Переехав в Москву, я начала активно знакомиться с близлежащими достопримечательностями. Эта осень у меня получилась богатой на поездки к уникальным храмам и усадьбам. Дошла очередь до Марфино. Настораживало то, что многие писали, что просто так туда не попасть: там находится санаторий Минобороны России, и надо искать где-то лаз или дырку в заборе. Морально подготовилась, подумав, что ничего страшного — пролезу. Ну и, на всякий случай, взяла паспорт и немного кэша — уламывать охранника. Но, видимо, дырки в заборе рабочие замучились заделывать, и здравый смысл возобладал: теперь на входе в окошко покажи паспорт, заплати 50 рублей (можно по карте), получи пропуск и — гуляй! Выдохнув и с облегчением убрав из головы варианты незаконного проникновения, я зашла на территорию. Чистенько, слева и справа деревца. Единственное — день был настолько пасмурный, что было почти темно. Но дождя не было, и на том спасибо.
Но это было потом. А сначала я на электричке доехала от станции Савёловская до станции Катуар. Название такое французское, но грязища там вполне российская. Своим названием станция Катуар обязана купцу и промышленнику французского происхождения — Льву Ивановичу Катуару, который пожертвовал средства на строительство станции. Видимо, вокзал и платформы будут ремонтироваться. Поэтому идешь по деревянным лабиринтам. На привокзальной площади нужно сесть на автобус № 37, который минут через 15 доставит до конечной станции (ходят примерно раз в 20 минут).
Без подсказки водителя я бы вход не нашла: он затерялся слева от остановки среди железных заборов. Дальше узенький мостик через реку Учу. Но то, что я потом увидела, заставило меня остановиться. Как же красиво! Это Готический мост, построенный по проекту архитектора Михаила Быковского. Оказывается, он не принадлежит Министерству обороны, поэтому никто его не реставрирует, и он разрушается.
6
6
Подойти к нему я не смогла: он окружен безобразным двойным забором, да еще и арматурины торчат. Через один забор я руку с фотоаппаратом просунула, а второй был далеко. Вот такая красота гибнет.
1
Перейдя через реку, я повернула налево и довольно долго шла по улице. Богородице-Рождественский храм был возведен в 1707 году при князе Борисе Алексеевиче Голицыне, по проекту крепостного зодчего В. Белозерова. Но зодчий немного изменил утвержденный князем проект. Возвратившись в Марфино, князь приказал выпороть его розгами. В душевном потрясении Белозеров умер от остановки сердца. Крепостного зодчего похоронили рядом с церковью, которую он возвел своими руками.
1 из 2
6
Напротив него небольшая зимняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Она была возведена в 1777 году при И. П. Салтыкове. Церковь построена в стиле классицизма и относится к типу церкви «под звоном».
3
В церкви я хотела зайти на обратном пути, но вечером они были уже закрыты. Дальше путь пролегал мимо жилых домов и разрушенных теплиц. И наконец, на площади, кстати со стоянкой для машин, я увидела небольшую очередь в кассу. Купив билет, я вошла на территорию.
Вскоре показались корпуса санатория. Новый современный санаторный комплекс был возведен в 1991 году. Спальный, лечебный, оздоровительный комплекс и бассейн находятся под одной крышей.
2
4
Справа от них — нарядные здания бывших псарен. Очень позабавило, что в одной из них (восточной) теперь салон красоты.
1 из 4
К корпусам санатория они повернуты задней стороной, а красивая сторона с колоннами смотрит на усадебный дом.
4
Но в глаза неприятно бросился диссонанс в окраске: если сам дворец красно-кирпичного цвета, то лестницы ярко-розовые. Перед дворцом находится пруд с вездесущими утками.
4
И вообще на территории очень много воды: прудики, лужицы, ручейки и даже водопадики.
5
3
4
Ближе было обойти справа по розовым мостикам, но меня привлек этот водный мир. Приятно было пройтись, шурша опавшими дубовыми листьями. Сами исполины стояли уже голыми. Было тихо, только журчали водопадики, падая из одного озерца в другое.
Вскоре показалась беседка-полуротонда (предположительно, архитектор Львов Н.А.). Она служила музыкальным павильоном. Беседка появилась в то время, когда усадьба принадлежала графу Ивану Петровичу Салтыкову, в 70-80-х годах XVIII века. Музыка, исполняемая здесь, пронизывала всю южную часть парка.
1 из 3
3
Недалеко от нее уже современная белая площадка.
2
После нее я спустилась по лестнице у пруду.
