Увы, я не любитель крепких напитков, но сходить «в гости к водочному королю Смирнову» мне показалось интересным. Сразу оговорюсь: дегустации не было! Дом Смирнова находится по адресу: Тверской бульвар, 18, стр. 1. Поскольку здание находится в частной собственности, то, насколько я поняла, попасть туда можно либо с экскурсией, либо заплатив арендную плату. Я ходила с экскурсией.
Здание стоит на месте старинных палат, построенных еще в 1760 году. То, что сейчас называется Тверским бульваром, в те времена было стеной так называемого Белого города. И все постройки были обращены фасадами на Кремль, то есть в противоположную сторону по сравнению с нынешними. В 1770-х годах Екатерина II распорядилась разобрать стену Белого города. А сама стена появилась в конце 16-го столетия. Это была по существу граница, за которой жили, естественно, непростые люди, которые состояли на государевой службе и были освобождены от всех земельных налогов. Стена была на белокаменном кирпичном фундаменте и выбелена известью — белая стена. Екатерина II своим указом распорядилась на месте стены, по примеру Франции, устроить место для гуляний — бульвар, или гульвар, как его тогда называли. Непростое время настало для домовладельцев: надо было менять фасады, повернув их к гульвару. Конечно, сами здания разворачивать не стали, а начали декорировать стены. Но в 1812 году в пожаре почти все сгорело. Земля в этом месте перешла к графу Орлову, который построил здесь несколько зданий, а в середине 19 столетия — к Базилевскому. Именно этот довольно богатый человек перестроил и объединил флигели. И в новом здании он устраивал пышные балы.
В 1900 году владение купил Пётр Петрович Смирнов — старший сын и наследник «водочного короля», пожелавший переделать дворец под себя. Смирнов пригласил своего друга Фёдора (Франца-Альберта) Шехтеля и заказал ему декорировать парадный фасад и сделать небольшую перестройку. Шехтель создал новый объем, сделав высокие окна, над ними картуш с монограммой владельца (до наших времен не уцелел).
3
Главным украшением фасада стал также и кружевной кованый балкон, напоминающий плывущий по волнам корабль. Но если приглядеться, то станет ясно, что балкон бутафорский, его нижний край находится вровень с окном.
3
Если пройти под аркой, то попадаешь во внутренний двор.
4
С той стороны Шехтель тоже внес изменения. Полукруглая пристройка — это единственная лестница, которая объединяет все этажи дворца. Внутри такой общей лестницы нет.
2
Еще одна пристройка слева от лестничной. В ней находится большой зал, который использовался для балов и выставок картин.
1
За этой пристройкой слева есть еще один объем, там был зимний сад и зверинец. Сейчас эта часть принадлежит Пенсионному фонду.
Сын Петра Петровича Смирнова — Арсений Петрович вспоминал, что в доме было 25 комнат и все они были оформлены по-разному. Роскошь интерьеров должна была соответствовать статусу «новой русской» элиты начала ХХ века. Сейчас восстановлено 8 залов.
Входя внутрь, мы сначала опускаемся на три ступени вниз. А когда-то здесь было «красное» крыльцо. Это показывает, как в городе поднимается культурный слой: на Тверском бульваре он поднялся уже на 70 см. Это Северный вестибюль. Здесь очень интересный пол. Когда-то пол был чугунным из знаменитого каслинского литья, которое большевики использовали для своих нужд. Потом пол был мраморным, а теперь — из стеклянных трубочек, похожих на монетки.
4
По белой мраморной лестнице, которая раньше была прямой, а Шехтель сделал ее с небольшим поворотом, добавив в конце волюты (повторяющие форму волны декоративные завитки), мы поднимаемся на полуэтаж.
2
Шехтель решил оставить причудливое многоуровневое внутреннее устройство дома.
1 из 5
В парадные залы отсюда нужно повернуть направо. Но кроме жилых помещений в здании были и рабочие кабинеты. В них — налево. Первый — небольшой рабочий кабинет Петра Петровича Смирнова — Готический кабинет (псевдоготический стиль). Во время экскурсии он был занят людьми, так что удалось сфотографировать только оригинальный потолок с накладными балками из мореного дуба, очищенные при реставрации от многих слоев краски.
1
А из этих окон эркера Пётр Петрович мог, сидя на диване, смотреть на Тверской бульвар. Сами окна сохранились с тех времен.
1 из 3
1
Второй, смежный с ним — рабочий кабинет супруги Евгении Ильиничны — так называемый Будуар, или Малая гостиная. Очень красив парусный потолок с розами, напоминающий шаль. Эта комната когда-то была обставлена китайскими вазами, которые привезли из Китая Петр и Владимир Смирновы. А в Китай они были посланы отцом, чтобы привозить оттуда чай и наладить торговлю им в России.
