Выставка транспорта на ВДНХ

5 39

На ВДНХ в павильоне № 26, который называется «Музей Транспорта Москвы» («Транспорт СССР»), проходит выставка «Ты выглядишь на все 100!». Выставка открылась 7-го ноября 2024 года и продлится до 1 октября 2025 года. Эта выставка посвящена истории транспортного дизайна в России за последние 100 лет.

3
Выставка транспорта на ВДНХ
3
Выставка транспорта на ВДНХ
1
Выставка транспорта на ВДНХ
1
Выставка транспорта на ВДНХ

Транспорт в России конструируют и строят уже много сотен лет — от телеги и конки до пароходов и паровозов. Ещё в 1845 году на Александровском механическом заводе в Санкт-Петербурге построили первый российский серийный паровоз серии Д. Но и он, и российские автомобили, такие как «Руссо-Балт», во многом повторяли зарубежные образцы. Главной задачей российских инженеров было научиться самим строить машины — будь то паровозы или трамваи.

Транспортный дизайн появился в России только после Октябрьской революции 1917 года. Из-за разрушительной Гражданской войны и без того скромный автопарк страны стал вообще мизерным. Поэтому уже к 1918 году была создана Научная автомобильная лаборатория, которая через 3 года превратилась в Научно-автомобильный институт (НАМИ). В это время появилась образовательная специальность — «художник-конструктор».

В 1927 году сотрудник НАМИ изготовил первую советскую малолитражку — демократичный легковой автомобиль НАМИ-1. Тогда же экономист Николай Осинский основал Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог «Автодор». В своей статье «Американский автомобиль или российская телега» Осинский доказывал, что автомобили — это не роскошь, а средство передвижения плюс робочий инструмент; нужно только сделать их производство массовым и дешёвым, а ещё продавать в рассрочку.

Так автомобильную промышленность включили в планы 1928–1939 годов. Почти сразу договорились о строительстве «под ключ» заводов Ford и купили у американцев официальную лицензию на сборку, а потом и создание полностью своих аналогов легкового автомобиля Ford-A / ГАЗ-А и грузовика Ford-AA / ГАЗ-АА (полуторка). Так появились: в 1930 году Московский завод КИМ (в будущем АЗЛК «Москвич»); в 1932 году Нижегородский ГАЗ, построенный по проекту американского архитектурного бюро знаменитого архитектора Альберта Кана.

Микроавтобус «СТАРТ»

1 из 2

3
Выставка транспорта на ВДНХ

«Старт» — советский микроавтобус, выпускавшийся с 1963 по 1970 гг. В 1960-е годы стал набирать популярность автотуризм, и Советский Союз в то время внедрял пластмассу в промышленность. У местных энтузиастов из Северодонецка появилась идея создать дачу на колёсах из стеклопластика. В итоге было принято решение собирать микроавтобус «гран-туризмо». Микроавтобус был разработан и изготовлен на Северодонецкой авторемонтной базе и Северодонецком производственном объединении «Стеклопластик» с использованием комплектующих от ГАЗ-21.

В первом экземпляре микроавтобуса «Старт» 1963 года в салоне имелись диваны, столик, посудные шкафы и туристический умывальник. Первый «Старт» в течение недели с момента презентации успел попасть в газету «Правда», побыл экспонатом на ВДНХ и засветился на телевидении.

Всего было собрано около 150 микроавтобусов «Старт», 5-ть из них были экспериментальные. С 1968 по 1976 год «Старты» работали в Северодонецке в качестве маршруток. Также в качестве маршрутных такси они использовались в 1969-х — начале 1970-х в Москве и Днепропетровске.

Микроавтобус «Старт» снялся в 1967 году в финале знаменитого фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Микроавтобус увозит главную героиню — Нину.

1 из 2
Микроавтобус "Старт" в фильме "Кавказская пленница".

Микроавтобус «Старт», представленный на выставке в павильоне № 26, принадлежит Мастерской Шамановского.

