Трудно сказать, сколько лет на Земле существует человеческая цивилизация. Зато можно с уверенностью говорить о том, что именно астрономия является самой древней наукой. За звёздами наблюдали: шумеры, египтяне, китайцы, ацтеки, инки, майя и множество других народов. Оттолкнувшись от астрономии в нашем мире стали развиваться другие науки. Благодаря астрономам мы получили компас, часы и множество других приборов.
На Руси за звёздами наблюдали с самых древних времён, однако как наука астрономия начала развиваться в эпоху Петра.
В 1692 году на колокольне в Холмогорах, близ Архангельска, по инициативе архиепископа Афанасия, была оборудована первая в России астрономическая обсерватория в специально выделенном помещении для наблюдения звездного неба. Следующая обсерватория появилась в 1701 году в Москве при Навигацкой школе — на Сухаревой башне.
Первая официальная обсерватория (академическая) была основана Петром I, одновременно с академией наук, в 1725 году в Петербурге (открыта при Екатерине I).
XIX век стал периодом бурного развития астрономической науки и небесной механики. Как в Европе, так и в России стали появляться новые обсерватории. Знаменитая Пулковская обсерватория была открыта 7 (19) августа 1839 года. В Москве при Московском университете также открылась обсерватория, причём произошло это чуть раньше в 1804 г. Её попечителем стал М. Н. Муравьёв (1757 — 1807).
Располагалась она на Моховой улице на крыше главного здания университета. Жаль, но та деревянная обсерватория погибла в огне пожара 1812 года.
В 1831 г. на Пресне, на участке земли подаренном Московскому университету в 1827 г. купцом-меценатом З. П. Зосимой, появляется новая, каменная обсерватория, пригодная не только для учебных, но и научно-исследовательских целей. В настоящий момент она является одним из старейших астрономических учреждений России.
Пресненскую горку причисляют к одному из семи холмов, на которых обустроилась Москва.
В настоящем Пресня обрастает высотными домами. Они заслоняют и вытесняют старину. Что поделать, даже коренные москвичи, и те не все знают, что за деревянными воротами одного из старых домов в Нововаганьковском переулке выглядывает купол не церкви, не мечети и не синагоги. Нет — это купол старейшего храма всех российских астрономов.
1 из 3
Попадая на его территорию,
удивительным образом переносишься в начало прошлого века.
1 из 2
Как следствие подобного, это место облюбовали киношники.
Внутри дворика снималось большое количество фильмов.
Один из таковых «Московские каникулы».
В 1903 г. для астрономов, работавших в обсерватории, на её территории был построен дом. Удивительно, но деревянный дом дошёл до нас в прежнем виде. Конечно от времени он покосился, но, самое удивительное, в нём по-прежнему живут.
По словам гида, жильцы уезжать отсюда категорически не хотят, все они, как правило, потомки тех, кто был так или иначе связан с обсерваторией.
1 из 2
Обратим же наконец взор на само здание обсерватории. Повторюсь, возводить его начали в начале 30-х позапрошлого века и построили всего за год.
Наиболее важную и масштабную перестройку обсерватории осуществил на рубеже XIX и ХХ вв. ее директор В. К. Цераский (1849–1925). К круглой башне главного здания была пристроена аудитория, а на самой башне установлен вращающийся купол и 15-дюймовый телескоп-астрограф, долгое время являвшийся одним из самых больших астрономических инструментов в России.
1 из 2
У главного входа табличка.
Рядом с парадной лестницей подвал, который также отмечен старой советской табличкой.
Под зданием на восьми метровой глубине во время войны располагалась служба точного времени. Она не прекращала работу даже в самые тяжёлые месяцы, когда астрономические наблюдения приходилось вести под обстрелом вражеских войск.
Если вы попадёте в обсерваторию, а попасть сюда можно только по предварительной договорённости с экскурсией, в этом случае вам предложат сперва посмотреть тот зал, где заседали учёные.
В разное время здесь слушали лекции М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен, М. В. Васнецов (сын художника В. М. Васнецова). В настоящем здесь также проводят лекции. На стенах старые фотографии, портреты и картины. На стендах и на столах экспонаты.
1 из 4
Первым директором обсерватории (с 1831 по 1851 гг.) стал Д. М. Перевощиков (1788–1880) — видный российский ученый, ректор Московского университета (1848–1850), с 1855 г. действительный член Петербургской академии наук. Его деятельность одним только небом не ограничилась.
В 1847 г. по Высочайшему повелению императора Николая I Перевощиков был награжден бриллиантовым перстнем за руководство работами по установлению громоотводов на Большом Кремлевском дворце.
Обсерватория на Пресне сыграла важную роль в развитии отечественной и мировой астрономии.
В Х1Х — начале ХХ вв. её учеными был выполнен ряд фундаментальных научных исследований: разработана механическая теория кометных форм и проведены первые в России спектральные наблюдения небесных объектов, в частности Солнца (Ф. А. Бредихин).
Именно в этом зале у окна Л. П. Цесарская (учительница французского языка и супруга директора обсерватории) сидела и рассматривала первые снимки звёздного неба.
Женщина основательно испортила зрение, но при этом открыла миру 219 переменных звёзд. Сам Витольд Карлович Цесарский в 1895 г. открыл ночные светящиеся (так наз. серебристые) облака и определил их высоту — 75 км (по современным оценкам 80–82 км).
В. Т. Цесарский занимал должность директора дольше всех (1891 — 1916 г.). Его вклад в развитие отечественной астрономии переоценить довольно сложно.
