Москва таит много сюрпризов, я даже не подозревал, что в ней есть мемориал, посвященный событиям чёрного октября 1993 года.
Москва таит много сюрпризов, я даже не подозревал, что в ней есть мемориал, посвященный событиям чёрного октября 1993 года.
Привёл меня к нему мой друг. Мы совершали пешую прогулку, прошли долгий путь от Новодевичьего монастыря вдоль Москва-реки. Перед «Белым домом» свернули в строну, прошли через Горбатый мост и увидели какие-то деревца с привязанными ленточками,
чуть далее расположился Мемориал в память о чёрном октябре 1993 года.
Если более точным — это расположенные в одном месте памятники, напоминающие о страшных страницах в истории России.
В октябре 1993 года я жил в Казахстане. Однажды, придя утром на работу, мы включили телевизор, по нему CNN показывал как средь бела дня танки расстреливали Белый дом в Москве. Из окон здания вырывались дым и огонь. Вспомнилось отчего-то как военная хунта во главе с генералом Пиночетом расстреливала президентский дворец, где находился законно избранный президент Сальвадор Альенде. Правда в 1973 году в Сантьяго расстреливали президента Чили, а в 1993 году в Москве президент России расстреливал Верховный Совет Российской Федерации. И из Чили не было прямой трансляции в реальном режиме времени.
Если искать аналогии этому октябрьскому безумию в русской литературе, то вспоминается знаменитое произведение великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба»:
« — Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил."
Вот только в Москве 1993 года гоголевская сцена была из разряда «всё наоборот». Порождённый убил родителя.
Советский Союз был парламентской республикой, по крайней мере формально, его главой был Председатель Верховного Совета СССР. В 15 республиках было тоже самое.
С лёгкой руки Михаила Сергеевича Горбачёва 15 марта 1990 года появилась должность Президента СССР. Джинн был выпущен из бутылки, каждая союзная и автономная республика считала своим долгом завести у себя аналогичную должность. Так еще до парада суверенитетов начался парад президентов.
24 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон РСФСР «О Президенте РСФСР». Пока Президент и Верховный Совет РСФСР действовали совместно против общего врага в виде руководства СССР — всё было замечательно. Но когда СССР не стало — пришла пора извечного закона всех революций, о котором с горечью говорили еще деятели Великой французской революции: «Революция пожирает своих детей». Логика послереволюционных событий такова, что борьба между самими революционерами становится неизбежной.
Не стала исключением Россия. Президент и Верховный Совет стали злейшими врагами, встал вопрос кто кого победит. Победил тот, на чьей стороне была армия. В отличие от всеми оплевываемого ГКЧП, которое не стало применять танки против людей в Верховном Совете в августе 1991 года, Президент России Ельцин посчитал, что кровь людская — водица и победителей не судят.
Появился этот мемориал стихийно практически сразу же после 4 октября 1993 года, не было никакого государственного бюджетного финансирования, был порыв людских сердец, создавших это памятное место. Многие деревца расцвечены алыми
или красными вперемешку с чёрными ленточками. В память о крови и горе.
Удивительно, что эту территорию смогли создать и её никто не снёс и не уничтожил под каким-либо предлогом.
Вначале мемориальной территории находится стенд с тремя плакатами.
На плакатах рассказывается история событий, произошедших с 21 сентября по 4 октября 1993 года. Читаешь надписи на фотографиях и плакатах и становится страшно даже теперь.
«Мама прости меня… Меня убили за то, что я любил Родину…», «Здесь убивали наших детей».
Эти надписи были на бетонной стене стадиона «Асмарал» («Красная Пресня»), которая была снесена. У этой стены, которая примыкала в то время к Дружинниковской улице, согласно рассказов отдельных очевидцев было расстреляно от 160 до 300 человек после завершения штурма Белого дома.
Жесткая надпись: «Ельцин, куда дел трупы?»
Дело в том, что число погибших даже по официальным данным было различно. Всего за время событий (21 сентября — 5 октября), по данным комиссии Госдумы, погибло 158 человек (130 гражданских лиц и 28 военнослужащих и сотрудников милиции). А по мнению других — 1 500 человек.
Думаю, что правду мы уже никогда не узнаем. Одним из лозунгов был «Вся власть Советам». После октября 1993 года вместо Советов стали Думы.
Затем идут скомпонованные вместе 9 щитов,
на трёх из них фотографии и описание событий,
Привожу пару описаний погибших:
«Калинин Константин Владимирович. 14 лет. Ученик 8 класса средней школы. Убит 4 октября 1993 года у Дома Советов. Множественные огнестрельные пулевые ранения в шею, бедро, голень и грудь. На лице ссадины от ударов тупым предметом, перебит нос. По словам родных, у трупа руки были «черные, как асфальт» . Проживал в г. Москве. Остались мать, отец и двое младших братьев."
«Курышева Марина Владимировна. 16 лет. Закончила среднюю специальную школу с углубленным изучением английского языка. Поступила на юридический факультет Международного независимого эколого-политологического университета в г. Москве. Гуляла с подругой… Убита 4 октября 1993 года недалеко от Дома Советов. Была смертельно ранена выстрелом в шею. Скончалась в больнице. Была единственной дочерью родителей.»
Сначала вместо информационных стендов была стела с фотографиями.
Потом её заменили.
В настоящее время у стадиона железная ограда, на ней также напоминание о былом.
Пройдём дальше по улице от информационных стендов, мы идём по направлению к Белому дому. Здесь находится фрагмент импровизированной баррикады в память о событиях октября 1993 года.
Тогда она располагалась между стадионом и Пресненским парком. Обойдём баррикаду и зайдем с тыльной стороны.
Несколько наивное смешение камня и железа,
но не было у строителей баррикады опыта бойцов 1905 года, которые на этом собаку съели.
Цифра 1993 — как напоминание,
куски спирали Бруно и призыв против антиконституционного ельцинского указа № 1400.
На баррикаде опять же тексты и рисунки,
в том числе стихотворение «Я убит в Белом доме»:
«Я убит в Белом доме,
Помяните меня.
Бэтээры и танки
Не жалели огня.
Вертолеты кружили,
И горел Белый дом.
Стал он многим могилой
Из укрывшихся в нем.
Я убит в Белом доме,
Не жалейте меня.
Мертвый сраму не имет,
Свою долю кляня.
Стыд, позор, униженье
— Это участь живых,
Тех, кто милости просит
У сатрапов чужих.
А предатель-таманец,
Расстрелявший меня,
И иуда-рязанец,
— До последнего дня,
До конца они будут
При бесчестии жить.
И от крови им руки
Никогда не отмыть!
Я убит в Белом доме.
Свою чашу до дна
Я испил, но при этом
Честь моя спасена.
Я убит в Белом доме,
Видно, участь мне пасть,
Как отцы умирали
За Советскую власть! "
Невдалеке от баррикады тумба с очередными газетами и призывами.
Хотя потом была воздвигнута часовня в Пресненском детском парке, но на мемориальной территории есть также памятный крест
и небольшая символическая часовенка.
Крестов здесь много. Один из них установлен казаками на месте, где стояла казачья сотня.
Другой установлен на месте, где 13 октября 1993 года произошла первая панихида по невинно убиенным защитникам Дома Советов.
За этим крестом дерево, по другую сторону от которого памятник-пирамида с иконой.
Еще дальше находится место, где были расстреляны двое молодых людей.
Последним на мемориальной территории расположен памятник.
Единственно, если идти со стороны Белого дома, то всё Вы увидите в обратном порядке.