В субботу целый день шел дождь, в воскресенье было холодно и ветрено. Самое то для поездки: не все захотят гулять в парке при такой погоде. И я поехала в Кусково. Практически одна гуляла по парку, одна ходила по анфиладе прекрасного дворца, а посмотреть было на что. И даже смотрительницы с удовольствием вступали со мной в короткие беседы.
Имение было во владении графов Шереметевых больше трехсот лет: с конца XVI века и до революции 1917 года. В XVIII веке, при Петре Борисовиче Шереметеве, усадьба по-настоящему расцвела и получила свой нынешний облик. Именно тогда и появились дворец, оранжерея, церковь, колокольня, домики, павильоны, многочисленные скульптуры, был разбит роскошный сад с беседками. Петр Борисович сделал свое имение местом развлечения всего московского дворянства. В иные времена сюда на балы приезжали до 30 000 человек, а театр Шереметевых считался лучшим в Москве.
Начала я с павильона «Грот». Это, пожалуй, самый необычный и интересный павильон усадьбы. «Грот» строился с 1756 по 1761 год под руководством крепостного архитектора Федора Аргунова. Стены интерьеров Грота оформлены раковинами, цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора, Грот должен был олицетворять стихию камня и воды. Павильон выстроен в стиле барокко: его фасад украшают скульптуры и декоративные элементы, купол венчает как бы струя фонтана.
1 из 5
5
С обратной стороны есть Итальянский пруд
6
Заходишь в павильон: высокий круглый потолок с окнами наверху, красивые окна с решетками и колоннами, необычные картины-панно, выполненные из ракушек. Стены зала расписаны под мрамор.
3
2
1 из 3
5
Слева и справа от этого центрального зала находятся комнаты-кабинеты поистине восхитительные.
8
7
Оформление интерьеров кабинетов было сложным и длительным. Более десяти лет (1761—1775 гг.) эту работу выполнял «гротических дел» мастер немец Иоганн Фохт, нанятый графом П. Б. Шереметевым. Получилось фантастически. В убранстве царит растительный и животный мир: лепные изображения цветов, растений, водорослей, птиц, змей, драконов.
1 из 7
3
Для создания этой необычной красоты использовались и материалы необычные: туф, кусочки битого стекла и зеркал, перламутр, а главное — более 20 видов раковин из разных морей и водоемов. Не только стены, но и потолки украшены великолепно.
5
4
4
Завершенность кабинетам придают фигуры, стоящие в нишах и инкрустированные ракушками.
1 из 2
2
1 из 2
3
Реставрация павильона «Грот» была завершена недавно, в 2019 году, и это единственный в России павильон, сохранивший свою уникальную «гротическую» отделку с XVIII века. Уходить отсюда не хотелось. Восхищение необычностью и красотой зашкаливало!
С обратной стороны павильона за Итальянским прудом находятся 5 менажерей. Это домики для водоплавающих птиц. Сейчас на этой территории идет ремонт.
2
Слева от «Грота» находится Итальянский домик (временно закрыт). Его построили в 1753–1755 годах при участии архитектора Кологривова для приема гостей, но в более тесной, уютной обстановке, чем во дворце — для малых приемов. Дом имитировал итальянскую загородную виллу и выполнял роль домашнего музея: здесь хранились раритетные вещи и произведения искусства, которые коллекционировал граф Шереметев.
1 из 4
6
Вообще гулять по парку было приятно: везде проложены аллеи, стоят ажурные и деревянные скамейки, деревья подстрижены, много скульптур и указателей. И все достопримечательности находятся в пределах видимости.
5
6
А я пошла ко Дворцу. Дворец усадьбы Кусково, полностью деревянный, был построен в стиле русского классицизма. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769–1775 годы под руководством московского архитектора Карла Бланка и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время.
Во время Отечественной войны 1812 года Кусково было занято корпусом маршала Нея. Здесь базировался офицерский состав Наполеоновской армии. Многие ценности после визита французских войск бесследно пропали. Были сорваны тканные обои стен дворца, частично разбита парковая скульптура.
После революции в 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки школы снайперов.
В 1976—1983 гг. была проведена реставрация интерьеров Дворца. Художественное убранство было восстановлено по описям 1780-90-х годов. По имеющимся образцам и аналогам воссоздано утраченное в ХIХ веке убранство стен и мебели.
Фасад Дворца украшают три колонных портика: центральный, фронтон которого заполнен резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной, и 2 боковых портика с полукруглыми фронтонами, украшенными резными военными атрибутами.
1 из 4
4
Вход во дворец расположен со стороны Большого пруда. К главному входу можно было подъехать на карете. Въезд и выезд украшают фигуры сфинксов.
1 из 6
6
По дворцу я гуляла одна. Во дворце двадцать шесть помещений, расположенных анфиладой. Для осмотра открыты девятнадцать (у меня получилось шестнадцать).
