Много лет я проходила мимо этого дома или видела его из окна троллейбуса, отмечала про себя его необычный для старого исторического района внешний вид, но войти внутрь никогда не надеялась. Наверно, если чего-то очень хочется, и не одному человеку, а многим, чудо в конце концов произойдёт.
С экскурсиями в московские особняки дело обстоит не очень хорошо. Чаще всего потому, что они заняты какими-либо учреждениями. Однако в последнее время некоторые туристические фирмы имеют возможность проводить там экскурсии, хоть и не так часто, как хотелось бы. Рассказ о посещении особняка Смирновых на Тверском бульваре я прочитала на нашем сайте. Рассказ был подробный, с историческими фактами и очень грамотным обзором архитектурных особенностей.
3
Но ведь хочется увидеть собственными глазами! Перелистывая страницы сайта «Магазин путешествий», услугами которого я пользуюсь уже много лет, я обнаружила, что они проводят экскурсии в несколько интересных московских особняков, с том числе и в дом Смирновых. И всего три экскурсии были предложены именно на рождественских каникулах, дальше даты указаны не были. Ну что ж, преодолеем зимнюю спячку и лень, чтобы позже не было мучительно больно…
И вот мы на Тверском бульваре. Дом не входит в объектив, так что пришлось склеивать даже не две, а три фотографии, чтобы получить представление о его размерах и разнообразии в отделке его частей. Надо сказать, перед архитектором Шехтелем, которому Пётр Петрович Смирнов, сын и наследник «водочного короля» Петра Арсеньевича Смирнова, заказал перестройку дома в стиле модерн, стояла задача не из лёгких. Предстояло не новый дом построить, как для Рябушинского, здесь же, неподалёку, а переработать уже имеющееся здание, архитектура которого была далека от новомодного стиля. Затея безумно дорогая. Но ведь, если посмотреть, все особняки в стиле модерн были возведены для очень богатых людей, и дворян среди них не было. Всё предприниматели — Морозовы, Бахрушины, Рябушинские, Носовы, Смирновы…
А если в деталях… В архитектуре модерна есть несколько основополагающих принципов, на которых каждый художник выстраивает свои интерпретации: асимметричная композиция фасада; разница фактур в облицовке зданий; эркер как ведущий архитектурный акцент; элементы орнамента в декоре (комбинации из окружностей, прямых и волнистых линий). Всё это присутствовало в новом проекте Шехтеля. Он переделал фасад здания, добавил балкончик,
1
длинные полукруглые и широкие так называемые магазинские окна,
3
застеклённый эркер.
2
Во внутренний двор можно попасть через арку, открыв калитку ворот.
2
Решётка на них вряд ли шехтелевская сохранилась, но вид из подворотни тоже интересный. Хотя кто знает… На решётке балкона есть похожие детали, но мы рассмотрим их внутреннего двора.
1
Отсюда же можно рассмотреть пристройки, спроектированные Шехтелем: эркер и прямоугольную — для размещения бального зала.
1
И уж, безусловно, вы не могли не отметить плавность линий в деталях и декоративной отделке здания и скромный растительный орнамент на его фасадах.
Но особенно тщательно подошёл архитектор к внутреннему оформлению дома.
Главный принцип модерна — интерьер и архитектура должны по возможности максимально повторять и продолжать друг друга. Иначе говоря, нельзя строить особняк в стиле модерн, а комнаты обставлять по канонам, скажем, барокко. Но опять же не получалось сделать всё в едином стиле, как в новом доме Рябушинского. К решению этой задачи Шехтель тоже подошёл творчески. Вот, например, как быть, если старое здание ушло в землю на 70 сантиметров и держалось на старинных каменных сводах? А вот как: превратим парусообразные своды в ассиметрично-плавные линии порталов! Да ещё добавим плавно расширяющиеся книзу лестницы с полукруглыми завершениями в виде волны — визитная карточка Шехтеля!
3
Лестницы, как известно, конёк Шехтеля. Прихотивые изгибы он придавал даже самым маленьким, как, например, в этом аванзале.
1
А вот самой большой, парадной лестницы, так же, как и помещения для зимнего сада, мы не увидим, потому что половину здания занимает Пенсионный фонд (конечно, в другом помещении им не работается, обязательно в историческом!), и экскурсии туда не пускают.