1 из 3
5
Между пролетами лестницы стоит вот такая симпатичная собачка. Это памятник ротвейлеру Султану — любимой собаке графини Паниной, бывшей владелицы усадьбы. Графиня С. В. Панина, между прочим, первая женщина-министр в правительстве России.
1 из 2
2
Я спустилась к водоему и пошла вдоль берега. Но увидев среди деревьев высокую ротонду, поднялась к ней. Это двухъярусная ротонда «Миловида». Виды из этой беседки, стоящей на склоне крутого холма, на живописный пруд и окрестности, действительно, «милые».
5
Само сооружение состоит из двух ярусов: массивный нижний имеет несколько арочных проходов, и второй ажурный павильон с округлым куполом и 8-ю колоннами по периметру. Авторство беседки приписывается архитектору Н. А. Львову. В верхней части «Миловиды» можно увидеть скульптуру Аполлона Бельведерского.
2
Напротив этой ротонды через пруд переброшен узкий (современный) мостик на небольшой остров. А дальше снова мое внимание привлек Готический мост, над состоянием которого я горевала вначале.
4
По дороге к нему на постаментах сидят два грифона, глядящие целые века на воду. Конечно, не утерпела забраться к одному из них.
1 из 3
5
Дошла по берегу снова до Готического моста, но и здесь к нему было не пробраться.
1 из 2
6
Вокруг походила, пора и ко дворцу! Состояние у него, мягко говоря, терпимое, но… Лестница полуразрушена, ну и как-то глаза замечают «потертости». А дворец красив!
5
7
При Иване Грозном воеводой был боярин В. П. Головин; с ним-то и связано первое упоминание об усадьбе в середине XVI века. В разные времена владельцами усадьбы были воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын, его сын князь Сергей Борисович Голицын; генерал-фельдмаршал, генерал-губернатор города Москвы граф Петр Семенович Салтыков; граф Владимир Григорьевич Орлов; министр юстиции России граф Виктор Никитич Панин. В собственности Паниных усадьба оставалась до Октябрьской революции. Во время Отечественной войны 1812 года усадьба была сожжена и частично разрушена отрядом французов-мародеров. Наивысшего расцвета Марфино достигло в 1760–1770-е годы, когда усадьбой владел фельдмаршал Петр Семенович Салтыков. При нем был создан обширный архитектурный ансамбль в стиле классицизма: возведен усадебный дом, при участии датского садовника Сиропа разбит регулярный парк с двумя беседками, построен мост через пруд.
Одна из версий названия: село получило его в честь любимой дочери князя Бориса Алексеевича Голицына, Марфы, которая утонула с двумя маленькими дочерьми в Волге под Астраханью. Другая версия: Марфино названо в честь сестры Марии — евангельской Марфы.
В 1918 году усадьба была национализирована, и в ней проходили практику студенты сельскохозяйственной академии. С 1919 по 1923 годы на территории усадьбы располагалась детская колония, директором которой была жена наркома просвещения — А. А. Луначарская.
С 1930 по 1941 год в усадьбе располагался дом отдыха Управления ВВС РККА «Красный летчик».
С начала Великой Отечественной войны в усадьбе был развернут фронтовой госпиталь и расположен штаб 64-ой отдельной Морской стрелковой бригады, а с 1 апреля 1944 года санаторий-профилакторий для офицерского состава Московского военного округа.
Дворец красив своими деталями: окнами, дверями, зубчиками. К сожалению, зайти внутрь главного дома нельзя — он не является музеем.
1 из 4
7
Сбоку от дворца находятся вот такие симпатичные ворота,
6
к которым примыкает сторожка.
8
С парадного въезда дворец немного другой: по-другому выглядит центральная часть, шире и наряднее окна.
5
По бокам симметрично располагаются два флигеля.
1 из 2
3
Перед дворцом спуск к пруду.
3
А если обойти западный флигель слева, то по розовой лестнице можно спуститься к симпатичным водоемчикам.
2
1
Отсюда через ветви деревьев можно увидеть Собор Рождества Богородицы, мимо которого я проходила вначале.
4
Поднявшись наверх, я по знакомой дорожке отправилась обратно.
2
На выходе бросила карту в приемник и пошла на автобус.
1 из 4
Карта на вход / выход
Усадьба понравилась, только невнимание властей к разрушению уникальных объектов оставляет горькое чувство. Пока ждала автобус, спустилась к реке, чтобы бросить прощальный взгляд на мост. Что его ждет?