1 из 3
1
Розовый камин украшает Будуар. Но он декоративный, и был просто куплен Шехтелем в магазине.
1
Кстати, в интернете можно прочитать, что Смирнов обустроил этот особняк для своей любовницы. Нет, Евгения Ильинична была его законной супругой. Ранее Пётр Петрович жил в Петербурге и там влюбился в замужнюю Евгению Ильиничну Валик. Когда та развелась с мужем, он женился на ней, а ее дочь Татьяну удочерил, когда той исполнилось 15 лет. В этот дом супруги въехали с четырьмя детьми. Шехтель обустроил детскую на мансарде, украсив ее сюжетами из русских сказок (ничего не сохранилось).
Из Будуара мы переходим в Парадную столовую, или Романскую гостиную. Первое, что бросается в глаза, это витражные окна с изображением виноградной лозы, те самые, которые украшают фасад с улицы. К сожалению, в этом зале шла какая-то съемка, горели софиты, и многие фото получились у меня странно-синими.
1
4
Гостиная очень высокая, двухэтажная. Оформлена в коричневых и зеленых тонах. Стены и оконные рамы сделаны из мореного дуба. Пол дубовый. На фото ниже, взятом из интернета, вид гостиной без людей и съемок. Очень оригинальный вид!
3
фото из интернета
Стена напротив окна оформлена в виде арки с орнаментом, медальонами с изображениями мифических зверей и тремя фальш-окнами.
2
Камин выполнен в форме балкона. Барельеф на нем изображает сражение средневековых рыцарей. Но этот камин тоже бутафорский. Мало того, он выполнен Шехтелем не из камня, а из гипса. Камин нужно было сделать облегченным, так как под ним пустота — арка, ведущая во внутренний двор.
1 из 2
1
«Балкон» камина поддерживают колонны, опирающиеся на спины лежащих львов, а вверху оканчивающиеся витиеватым растительным узором с демоническими лицами горгулий.
1 из 2
1
Потолок зала полуцилиндрический, с крупным орнаментом из спиралей. На потолке своеобразная люстра.
1 из 2
1
В интернете можно прочитать, что люстра трофейная, и была привезена военным прокурором из Германии. Но экскурсовод видела документ, в котором было написано, что это люстра Шехтеля, специально изготовленная им для этого особняка, и она всегда висела здесь.
В гостиной на выходе в аванзал есть еще один барельеф. Здесь изображены дерущиеся дракон и собака.
3
Следующее пространство — Аванзал — это, скорее всего, курительная комната, потому что на стене имеется большое вентиляционное отверстие. Это проходная комната, призванная оформить перепад уровня пола между разными частями дома. Комната низкая. В ней было одно большое лежачее окно. Шехтель перебил его, сделав несколько узких, щелевидных окон, чтобы вытянуть пространство вверх.
Из Аванзала спускаемся вниз по лестнице с волновыми перилами и попадаем в Рокайльную гостиную (стиль рококо — это раковины и завитки). Здесь нет люстры, Шехтель сделал потолочное освещение — это точечные светильники. Впоследствии встроенные светильники в интерьере стали одной из визитных карточек Шехтеля. Очень красивый потолок получился! Стены в гостиной сейчас пустые, а раньше здесь висели картины. Кстати, в особняке было сделано паровое отопление, вентиляция, была своя электроподстанция и котельная. Вечерами гуляющие по гульвару видели сияющий светом особняк.
3
3
Из Рокайльной гостиной мы проходим в Зеленый, или Классический зал. Здесь тоже прекрасный потолок, но уже с двумя люстрами. Разглядывать его одно удовольствие. Здесь изображены фантастические существа, вышедшие из морских вод, нимфы, сирены. Но центр потолка — плафон — остался недоделанным, пустым: у Смирнова закончились деньги, а Шехтель всегда укладывался в смету.
2
1
Камин выполнен из зеленого мрамора. Над ним — массивное зеркало в раме.
1
Из окон Зеленой гостиной можно выглянуть на балкон.
