притча о сеятеле» Питер Брейгель старший, 1557 г. Старая притча говорит о предназначении человека — труде. Только своим трудом человек добивается единения с природой.
3
«Сенокос» Питер Брейгель старший, 1565 г.
3
«Поклонение волхвов в зимнем пейзаже» Питер Брейгель старший, 1567 г. Картина символизирует отношение людей ко Христу — он уже не является для них центром жизни, события Рождества не отвлекают городской люд от насущных дел, им нет дела до рождения Младенца.
2
«Три солдата» Питер Брейгель старший, 1568 г.
3
«Портрет старухи» Питер Брейгель старший, 1563 г.
2
«Охотники на снегу» Питер Брейгель старший, 1565 г.
3
«Христос и женщина, уличенная в прелюбодеянии» Питер Брейгель старший, 1565 г. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень».
3
«Мизантроп» Питер Брейгель старший, 1568 г. Злой карлик крадет кошелек у монаха. Мир настолько коварный, что следую в траурных одеждах.
3
«Жатва» Питер Брейгель старший, 1565 г.
2
«Безумная Грета» Питер Брейгель старший, 1562 г. Олицетворение жадности, алчности и порока.
1
«Двенадцать нидерландских пословиц» Питер Брейгель старший, 1558 г. В образах людей и их поступках воплощаются различные пороки — скупость, себялюбие, чревоугодие, любострастие.
1 из 4
2
«Блаженные и проклятые» Иероним Босх, 1490—1516 гг. Полиптих — складень из четырех панелей. Первая — падение грешников, вторая — адская река, третья — земной рай, четвертая — вознесение праведников.
1 из 3
1
«Воз сена» Иероним Босх, 1502 г. Левая створка — грехопадение (изгнание Адама и Евы из рая), центральная часть — воз сена, аллегория с существующим миропорядком, алчностью, желанием каждого урвать свой «кусок сена», правая створка — Ад.
2
«Смерть скупца» Иероним Босх, 1493 г. С одной стороны шанс на спасение ангелом, с другой стороны монстр, протягивающий денежный мешок. Согласно Новому завету «не можете служить Богу и маммоне (обогащению)».
3
«Святой Иероним за молитвой» Иероним Босх, 1482 г. Сломанные деревья — жизнь без Бога, гниющие плоды — земные искушения.
2
«Извлечение камня глупости» Иероним Босх, 1475—1480 гг. Высмеивание простачка или мужа-рогоносца. Знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью.
1 из 4
2
«Поклонение волхвов» Иероним Босх, 1510 г. На внутренней стороне створок — Святой Петр и Святая Агнеса. На центральной части — восседает Богоматерь, показывающая младенца волхвам. Позади волхвов, в рубашке и багряном плаще-либо царь Ирод, либо Антихрист.
3
«Искушение Святого Антония — отшельника» Иероним Босх, 1550—1600 гг.
2
«Искушение Святого Антония» Иероним Босх, 1490 г. Обстановка уединения и соблазна, в которой святой находится более двадцати лет.
2
«Блудный сын» Иероним Босх, 1510 г. Путь от зла к добру и от греха к Господу всегда тернист — только прошедший его до конца получит счастье.
3
«Поклонение волхвов» Иероним Босх, 1475 г.
3
«Поклонение волхвов» Иероним Босх, 1499 г.
3
«Святой Иоанн на Патмосе» Иероним Босх, 1504—1505 гг. Иоанн Богослов, сосланный императором Домицианом на Патмос, пишет пророчество. В небе он видит Марию с Младенцем, и совсем не замечает демона, который пытается утащить у него чернильницу.
3
«Святой Кристофер» Иероним Босх, 1504—1505 гг.
2
«Искушение Святого Антония» Иероним Босх, 1500 г.
1 из 2
1
«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» Иероним Босх, 1475—1480 гг. Если семь смертных грехов всем известны, то четыре последние вещи это итоги человеческой жизни — смерть, Страшный Суд, Ад и Рай.