Экскурсию проводят только по парадным залам, в которых сохранились, хотя бы и частично, интерьер дома Смирновых. Их автор оформил в определённом историческом стиле: «Романский зал», «Египетский зал», «Рокайльная комната», «Греческий зал», «Классический зал», «Кабинет», «Аванзал» и «Будуар», что не отменяет их принадлежности модерну, так как этот стиль связан с национально-романтическими увлечениями, интересом к средневековому и народному искусству. Я покажу только самые интересные, на мой взгляд, интерьеры. Классические, как, например, греческий, все видели неоднократно.
3
Кабинет хозяина дома оформлен в силе готики. Стилеобразующим элементом Шехтель выбрал имитацию каркасных сводов из дубовых панелей. Этот элемент никогда не меняли, лишь закрашивали морёный дуб краской другого цвета. Краску убрали, и мы имеем возможность любоваться этими деталями в том виде, как их задумывал архитектор.
2
Кабинет относительно небольшой, чуть более 30 кв. метров. Два окна этого кабинета выходят на Тверской бульвар.
1
При внешней обыкновенности, у этих окон есть одна особенность, которая отличает именно модерн. Стёкла в окнах не ровные, а немного выпуклые, с огранкой по линиям рам. Если вам помнится рассказ об особняке купца Носова (https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/placeofinterest/29364/responses/3699), то такая деталь упоминалась при описании стёкол буфета. Я попыталась эту особенность запечатлеть, но чтобы её увидеть, надо хорошенько присмотреться. В другом ракурсе огранка стекла видна лучше, но возможности для другого ракурса не было.
1
Следующий зал — будуар, или малая гостиная. Как и положено, комната для будуара выделена не очень большая. В её оформлении всё говорит о принадлежности помещения женщине: гирлянды роз, украшающие лёгкие своды по углам,
Не удержалась, чтобы не снять рисунок на обоях. Конечно, обои — это первое, что приходит в негодность и легко заменяется. Дело в том, что рисунок для обоев тоже создавал архитетор. Если это даже не по эскизам Шехтеля сделано при реставрации, то стиль соблюдён безупречно.
2
Романский зал ошеломляет. В нём всё гипертрофировано: высокие потолки, стрельчатые окна, огромный камин, массивные порталы. Чтобы понимать, насколько всё велико, я сделала несколько фотографий с людьми и привычными предметами, величина которых известна, например с пианино.
4
5
Создаётся впечатление, что вы находитесь в средневековой базилике с её мощными стенами, тяжёлыми сводами и полуциркульными арками, из-под которых выглядывают страшные чудовища.
3
В интерьерах домов, построенных в стиле модерн, преобладают естественные пастельные тона: бежевый, тёплый коричневый, светло-серый, серо-голубой, соломенный, палевый, бледно-розовый, бордовый, различные варианты зелёного, в том числе болотный и оливковый. Шехтель и здесь был верен стилю.
На арке, противоположной окну, растительный орнамент и медальоны с изображениями мифических животных.
3
Стены и потолки украшены кельтским орнаментом на зелёном и тёмно-жёлтом фоне.
1
Обращает на себя внимание рельеф над порталом, на котором изображена аллегорическая битва собаки и дракона, смысл которой, как говорят знатоки, борьба за душу человека.
1
Особенно впечатляет огромный камин. Человек может войти сюда в полный рост, и создаётся впечатление, что это тоже портал на пути к адскому пламени.
4
Сверху он украшен рельефом с изображением битвы средневековых рыцарей.
2
Опорой для его колонн служат фигуры львов, будто стерегущих выход из недр камина. Именно выход, а не вход, потому что морды их не обращены в зал.
1
Со всех четырёх сторон капителей колонн расположены страшные маски злых чудовищ.
3
Говорят, что этот огромный зал служил хозяевам столовой. Почему Смирнов принял такое решение, неизвестно. Видимо, он получал удовольствие от созерцания стильного интерьера, удивлял гостей такой диковинкой, которой у других не было.
Однако вскоре после завершения работ в особняке, в 1906 году, Пётр Смирнов сдал дом под клуб Московского дворянского собрания. Через несколько лет после смерти главы семьи (в 1910 году) его вдова Евгения Смирнова продала особняк. С тех пор и до революции в нём располагалось Московской судебное управление. С 1922 года в здании заседал Революционный военный трибунал, и по иронии судьбы (а может быть, и не случайно) именно в этом зале выносились самые суровые приговоры. Вот и не верь после этого в воздействие символики!
Окно в романском зале я оставила напоследок не случайно. О его форме уже было сказано несколько слов, а витраж в нём не «родной», хотя и выглядит симпатично.