2
Небольшое отступление на тему: почему у «короля» не хватило денег. Смирновы — не москвичи и даже не Смирновы, это Ивановы дети. Они выходцы из крепостных из Мышкинской деревни Каюрово. Земли там бедные. Тогда появились так называемые отлучники, когда крепостной уходил на заработки в другие места. Причем помещик давал ему бумагу, что этот человек — отлучник. Ближайшим городом с рабочими местами был Углич. И Пётр Арсеньевич устроился к своему дяде на водочный завод. Через какое-то время дядя умер, но Пётр Арсеньевич уже хорошо поднаторел в производстве: практика есть, понимание становления бизнеса есть. Он покупает у дальней родственницы Морковниковой дом на Пятницкой, 1, у чугунного моста. Записывается в купеческую гильдию, берет кредит, покупает постройки и открывает свое производство. Именно он становится «водочным королем». Он делает очень чистую водку, по прейскурантам. В какой-то момент на него работало две тысячи человек, это в конце 19-го столетия. Виноградники под Кизляром тоже были под Смирновым. Он продавал не только водку, у него было очень много наливок и настоек. Весь Кагор был смирновский. 200 подвод ежедневно развозили с фабрики товар. Спиртное было не только в бутылках, но и в бочках, так как крестьяне на подводах не могли довезти целыми бутылки до своих деревень.
Новый министр финансов Витте решил ввести казенную монополию на водку. Пётр Арсеньевич, у которого отняли бизнес, просто лег на диван и умер. Если в 1890 году прибыль составляла 2 миллиона рублей, то в 1900 году только 250 тысяч. По завещанию, наследниками дела остались старшие сыновья — Петр и Владимир. Владимир, чтобы не портить отношения с братом, в 1905 году вышел из дела, оставшись просто акционером. Петру Петровичу осталось выпускать только настойки и наливки, а это сезонный продукт, его можно выпустить ровно столько, сколько собрано урожая. Петр Петрович еще содержал родственников, выплачивая им деньги как акционерам. Поэтому денег ему не хватало. В 1910 году он скоропостижно умер. И у руля осталась его жена Евгения Ильинична.
Следующий — Ампирный, или Греческий зал. Ампир — это военная тематика: воины, сражения, доспехи. Зал небольшой, но очень светлый. Колонны здесь не несущие, а скорее, декоративные, выполнены из дерева и облицованы материалом под камень. За глухой стеной размещается Пенсионный фонд. А ниши — это бывшие двери. По периметру стен под потолком тянется лепной фриз на античную тему с изображениями колесниц и воинов.
1 из 3
Следующий — Бальный, или Египетский зал, выполненный в египетском стиле. Он не является частью анфилады, а выходит на внутренний двор. Здесь много света, благодаря множеству окон. Кроме того, зал оформлен в бежево-золотых оттенках. Стены украшены вертикальными полосами с иероглифами между ними. На месте массивных колонн до шехтелевской реконструкции была стена, а сам зал было флигелем. Зал хорош, просто ахаешь, попадая в него.
4
Огромный плафон в середине потолка — символическое изображения Бога Солнца — Ра.
2
1 из 4
2
В этом зале проходили балы и выставки картин. Но не просто выставки, а выставки-продажи, средства от которых шли на содержания детских приютов.
Ну и еще немного истории. После смерти мужа Петра Петровича в 1910 году Евгения Ильинична вынуждена была сама заниматься бизнесом. Кроме вина и наливок она организовала производство уксуса и морсов. В надстроенном этаже организовала карточный клуб. Очень пригодилась тогда лестница во дворе, так как игры на деньги были запрещены, а дом имел два входа-выхода.
В 1917 году Евгения Ильинична вышла замуж за партнера мужа Умберто Риччи, который вскоре получил назначение в Японию. Евгения Ильинична решила ехать с ним, хотя родственники не позволили ей взять с собой детей. Потом она развелась и уехала в Европу. Там она узнала, что дети были отданы в детские дома и умерли.
Владимир Петрович Смирнов, брат Петра Петровича и младший сын водочного короля Петра Арсеньевича, был влюблен в актрису Петербургского театра Александру Павловну Никитину. Он не мог на ней жениться, так как она не подходила ему по статусу. Тогда он вышел из дела и уехал с ней в Париж. После Октябрьской революции, когда стало понятно, что в Россию он больше не вернется, он всю заводскую документацию и рецептуру, а это более 400 наименований, продал американцам. То есть Smirnoff — это наши бывшие Смирновы. Но отсудить и вернуть производство он не смог.
В 1918 году особняк был национализирован, здесь долгое время был суд, военная прокуратура. Затем здание принадлежало фирме «Мелодия», которая сдавала его в аренду. Здесь был ресторан, который назывался сначала «Маруся», потом «Шехтель». После развала Советского Союза здание какое-то время было заброшено, обесточено и понемногу разрушалось. Но это Тверской бульвар — центр Москвы! Для реставрации здания в 2000-х годах было организовано ООО «Восемь залов». Во время работ реставраторы максимально сохранили историческую структуру здания. В недавнее время здание было продано с молотка частному лицу, и теперь все сдается в аренду.