В 1900 году в Колпачном переулке появился дом больше похожий на готический замок.
В 1900 году в Колпачном переулке появился дом больше похожий на готический замок.
Построил его архитектор Карл Васильевич Трейман для одного из богатейших людей России того времени барона Андрея (Иоганна-Андреаса) Львовича Кнопа (1855–1927).
Иллюстрация из альбома «Кренгольмская мануфактура. Историческое описание, составленное по случаю 50-летия её существования» СПб. 1907 г. (Из Интернета)
Как всё же несправедлива судьба к различным людям. Про архитектора Треймана мы не знаем практически ничего, даже даты рождения и смерти, а его творение стоит до сих пор и радует взор. Даже электростанция построена под стать особняку.
Совсем другое дело Андрей Львович Кноп. Андрей Львович Кнопп. Только перечень его должностей, выглядит внушительно: «действительный статский советник (1912 г.), директор-распорядитель торгового дома „Людвиг Кноп“(1901–1916), председатель правления товарищества „Эмиль Циндель“ (с 1901 г.), председатель совета Московского учётного банка, председатель правления товарищества „Волокно“ (преемник торгового дома „Людвиг Кноп“), директор правления Товарищества Кренгольмской мануфактуры, директор правления Товарищества Вознесенской мануфактуры С.Лепешкина сыновей, директор правления Товарищества Екатерингофской бумагопрядильной мануфактуры, член совета Московского торгового банка, член правления Андреевского хлопко-промышленного товарищества, член правления Потеляховского хлопко-промышленного товарищества, член правления Товарищества на паях для внутренней и вывозной торговли мануфактурными изделиями, член совета Московского частного коммерческого банка, член правления Московско-Волжско-Бакинского нефтепромышленного товарищества.»
А всё началось с его отца Иоганна Людвига Кноппа (1821–1894), родом из Бремена.
Он приехал в Россию юношей и понял, что в России можно жить и зарабатывать деньги. Иоганн Людвиг Кнопп стал Львом Герасимовичем Кнопом и сменил подданство.
Бытует легенда, что многие сделки в тогдашней России заключались купцами в питейных заведениях, Кноп первых своих клиентов мол так и нашел, в том числе Савву Васильевича Морозова (1770 — 1860), основателя династиии Морозовых. Для русских купцов услуги Кнопа обходились дорого, но он обеспечивал запуск текстильных, ткацких и красильных фабрик «с нуля» и «под ключ». Обеспечивая поставку оборудования, специалистов и даже сырья, занимаясь куплей-продажей хлопка. Конторы Кнопа были открыты в США (Новый Орлеан) и Индии (Бомбей). В России он был совладельцем 122 фабрик. За его вклад в текстильную промышленность России в 1877 году был пожалован титул барона российским императором Александром Вторым.
Не каждый человек, тем более приезжий, удостаивается попаданием в русскую поговорку: «Где церковь, там и поп, где казарма, там и клоп, а где фабрика — там Кноп.»
Андрей был отправлен мальчишкой на родину отца в Бремен, где получил среднее и высшее образование. Затем Великобритания и США, где молодой барон набирался опыта в текстильном производстве. В 1882 году вернулся в Россию и продолжил дело отца.
После революции пришлось ехать в обратном направлении — в Германию через Эстонию. А здание как переходящий приз перешло государственным учреждениям.
Сначала здесь квартировало представительство Украинской ССР, не зря же практически за спиной усадьбы находилась Хохловка, затем Комитет по высшему техническому образованию при ЦИК СССР. Дольше всех здесь находился горком комсомола — с конца тридцатых годов и до 1991 года. Считается, что здесь Зоя Космодемьянская получила путёвку на фронт и ушла в бессмертие.
Послевоенные комсомольцы придумали байку. Мол барон построил здание для своей любовницы балерины и никуда её не выпускал. Она умерла от горя и тоски, а её привидение бродит по залах особняка.
После развала Советского Союза здание досталось тоже одному из богатых людей России, как и построившему особняк барону Андрею Кнопу. Только другой России, постсоветской. Новый владелец сочетал в себе черты комсомольского прошлого и предпринимательского настоящего. Звали его Михаил Борисович Ходорковский.
Томас Роберт Дьюар (англ. Thomas Robert Dewar) (1864–1930) в рамках продвижения шотландского виски под брендом «Dewar’s» отправился в кругосветное путешествие и результате написал книгу «Путешествие вокруг света». У него было своеобразное чувство юмора и один совет его может пригодиться мужской половине пишущей братии сайта: «Не греши, и мужья тебе не страшны; не пиши — и жёны тоже!«
Причём тут виски и Томас Роберт Дьюар? Может он тоже родственник Кнопа?
Да нет, всё гораздо проще. В его особняке в Лондоне собиралась интеллектуальная элита города. Джентльмены наслаждались беседой, утонченным букетом шотландского виски Dewar`s и чтением книг.
В 2009 году благодаря Сергею Юрьевичу Юрскому состоялись первые Dewar’s чтения в России. В рамках проекта известные журналисты, актеры и писатели читают свои любимые стихи и прозу.
Несколько раз «Dewar’s чтения» заглядывали и в особняк Кнопа.
20 декабря 2011 года гостем чтений в замке Кнопа был радио- и телеведущий Алекс Дубас, он же Алексей Топорков, со своей первой книгой «Правила аквастопа».
25 января 2012 года — кинорежиссёр и сценарист Андрей Сергеевич Кончаловский с книгой художника Константина Алексеевича Коровина «Воспоминания о Федоре Шаляпине».
16 февраля.2012 года — тележурналист и телеведущий Владимир Владимирович Познер со своей книгой «Прощание с иллюзиями».
Не только чтениями славен ныне особняк. В 2013 году здесь прошёл закрытый показ коллекции одежды и обуви известного театрального художника Владислава Репина. Именно им как-то было сказано: «Одевайтесь хоть в перья, если вам в них комфортно».
Жизнь особняка продолжается…
Адрес: Москва, Колпачный переулок, 5