В конце ХIХ века на базе обсерватории началась регулярная работа службы времени, а в начале ХХ в. часовщики и представители ведущих государственных служб приезжали по понедельникам на Пресню, чтобы проверить свои хронометры. 1 сентября 1931 г. из обсерватории началась подача сигналов точного времени по радио. Служба точного времени была очень важной для населения страны.
В годы войны многие сотрудники, аспиранты и студенты-астрономы ушли на фронт. 10 из них героически погибли, защищая Родину. Студентка, штурман женского авиаполка Е. М. Руднева была посмертно удостоена звания Героя Советского Союза. Сейчас её именем названа одна из улиц Москвы.
Женя была так называемой «ночной ведьмой», летала на У-2, была подбита и сгорела в небе в 1944 г. в районе Керчи.
Автором бюста отважной лётчицы стал А. В. Чуйков(1946–2012) — советский и российский скульптор, сын маршала В. И. Чуйкова. После создания гипсового изображения Александр Васильевич планировал повторить его в бронзе. Смерть скульптора остановила его планы.
Мы же переходим в следующий зал — он необычайно интересен. Посредине просторного зала закруглённая стена.
В одном её месте имеется дверь. Что это за дверь? Об этом мы узнаем чуть позже.
Отмечу, что сам зал представляет собой музей.
Возле стен стеллажи с экспонатами.
Здесь можно детально рассмотреть астрономические приборы
и телескопы.
На одном из стендов предметы не имеющие прямого отношения к астрономии. Среди таковых закруглённая табличка с номером дома обсерватории (в Советские годы Нововаганьковский переулок носил имя Павлика Морозова).
1 из 2
На столе среди различных предметов обращает на себя внимание старый фотоснимок.
Возможно именно его изучала Цесарская. Я посмотрел — все точки, обозначающие звёзды, сливаются! Как и что можно там различить?.. Неудивительно, что Цесарская испортила зрение. Кстати, под самим снимком фотография, где она, сидя за столом, изучает как раз звёзды.
Вызывают интерес метеориты. Среди таковых кусочек упавшего совсем недавно в районе Челябинска.
По словам сотрудницы музея, если метеорит когда-то упал в степи, то его осколки ищут в первую очередь во дворах местных жителей. Большие необычные камни люди так или иначе стараются приспособить в хозяйстве. Упавшими звёздами очень часто придавливают крышки бочек, где солятся капуста или огурцы.
В круглой стене открывается дверь, и мы поднимаемся вверх по винтовой лестнице.
Её чугунные узорчатые ступени можно также считать музейным экспонатом. Под нашими ногами они издают особые неповторимые звуки. И здесь невольно представляешь, как по этой лестнице спускались и поднимались уставшие астрономы, как звенела лестница, когда кто-то из них бежал не разбирая ступеней, окрылённый открытием.
1 из 2
На втором этаже библиотека. По декору и по интерьеру она резко отличается от нижнего зала.
1 из 3
На полках множество книг, причём расставлены они весьма хаотично. Ряд книг датирован серединой XVIII века. Библиотеку периодически посещают студенты.
1 из 2
Ну, а мы, перейдя по коридору, и далее поднявшись по лестнице, попадаем в святая святых — в обсерваторию. Её главная достопримечательность — 15-дюймовый телескоп-астрограф, созданный в 1900 году.
Конструкция телескопа не изменена, управляется он так же, как и 100 лет назад. Только купол и подъёмник управляются с помощью автоматики, всё остальное делается вручную.
Телескоп до сих пор в рабочем состоянии, хотя, конечно, научных наблюдений на нём не проводят.
1 из 4
Мои познания в астрономии и в телескопах довольно скромны. Для меня стал открытием тот факт, что телескоп, фотографирующий звёздное небо, должен вращаться вместе с ним, иначе звёзды на фото получатся смазанными. Но как подстроить движение телескопа под вращение неба?
1 из 2
Оказывается, всё это было просчитано ещё в позапрошлом веке. В свою очередь, мы (обыватели) о подобных тонкостях ничегошеньки не знаем. И потому было особо приятно услышать, что все детали телескопа-астрографа (кроме линз) были изготовлены в России.
Думаю, ни одна наука настолько сильно не захватывает человека как астрономия. Если учёные разных стран стараются скрыть друг от друга новые разработки, то астрономы, наоборот, своими открытиями бескорыстно делятся.
Новоявленным космическим объектам принято давать чьи-то имена. По негласному соглашению астрономы не называют звёзды, кометы и планеты именами людей, так или иначе связанных с войной. Астрономы хорошо понимают общность предназначения человеческого рода и всей нашей цивилизации.
Помню, я в своё время довольно плотно общался с человеком, который был увлечён астрономией. Мой друг купил телескоп, но из-за малого увеличения детально разглядеть получалось только Луну. Будучи у него в гостях, я тоже наблюдал за Луной. Я покрутился возле прибора 5 минут, и далее мне это надоело.
Мой друг смотреть в окуляр мог часами. С особой гордостью он рассказывал, как один раз между Землёй и Луной ему довелось видеть падающую звезду. Та секундная искорка зажгла для него жизненный факел счастья!
В хорошую погоду посетителей обсерватории выпускают на балкон, который опоясывает купол.
Я же, вместе с другими экскурсантами, с превеликим удовольствием просто посмотрел из окон на Москву — такую знакомую и одновременно загадочную.