1 из 4
2
«Сад земных наслаждений» Иероним Босх, 1490—1510 гг. Самый известный триптих Босха, посвящен греху сладострастия. Левая часть — сцена «Сотворения Мира», правая часть — Ад, в центре — мирская грешная жизнь, ведущая к аду.
2
«Крестьянин и разоритель гнезд» Питер Брейгель старший, 1568 г. Обличение «лицемерной добродетели».
2
«Падение мятежных ангелов» Питер Брейгель старший, 1562 г. Война ангелов и всякой нечисти — не прекращающийся процесс, в котором кто-то из ангелов погиб и превратился в чудовище, кому-то еще это предстоит, но сражение идет…
2
«Христос изгоняет торговцев из храма» Питер Брейгель старший, после 1568 г. Автор показывает алчность, лень, шарлатанство, обман. В мире, где главным становятся материальные ценности и удовольствия, люди живут в обмане и обречены.
2
«Зимний пейзаж с конькобежцами и ловушкой для птиц» Питер Брейгель старший, 1565 г. Беззаботная жизнь людей — ловушка, как и для птиц у ловушки с зерном.
2
«Страна лентяев» Питер Брейгель старший, 1567 г. Утопия благополучной жизни — леность и обжорство.
1
«Перепись в Вифлееме» Питер Брейгель старший, 1566 г.
3
«Детские игры» Питер Брейгель старший, 1560 г. По разным оценкам на полотне изображены от 230 до 250 фигурок.
1
«Две обезьяны» Питер Брейгель старший, 1562 г. Скованные символы греха — бесстыдства, похоти.
1
«Битва масленицы и поста» Питер Брейгель старший, 1559 г. Олицетворение добра и зла. Радость и счастье против горечи и иронии.
1
«Крестьянский танец» Питер Брейгель старший, 1568 г.
2
«Крестьянская свадьба» Питер Брейгель старший, 1568 г. Грубоватость и приземленность крестьян.
4
«Падение Икара» Питер Брейгель старший, 1560 г. Безразличие, зависть.
3
«Путь на голгофу» Питер Брейгель старший, 1564 г. Путь Христа на Лобное место.
1
«Самоубийство Саула» Питер Брейгель старший, 1562 г. Разгром филистимлянами войска царя Саула при котором царь бросился на свой меч и умер.
1
«Корабль дураков» Иероним Босх, 1510—1515 гг. Корабль — церковь, высмеивание церковнослужителей, падение нравов ортодоксальной церкви.
2
«Фокусник» Иероним Босх, 1475—1502 гг.
2
«Притча о слепых» Питер Брейгель старший, 1568 г.
3
«Свадебный танец» Питер Брейгель старший, 1564—1565 гг. Танец, грехи.
2
«Обращение Савла» Питер Брейгель старший, 1567 г. Будущий апостол Павел был яростным преследователем христиан до того момента, когда не услышал голос Христа, говорящий ему «Савл, Савл, что ты гонишь меня?».
2
«Сорока на виселице» Питер Брейгель старший, 1568 г. Последняя работа художника. Сорока — олицетворение сплетников, обрекающих не повинных людей на смерть.
2
«Триумф смерти» Питер Брейгель старший, 1562 г. Смерть царит во всем. Исчезла граница между царством живых и мертвых.
3
«Аллегория чревоугодия и любострастия» Иероним Босх, 1494—1500 гг. Обхорство и похоть — грехи, присущие прежде всего монахам.
1 из 4
1
«Святые отшельники» Иероним Босх, 1495—1505 гг. Первая (левая) створка — Святой Антоний, вторая (центральная) — Святой Иероним, третья (правая) — Святой Эгидий.
3
«Возвращение стада» Питер Брейгель старший, 1565 г. Люди несут ответственность за свое стадо, но тем не менее они такая же часть природы.
2
«Вино на празднике Святого Мартина» Питер Брейгель старший, 1565 г. Грех чревоугодия, низменные страсти и святой, продолжающий делать добрые дела.
4
«Вавилонская башня» — одна из самых узнаваемых картин Питера Брейгеля старшего, 1563 г.
2
Я не большой знаток живописи, но выставка оставила очень яркие впечатления как и место ее проведения. Как показывают художники, грань между темным и светлым очень тонкая.