В московской усадьбе «Кусково» есть уникальное архитектурное сооружение павильон «Грот». Посетить эту достопримечательность входит в мою программу каждый раз, когда я направляюсь в Кусковский парк. Грот — садовый павильон, украшенный внутри раковинами и туфом, являлся обязательной принадлежностью регулярных парковых ансамблей XVIII века. Грот в Кусково единственный в России, сохранивший оригинальную отделку с уникальным ракушечным убранством. В эти выходные всё сложилось удачно: плотный, обволакивающий туман, не располагал к прогулкам по лесу, а грот был открыт. И это отзыв о нём.
6
5
1
Грот находится в итальянской части регулярного парка усадьбы Кусково.
11
Согласно руководству по устройству садов и садовых павильонов, гроты должны были быть максимально похожи на свои природные прототипы, напоминать пещеру или скалистый навес.
14
Такие рукотворные пещеры украшали имитациями сталактитов, изготовленных из туфа и ракушек. Грот в Кусково не исключение — расположен на берегу водоёма.
12
Грот в Кусково строили с 1756 по 1761 года, архитектор Федор Аргунов (крепостной графа П. Б. Шереметева). Павильон выстроен в стиле барокко: его фасад украшают скульптуры и декоративные элементы, купол венчает композиция в виде устремляющейся ввысь струи фонтана.
4
Дверные и оконные решетки, напоминающие водные растения, были изготовлены мастерами села Павлова, которое также принадлежало Шереметевым.
Грот имеет четкое трехчастное деление, соответствующее трем основным помещениям — центральному залу под высоким куполом и двум боковым кабинетам. Стены зала расписаны под мрамор.
10
4
Для отделки кабинетов в 1761 году был приглашен «гротических дел мастер» Иоганн Фохт, создавший к 1775 году фантастический интерьер. В убранстве кабинетов царит растительный и животный мир: лепные изображения экзотических цветов и водорослей, птиц, змей и драконов.
6
5
9
6
Для этого использовались разнообразные и необычные материалы: туф, мох, кусочки битого стекла и зеркала, перламутр.
9
Но главной ценностью гротической «затеи» являются раковины более двадцати видов (24) из Средиземного, Красного, Японского, Черного морей, а также водоемов Подмосковья, в числе которых «туррителла обыкновенная», «тонна шлем», «пеликанья нога», «морское ухо», «перловица живописная» …
15
7
10
Завершенность образу павильона придают уникальные деревянные и глиняные скульптуры, инкрустированные небольшими ракушками, перламутром и кораллами.
7
А также три «гротических» панно: два с сюжетными сценами и одно с изображением оленя.
13
10
13
Это редкие произведения декоративно-прикладного искусства западноевропейских мастеров 2 половины XVIII века.
В 1775 г. для павильона было куплено восемь статуй, три дельфина и одна «морская девушка» за одну тысячу двести рублей, потом приобрели четыре статуи меньшего размера, символизирующие времена года. Часть фигур выполнена из глины в технике формовки. После обжига скульптуры декорировали раковинами разных видов и перламутровыми пластинами, вырезанными наподобие чешуек.
7
8
9
8
Заказывали глиняные скульптуры, но часть скульптур оказалась вырезанной из цельных дубовых стволов. Деревянные заготовки покрывали слоем левкаса, в него инкрустировали раковины и перламутр. Дополнительно, на отрытых частях тела руках и лицах, левкас расписывали в технике масленой живописи.
По описи XVIII века скульптуры назывались «Мужик смотрит на раковины и рассуждает», «Мужик играет в волынку», «Французская баба держит в руках корзинку с фруктами».
3
5
4
Кусковская коллекция «кукол» не имеет аналогов в музеях нашей страны.
В 70-е годы реставраторы расчистили раковины, восстановили декор из битого стекла, выполнили лепнину, отреставрировали роспись «под мрамор» центрального зала и мраморные полы, восстановили и покрыли позолотой утраченные детали на решетках в окнах и дверях павильона, по краю крыши Грота воссоздана балюстрада с декоративными «шишками».
15
8
12
В 1980 году по ветхим сохранившимся подлинникам, оригиналам XVIII века, были сделаны люстра и шестнадцать бра в виде латунных перевитых ветвей шиповника с фарфоровыми цветами.
9
В 2017–2019 годах в ходе полномасштабной реставрации Грота были впервые восстановлены ракушечное убранство интерьеров и декор из битого стекла, частично утраченные за годы существования памятника.
8
9
4
Также специалистами были расчищены раковины, восполнена лепнина
9
Раковины тщательно подбирались по видам, размерам и восстанавливались только в местах, позволяющих идентифицировать рисунок ракушечного декора или восполняя утраты фона.
5
Ракушечные панно реставрировали в мастерской полихромной деревянной и каменной скульптуры и нетрадиционных технологий в реставрации. Художник реставратор В. Г. Симонов.
13
3
Отреставрирована роспись центрального зала «под мрамор», позолочены капители и восстановлены мраморные полы.
2
Мы можем увидеть павильон Грот именно таким, каким его задумывали в XVIII веке.