1. Сначала Парадные сени. Стены расписаны под мрамор. Высоту подчеркивают полуколонны-пилястры, расписанные под розовый мрамор. В глубоких нишах стоят массивные декоративные вазы.
2
2. Прихожая-гостиная. После холодных сеней она кажется уютной. Да и ниже она на 2 метра. Первоначальное убранство фламандскими шпалерами было утрачено в Отечественную войну 1812 года.
1 из 3
3
1 из 3
2
3. Шпалерная. Как явствует из названия, комната также украшена шпалерами. Кроме изразцовой печи эта комната снабжена большим камином. Единый ансамбль со шпалерами создают кресла и стулья. Из окон Шпалерной гостиной виден Большой пруд. По сторонам камина стоят мраморные бюсты П. Б. Шереметева и его жены В. А. Шереметевой (урожд. Черкасской), выполненные мастером русского скульптурного портрета, академиком Федотом Шубиным.
1 из 3
3
4. Малиновая гостиная. Другое название Наугольная. Она соединяет южную и западную анфилады дворца. Это одна из самых нарядных комнат дворца, названа так по цвету обоев. Здесь обращает на себя внимание узорный паркет с черными, желтыми и коричневыми тонами. В углу между окнами стоит «органчик» — механический музыкальный инструмент типа шарманки. С потолка свисает великолепная люстра-листопад аметистового стекла.
1 из 4
4
5. Парадная спальня. Несмотря на свое название, эта опочивальня не предназначалась для сна. В XVIII веке было принято часть гостиных декорировать под спальни.
2
1 из 3
4
На потолке живописный плафон работы неизвестного крепостного художника «Невинность на распутье между Мудростью и Любовью». Невинность изображена в виде девушки в белоснежных одеждах, Мудрость и Любовь олицетворяют древнеримские богини Минерва и Венера.
1
6. Небольшой Кабинет-конторка. Стены обшиты дубовыми панелями, как было принято в Петровскую эпоху.
1 из 2
2
7. Личная уборная была предназначена для приведения в порядок грима, париков, платья. Светлая комната с большим окном, выходящим в парк. Стены обиты ситцем с набивным узором. На туалетном столике стоит зеркало в фарфоровой раме. С потолка спускается изящная люстра.
2
8, 9. Диванная — небольшая комната, главное место в которой принадлежит мягкому дивану. За ней Библиотека (пройти нельзя). Библиотека была призвана свидетельствовать о просвещенности хозяина.
2
10. Вседневная опочивальня. Она использовалась для отдыха в течение дня. Очень уютная, милая комната.
1 из 2
3
11. Картинная. Здесь выставлена коллекция картин голландских, фламандских, французских и итальянских художников. В XVIII в. живописные полотна в интерьере воспринимались не как самостоятельные произведения искусства, а как один из способов декорирования стен. В то время преобладал так называемый «шпалерный» принцип развески, при котором картины сплошным ковром покрывали стены, подбираясь одна к другой по колориту и размеру.
3
12. Танцевальный зал, или Зеркальная галерея, самый большой и торжественный зал дворца. Предназначен для танцев и концертов. Про танцы не знаю, но на концерты сюда можно попасть. Шесть больших окон, выходящих в парк, отражаются в высоких зеркалах на противоположной стене. Белый и золотой цвета. Паркет из двойных кругов. Хрустальные люстры, подсвечники. На потолке огромный плафон «Слава рода Шереметевых», на котором изображена аллегорическая фигура Славы, возлагающая графскую корону на родовой герб. Очень все красиво! А если учесть, что в зале я была одна…
1 из 6
5
13. Прихожая-гостиная.
1 из 2
3
14. Карточная — комната, предназначенная для игры в карты. Вдоль ее стен раскладные ломберные столы.
3
15. Бильярдная занята большим бильярдным столом английской работы. Появление бильярдных в русских дворцах было связано с распространением во второй половине 18 века этой игры. Живописный плафон на потолке изображает олицетворение четырех времен года.
1 из 4
6
16. Парадная столовая. Сейчас в столовой стоит стол с парадной сервировкой. Слева, в торце зала, находится большая ниша, в которой установлена горка для серебряной посуды с мраморным бюстом Александра Македонского.
1 из 4
4
На стене по обе стороны двери четыре портрета работы Ивана Аргунова, изображающие родителей П. Б. Шереметева и его жены (Черкасских). На потолке — живописный плафон «Триумф Юноны», выполненный Шарлем Легреном.
1 из 4
3
Парадная столовая завершает анфиладу комнат дворца, из нее я вышла в Парадные сени и на улицу.
2
Дальше я бродила по парку, останавливаясь у павильонов усадьбы, почти все они были закрыты.