2
У Шехтеля витражи значительно интереснее (сравните с его витражами в особняке Рябушинского — я сделала коллаж из интернетных фотографий).
2
Да, чуть не забыла о массивной люстре. Это трофей, который привёз из Германии военный прокурор после окончания войны. Но по стилю очень подходит.
1
Зато в других помещениях система освещения, разработана Шехтелем. Она была новаторской для его времени. Вот, например, точечное освещение на плафоне розовой гостиной, или рокайльной комнаты.
7
Рокайльная, потому что имитирует причудливый стиль рококо. Для него характерна богатая лепнина с множеством изящных изогнутых линий.
6
В следующем, классическом зале, Шехтель преломил через модерн ренессансный стиль. Большая комната в зелёно-голубых тонах отличается шикарным лепным плафоном с сюжетами на морскую тему.
6
Создаётся впечатление, что на всех фигурах перламутровый налёт.
6
Особенно оно усиливается, когда рассматриваешь детали, как, например, эта розетка для люстры в форме раковины.
4
В каждом из четырёх углов написана монограмма латинскими буквами PES — первыми буквами имён владельцев особняка — Пётр и Евгения Смирновы.
3
В этом зале может заинтересовать камин из зелёного камня и ещё одно интересное обстоятельство, связанное с балконом, а именно форма его решётки — не связано ли это с морской темой интерьера? — и то, что уровень пола балкона находится выше уровня пола комнаты на 70 сантиметров! Это не просчёт архитектора, потому что балкон задумывался только как украшение фасада и не должен был располагаться на нём ниже положенного уровня.
1
И наконец, шикарный египетский зал. Для него Шехтель делал пристройку, заменив несущую стену мощными колоннами. Опять же всё познаётся в сравнении, поэтому первой интересно рассмотреть фотографию с фигурками людей, которые буквально теряются в глубине зала, а колонны на первом плане дают представление о толщине стен старого особняка. Зал был предназначен для приёмов и использовался как танцевальный.
1
Здесь тоже оригинальная система освещения. Кроме точечных светильников, которые расположены вдоль стен и колонн, над залом распростёрт огромный купол в виде солнца (бога Ра), протягивающего свои лучи к фигуркам людей в сценках, характерных для древнеегипетского изобразительного искусства. Кроме всего прочего, архитектор обязан был быть ещё и инженером. Плафон выполнял двойную функцию: кроме источника освещения, он прикрывал вентиляционное отверстие. Наверно, это отличительная черта архитектуры эпохи: знаменитый ялтинский архитектор Краснов при постройке дворцов в Крыму использовал этот же приём.
3
В той же стилистике выполнены порталы, пилоны, обрамления окон.
Тщательная реставрация позволила увидеть технику Шехтеля: египетские изображения тонко вырезаны в песчанике и прорисованы золотом.
5
Рассматривая всё это великолепие, невольно задумываешься о многогранности таланта Шехтеля. Ведь он занимался, выходит, не только разработкой декора, но и проектированием зданий и инженерных сетей. Он был знатоком истории искусства, владел различными техниками изобразительного искусства. Сейчас странно слышать, что его работы, как и работы других мастеров модерна, не принимали, критиковали за нарушение общепринятых правил. Причина была одна — это была революция в искусстве. Тем-то он нам, наверно, и нравится, этот короткий, но яркий период в искусстве, весь на нерве, на тонкой изломанной линии, на очаровании простого цветка. Как не вспомнить по этому поводу стихи Валерия Брюсова, современника Фёдора Шехтеля:
Я знал тебя, Москва, еще невзрачно-скромной, Когда кругом пруда реки Неглинной, где Теперь разводят сквер, лежал пустырь огромный, И утки вольные жизнь тешили в воде;
Когда поблизости гремели балаганы Бессвязной музыкой, и ряд больших картин Пред ними — рисовал таинственные страны, Покой гренландских льдов, Алжира знойный сплин;
Когда на улице звон двухэтажных конок Был мелодичней, чем колёс жестокий треск, И лампы в фонарях дивились, как спросонок, На газовый рожок, как на небесный блеск;
Когда ещё был жив тот «город», где героев Островский выбирал: мир скученных домов, Промозглых, сумрачных, сырых, — какой-то Ноев Ковчег, вмещающий все образы скотов.
Но изменилось всё! Ты стала, в буйстве злобы, Всё сокрушать, спеша очиститься от скверн, На месте флигельков восстали небоскрёбы, И всюду запестрел бесстыдный стиль — модерн…