Особняк владельца тонкосуконной фабрики Василия Дмитриевича Носова в Москве — уникальный образец модерна даже для Москвы, где с этим архитектурным стилем дела обстоят неплохо. Во-первых, это единственный в Москве деревянный дом в этом стиле. Во-вторых, автором проекта является выдающийся архитектор Лев Кекушев. Наверное, первое и второе многим бы хотелось поменять местами, но то, что дом именно деревянный снаружи и изнутри — поражает воображение. Это трудно предположить глядя на его внешний вид, но охотно верится когда попадаешь внутрь: он пахнет деревом. Таково было желание заказчика: купец-старовер Носов считал (и небезосновательно), что в деревянном доме жить здоровее. И в-третьих, особняк находится далеко от центра даже в современных реалиях, а уж в начале века — это была рабочая окраина с фабриками, казармами для рабочих, такая промзона тех лет. И это тоже был выбор заказчика: Носов хотел жить рядом со своей фабрикой. Правда в начале века дом был окружён садом, из окон был виден берег реки Яузы, почти сельская пастораль. Тогда никто и предположить не мог, что через несколько лет рядом с особняком (окна в окна) появится краснокирпичная махина Электрозавода, пастораль даст трещину, а ещё через несколько лет, в силу известных событий 1917 года и само слово пастораль исчезнет из обихода.
В доме были реализованы самые современные технологичные новшества, которые делали жизнь в доме довольно комфортной: центральное водяное отопление, приточно-вытяжная вентиляция, канализация и электрическое освещение.
«Театр начинается с вешалки», а дом начинается с ограды (знающие люди правда говорят что ограда не только не родная, но даже не повторяет первоначальную и вообще не на том месте).
Парадная лестница из мореного дуба (эта лестница и камин в гостиной полюбились кинематографистам, например в фильме «Вариант Омега»)
На втором этаже несколько небольших комнат — женская половина.
Лестничная площадка, можно передохнуть на диванчике и полюбоваться шикарным окном в стиле модерн. Из окна виден прежний дом Василия Дмитриевича Носова.
Естественно за сто лет бурной истории (после революции в особняке разместился детский сад, возможно это его и спасло) первоначальные интерьеры не сохранились, но реконструкция интерьеров начала века вполне аутентична.
Несколько комнат особняка стилизованы под гостиную, кабинет, столовую.
Сохранилось несколько декоративных каминов отделанных майоликовой плиткой.
Разнообразные изящные люстры, латунные ручки оконных рам и изящные декоративные мелочи на каминных полках — все работает на создание атмосферы.
Сегодня это Молодежный историко-культурный центр «Особняк Носова» и филиал Российской государственной библиотеки для молодежи.
Напротив особняка располагается еще одно интересное здание в неоготическом стиле. Здание завода резиновых и телеграфных производств («Проводник») построено в 1915 году архитектором Евлановым (испортили вид из окон особняка, в Москве так часто бывает). Производство было перенесено из Риги в связи с началом Первой мировой войны. Впоследствии завод перепрофилировали в электроламповый.
С другой стороны от особняка находится еще одно интересное здание, совсем в другом стиле. Здание построено в 1903 году как Введенский народный дом (типа дома культуры для рабочих) ещё одним из корифеев модерна Ивановым-Шицем. В советские времена народный дом был перестроен до неузнаваемости. Богатая и интересная история здания, например, в 80-е годы в нем проходила премьера фильма «Асса» (тогда это был дом культуры МЭЛЗ).