Швейцарский домик был возведен в 1870-х годах архитектором Н. Л. Бенуа. Это строительство было заключительным в Кусково. Деревянное двухэтажное строение несколько отличается от других сооружений: оно необычно тем, что стены его первого этажа расписаны «под кирпич», а украшением второго этажа является резьба по дереву. Первый этаж первоначально использовался как баня, второй предназначался для отдыха. Сейчас в доме дирекция музея.
1 из 3
4
Голландский домик находится на берегу пруда. Это двухэтажный садовый павильон. Домик представляет собой имитацию голландского жилища, он использовался как увеселительный павильон.
1 из 2
5
Павильон Эрмитаж был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов. На второй этаж можно было попасть только с помощью подъемного механизма. Первый этаж предназначался для прислуги. Подача напитков, закусок и прочего на второй этаж, где находились гости, осуществлялась изящно сервированным подъемным столом.
1 из 3
4
А я иду дальше. По пути встретилась вот такая огромная и цветущая лиственница. Да-да, именно цветущая! Еще без иголочек, но с шишечками-цветами.
1 из 3
2
В дальнем конце парка напротив дворца раскинулась Большая каменная оранжерея (1763 год, по проекту крепостного архитектора Федора Аргунова). Это самый большой павильон дворцово-паркового ансамбля усадьбы. Кроме прямого назначения она использовалась и для приема гостей: наряду с остекленными галереями для экзотических растений в центре был устроен «воксал» — небольшой круглый зал для танцев с хорами для музыкантов.
1 из 2
3
В левой стороне Оранжереи находится портретная галерея. С одной стороны на стене портреты русских царей и вельмож, с другой стороны — иностранных. Очень много портретов. Но мой фотоаппарат вдруг перестал работать, наверное устал. Мне уже и осталось-то посмотреть немного, я кое-как его «уговорила», на улице он, к счастью, продолжил работу.
Справа от Большой каменной галереи находится Американская оранжерея (сейчас на реконструкции). Это довольно большое сооружение на каменном фундаменте с различным наклоном крыш, «лежачих и стоячих» оконных рам, ориентированных на юг, юго-восток и юго-запад. Угол наклона рам был рассчитан для оптимального использования солнечных лучей, особенно в зимнее время. Подобные конструкции обеспечивали разнообразный тепловой и световой режим, необходимый для выращивания тропических растений. Лучше подходило зеленоватое стекло. Недалеко от оранжереи находится Огород поваренных трав. Что-то там уже взошло.
1 из 4
2
А я, двигаясь к выходу, подошла к Воздушному театру. Правда, плохо видно, где есть что. Театр состоял из амфитеатра для зрителей и сценической площадки. Сцена располагалась на насыпном холме высотой в 1,5 метра. Кулисами служила еловая шпалера. Во время театральных постановок на сцену укладывался деревянный настил. Амфитеатр, состоявший из трех полукруглых скамей с проходом в центре, был рассчитан на 80–100 зрителей. Сейчас можно увидеть еловые кулисы, сцена практически голая, а скамьи смотрят на бывший амфитеатр.
1 из 3
1
кулисы
От воздушного театра я подошла к желтой Беседке. Каково же было мое удивление, когда заглянув внутрь, я увидела распушенный хвост павлина. Это вольер для птиц. Кстати, птичка-павлин еще и «спела» для своей подружки.
1 из 3
1
Самой ранней постройкой усадьбы является Церковь, в стиле «аннинского барокко». Колокольня, напротив, самая поздняя из усадебных строений XVIII века. Кухонный флигель сейчас на реставрации.
1 из 2
3
В усадьбе много скульптур, они стоят в начале аллей и в партере регулярного парка, раскинувшегося от лестницы Дворца до Большой оранжереи. Партер пока не очень красив: цветы будут позже.
1 из 9
4
Прогулка получилась великолепной! Очень понравился парк, Грот и некоторые залы Дворца. Это место, которое нужно посетить!
Добиралась я общественным транспортом: на метро до станции «Рязанский проспект». По подземному переходу надо перейти на другую сторону, повернуть направо и двигаться к третьей, дальней автобусной остановке (метров 100). Автобусы 133 и 208, ходят редко, ехать 15 минут до остановки «Музей Кусково». Перейти дорогу, тут и вход.
Билеты надо покупать онлайн на сайте музея, кассы не работают. Павильоны закрываются в 18 часов. На телефон можно фотографировать везде бесплатно, за съемку фотоаппаратом надо платить.
Недалеко от оранжерей есть кафе, но оно еще не работало.
Теперь о фамилии. Мы сейчас произносим Шереметьев с мягким знаком. На портретах в усадьбе я увидела и впервые обратила внимание, что Шереметев, без мягкого знака. И вот нашла в интернете: «Графский род, потомки знаменитого фельдмаршала, владельцы подмосковной усадьбы Кусково правильно именуются Шереметевыми, без мягкого знака».