Знакомство с усадьбой Михалково у меня получилось со второй попытки. Я понимаю, что искусство принадлежит народу. Но иногда — не всему. Мы с внуком приехали сюда среди недели, порадовавшись тому, что от станции МЦК «Коптево» идти совсем близко. Подошли к воротам (восточным), а там охранник на территорию нас не впустил, объяснив, что здесь находятся учреждения. Какие — мне было неинтересно, а вот как же все-таки посмотреть — я выяснила: надо приезжать в выходные дни. Поэтому мы с внуком прекрасно погуляли по парку позади усадьбы и по берегам прудов. Прыгать вокруг ограды и заглядывать внутрь я не стала, а приехала в воскресенье. Ворота опять закрыты — позвонила. Охранник был тот же. Может, узнал, может не захотел спорить. Впустил, сказав, что на полчаса. Территория усадьбы внутри ограды не показалась мне большой. Опрятно. В центре фонтан. Но уже осень, и он не работал.
4
3
В северной стороне есть еще две одинаковые скульптуры, стоящие симметрично дорожке
2
Первое упоминание о селе Михалково относится ещё к 16 веку (в писцовой книге 1584 года). Село принадлежало Семену Фомину. А вот откуда произошло название, доподлинно неизвестно. В середине ХVII века Михалково упоминается уже как вотчина Ивана Дашкова и в дальнейшем остается за этой княжеской семьей. При Дашковых был разбит плодовый сад, засеяны поля и вырыт большой пруд для разведения рыбы. В центре села был построен деревянный усадебный дом, вокруг которого располагались крестьянские дворы.
Затем, после смерти мужа, хозяйкой становится Екатерина Воронцова-Дашкова — близкая подруга Екатерины II. Дашкова прожила в усадьбе 5 лет, и перед выездом за границу продала имение своему опекуну, графу Никите Панину. Сам Никита Панин, будучи видным государственным деятелем, не нуждался в подмосковной усадьбе, так как постоянно находился в Петербурге, и поэтому передал ее своему брату Петру Панину. Именно при нем в 1780–1784 годах сформировался архитектурный ансамбль усадьбы. Петр Панин внес в проект усадьбы идею своих воспоминаний о покоренной в ходе русско-турецкой войны крепости Бендеры. Строительством руководил семейный архитектор Паниных Петр Плюсков, предположительно по проекту Василия Баженова. Флигели, ограда и ворота с башнями были выстроены из красного кирпича в псевдоготическом стиле. До конца 18 века усадьба считалась одной из красивейших усадеб Подмосковья.
2
3
Усадьба имеет оригинальную форму: парадный двор ограничен оградой, в которую были встроены четыре жилых флигеля.
3
2
2
Для въезда на территорию усадьбы предусмотрены ворота (южные, западные и восточные) с парными, довольно массивными 10-метровыми нарядными башнями. Башни восточных и западных ворот имеют четырёхгранную форму, завершаясь острыми пирамидками и кокошниками.
2
2
Центральными были южные ворота. Они имеют более пышное декоративное оформление: основание башен имеет восьмигранную форму, фасады украшены лопатками, рустовкой и карнизом с «сухариками». Вершины башен, под стать стенам Кремля, венчают зубцы в виде «ласточкиных хвостов». Красивые башенки!
4
2
2
Высота ограды превышает два метра, она выполнена также из красного кирпича. А венчают ограду ряды кокошников.
2
После смерти Петра Панина усадьба переходила из рук в руки. Здесь была размещена ситцевая фабрика. В 1803 году усадьба попала к промышленнику Дмитрию Грачёву. Он и его потомки стали развивать ситцевое производство, так как ткани хорошо продавались в Москве. Усадьба окончательно превратилась в рабочий посёлок. Но усадьбе фабричное производство пошло не на пользу: были перестроены флигели, заложены башни, разрушена декоративная стена, часть территории распродана под дачные участки. Деревянный господский дом в эти годы полностью развалился. В 1820–1830-х годах Грачёвы стали отходить от хозяйственных дел и поручили управление ситцевой фабрикой немцу Йокишу. Йокиш настолько успешно управлял производством, что перевел его на выпуск более дорогого сукна, а потом вообще сначала выкупил производство, а затем постепенно выкупил у Грачёвых всю усадьбу и село Михалково. Во второй половине 19 века на фабрике в Михалкове работали уже 600 рабочих. Надо отдать Йокишу должное: при таком масштабе производства он бережно отнесся к историческим «баженовским» постройкам и выделил средства на их реставрацию.
Это то, что я увидела за оградой.
Рядом с усадьбой Йокиш в 1781 году построил 2-этажный кирпичный дом для проживания семьи (по проекту Александра Каминского).
2
1
Рядом с домом вот такая закрытая постройка без вывески, может, бывшая сторожка.
1
В 1919 году производство национализировали, и усадьба использовалась для нужд суконной промышленности. Во время Великой Отечественной войны почти весь дубовый парк и аллеи были вырублены на дрова. В 1950-х годах была проведена реставрация усадьбы, облагорожены парки, посажены аллеи, возрожден регулярный парк с каскадом прудов. Окрестности постепенно застраивались жилыми и промышленными зданиями, фабрика же продолжала существовать и закрылась лишь в 2011 году. Усадьба была объявлена объектом культурного наследия федерального значения, как "Усадьба Паниных". В 2017 году территория усадьбы была благоустроена.
А мы с внуком в первый приезд погуляли по парку, который раскинулся за усадьбой. В советские годы в парке были установлены памятник Зое Космодемьянской и памятная плита чернобыльцам Головинского района.
1
Рядом с памятниками мы увидели в парке еще одно симпатичное красно-белое здание. Оно было закрыто, памятной таблички на нем не было, в интернете я тоже ничего не нашла.
4
4
3
На территории парка сохранились два пруда — Верхний и Нижний Михалковские, вокруг которых проложены прогулочные аллеи.
4
Аллеи сообщаются с пешеходными тропами парка у Головинских прудов, образуя единый садово-парковый ансамбль.
5
4
На территории усадьбы сохранились 2 малые беседки-ротонды, установленные симметрично по обе стороны от каскада Михалковских прудов. Выглядят они прекрасно. Одна из них стоит в глубине приусадебного парка, вторая — на берегу Большого Головинского пруда. Через нее можно пройти и спуститься к пруду.
4
5
5
Гуляя по парку, мы с внуком встретили на аллее два вот таких пулеметных противоосколочных колпака. В этих местах во время Великой Отечественной войны в ходе обороны Москвы проходил Головинский рубеж. Все бетонные и часть металлообрабатывающих заводов были переключены на производство железобетонных конструкций для дотов и пулеметных колпаков, противотанковых надолбов и «ежей». Строительство укреплений сводилось к тому, чтобы перекрыть все въезды в Москву по полукольцу этими разнообразными защитными сооружениями.
Прогулка понравилась. Усадьба действительно красивая, особенно нарядны башни ворот. Немного напрягает, что на территорию нет свободного доступа, но в принципе, флигели и башни ворот встроены в ограду и видны, если обойти усадьбу по периметру.
Относительно названия отзыва. До поездки я думала, что усадьба как-то связана с «нашими» Михалковыми, но оказалось, что нет.