Есть в Москве бывшая дворянская усадьба «Черёмушки-Знаменское»,
Есть в Москве бывшая дворянская усадьба «Черёмушки-Знаменское»,
разделённая на две части улицей Большая Черемушкинская.
Согласно местному преданию первым владельцем Черемушек был царь Борис Годунов. Долгое время земли были незаселенными, пока в 1630 году у них не появились сразу два владельца. Одна часть земель досталась дворянину Афанасию Осиповичу Прончищеву (ум. 1660), вторая часть — одному из руководителей Поместного приказа дьяку Венедикту Матвеевичу Махову (ум 1635/36).
«За дьяком за Венедиктом Маховым в вотчине по купчей 138 году [т. е. в 1629—1630 гг. ] за приписью дьяка Неупокоя Кокошкина, что ему продано в вотчину в Чермневе стану половина пустоши Черемошня на Черемошском враге по обе стороны Черемошского врага, а другая половина тое пустоши за Афонасием Прончищевым…»
На месте построенного Маховым деревянного «двора вотчинников находятся ныне существующие усадебные постройки. В 1633 году В. М. Махов продал свои подмосковные владения думному дьяку Федору Федоровичу Лихачеву (ум. 1663), после смерти которого имением владел его внук, князь Петр Иванович Прозоровский (1654–1720). При Прозоровском появился скотный двор, в состав которого также входили жилые помещения для, обслуживавших хозяйство дворовых людей. Именно тогда возникло существующее до сих разделение основной территории вотчины на усадьбу и экономию, объединяющую основные хозяйственные постройки. Прозоровский в 1719 году подарил Черёмушки своей дочери, княгине Анастасии (Настасье) Петровне Голицыной (1665–1729).
Голицыны владели усадьбой до 1770 годов. При них приезжала в 1749 году в усадьбу императрица Елизавета Петровна. Затем имением владели два офицера-фабриканта: подпоручик Матвей Петрович Зиновьев (до 1779 года) и капитан Василий Андреевич Выродов (с 1779 по 1781 год).
С июня 1781 года — владелец имения князь Сергей Александрович Меншиков (1746–1815),
внук соратника Петра Первого Александра Даниловича Меньшикова. Сразу же после приобретения Черёмушек Меньшиков капитально перестроил усадьбу. В 1786–1787 годах был сооружен сохранившийся до наших дней каменный двухэтажный господский дом усадьбы, поставленный на месте предыдущего.
Был сооружен огромный комплекс так называемой «Экономии», объединяющий служебные и хозяйственные постройки.
Владело имением семейство Меньшиковым до 1880 года, когда имение было продано разбогатевшему купцу коммерции советнику Василию Ивановичу Якунчикову (1827–1909), владельцу торфоразработок и Воскресенской мануфактуры.
Семейство Якунчиковых владело имением до 1917 года.
Именно при них усадьбу разрезала на две части дорога, впоследствии ставшая Большой Черемушкинской улицей.
После революции имение было национализировано и выпотрошено, вещи из имения были вывезены в Москву. Имение стало центром совхоза «Якунчиково», по фамилии последних владельцев.
Затем каждая часть разделенной усадьбы стала жить своей жизнью.
В годы нэпа в господском доме Черёмушек был устроен частный дом отдыха (пансион), оставшийся в памяти местных жителей как «бордель». После частного дома отдыха — в доме появился дом отдыха для работников Метростроя. В 1945 году в усадебной части Черёмушек разместилось загадочное учреждение, носившее таинственное и вместе с тем непонятное название — Лаборатория № 3 (в настоящее время Институт теоретической и экспериментальной физики имени Алиханова).
Крупный ученый-ядерщик Абрам Исаакович Алиханов (1904 — 1970) стал первым директором Лаборатории № 3, полное название «ТТЛ (Теплотехническая лаборатория) АН СССР».
В 1949 году здесь был пущен первый в СССР тяжеловодный исследовательский реактор.
Под руководством А. И. Алиханова и В. В. Владимирского были разработаны и сооружены промышленные тяжеловодные реакторы для производства плутония, трития и изотопов.
Комплекс «Экономии»
с середины 1920-х гг. занимала опытно-показательная станция Московского механического института имени М. В. Ломоносова, а в 1937 году «Экономия» была передана Московскому зооветеринарному институту, готовившему кадры военных ветеринаров для Красной армии, ныне её занимает
Всероссийский научно-исследовательский институт гельминтологии имени К. И. Скрябина.
Попасть в усадьбу проблематично до сих пор, что в усадебную часть,
что в бывшую «Экономию».
В разных местах «Экономии» или другое название «Конный двор» располагаются симпатичные башни.
Но вот только северо-западные башни
немного отличаются от юго-восточных башень.
Походим вдоль стен,
раз нельзя попасть вовнутрь.
Зима добавляет дополнительные снежные узоры, а кому-то приходится снег с крыш скидывать.
Интересно выглядит здание,
только неясно что внутри него находится.
Возможно здесь находится одно из помещений Музея гельминтологии, который располагается в 5 строениях усадьбы.
В Музее собраны уникальные экспозиционные и научные коллекции. Основой его явилась коллекция гельминтов от домашних и диких животных, собранная К. И. Скрябиным в 1907–1911 годах в Средней Азии. Начиная с 1920 года коллекция музея пополнялась за счёт сборов 250 союзных гельминтологических экспедиций, работавших в различных районах страны — от Крайнего Севера до юга Армении, от западных границ до Чукотки и приморского края на востоке. В пополнении музея принимали участие видные советские учёные, практические врачи — медики, биологи, ветеринары. В коллекции музея представлены материалы от спонтанно и экспериментально инвазированных животных. Доступен только специалистам и студентам медикам и ветеринарам. Но честно говоря, лично меня сюда совсем не тянет.
Бросаем последний взгляд на усадьбу и отправляемся дальше гулять по заснеженной Москве.
Адрес: Москва, Большая Черёмушкинская улица, дома № 25 и № 28.
Примечание: Использована информация с сайта: itep.ru/about/history/