Автомобиль «ЗИС-СПОРТ»

5
Выставка транспорта на ВДНХ
5
ЗИС-Спорт. Реплика, 2012 г. Создатели оригинала: В. Ростков, А. Пухалин, В. Кременецкий, Н. Пульманов. 1939
ЗИС-Спорт. Реплика, 2012 г. Создатели оригинала: В. Ростков, А. Пухалин, В. Кременецкий, Н. Пульманов. 1939

Этот красавец-автомобиль изюминка выставки. На выставку я пришла чтобы увидеть именно его.

4
Выставка транспорта на ВДНХ
5
Выставка транспорта на ВДНХ
2
Выставка транспорта на ВДНХ

Автомобиль ЗИС-101А-Спорт был выпущен в одном экземпляре на заводе в Москве в 1939 году. Машину создали молодые инженеры Конструкторского бюро экспериментального цеха ЗИС: начальник КБ Владимир Яковлевич Кременецкий (задний мост с гипоидной передачей; впервые в СССР), художник-кузовщик — Валентин Ростков, студент Анатолий Пухалин (общая проработка, передняя подсветка), инженер Николай Викторович Пульманов (форсировка двигателя). ЗИС-Спорт построили на шасси представительского ЗИС-101. Чтобы реализовать свой план, инженеры преподнесли этот автомобиль как один из «подарков матери-Родине» к 20-летию комсомола. На капоте нанесли надпись «XX лет ВЛКСМ». Подарком оказался непривычный для СССР автомобиль типа «родстер» — то есть роскошный, спортивный двухместный кабриолет. Валентин Ростков разработал дизайн кузова, который отвечал новейшим веяниям мировой моды того времени — фары были утоплены в крылья и визуально объединены с решёткой радиатора.

1 из 4
Оригинал "ЗИС-Спорт". 1939 г. Фото из Интернета.

Автомобиль ЗИС-Спорт оказался самой быстрой машиной СССР того времени. Мощность составляла 141 лошадиную силу, а максимальная скорость достигала 165 км/ч. Машина вела очень активную жизнь: участвовала в пробегах и демонстрациях, выставлялась на партийных мероприятиях. Оригинальный автомобиль предположительно утрачен во время ВОВ, так как его не вывезли при спешной эвакуации автозавода в октябре 1941 года.

Автомобиль ЗИС-Спорт, представленный на выставке, — это реплика, которую создал на основе сохранившихся чертежей и фотографий реставрационный центр «Молотов-гараж» в 2012 году. Реплика ЗИС-Спорт является экспонатом Музейного комплекса УГМК (Свердловская область, г. Верхняя Пышма).

Автомобиль ГАЗ-М-20 «ПОБЕДА»

4
Выставка транспорта на ВДНХ
3
Выставка транспорта на ВДНХ
4
Выставка транспорта на ВДНХ
2
Выставка транспорта на ВДНХ

Машина «Победа» — символ послевоенного советского автодизайна. В 1943 году автозаводам «дали добро» готовиться к мирной жизни. Ещё в 1938 году художник-конструктор Валентин Бродский создал эскиз дизайна «Победы». В 1946 году ГАЗ начал производство машин. Машина была вполне современной по устройству и эргономике (мощная подсветка, экономичный мотор, неприхотливость к топливу). Дизайн «Победы» стал модным, кузов машины начали использовать в кабриолетах, экстремальных вездеходах и даже на аэросанях «Север-2».

3
Кузов Победы М-20 у аэросаней Север-2. Фото из Интернета.
Кузов Победы М-20 у аэросаней "Север-2". Фото из Интернета.

Мотовелосипед ЛВЗ В-902

3
Выставка транспорта на ВДНХ

Это первый мотовелосипед Львовского велозавода и один из первых в СССР. Его выпускали в 1958–1963 годах. В то время автомобиль был для граждан почти несбыточной мечтой, мотоцикл — роскошью, а велосипеды с мотором были доступны и популярны. Двигатель Д-4 для мотовелосипеда разработал изобретатель-самоучка Ф. Прибылой из Харьковского конструкторского бюро велостроения. Отличие этого велосипеда от обычных в том, что мотовелосипед изначально полностью апаптирован под мотор: с амартизатором на переднем колесе, подпружиненным широким седлом, уменьшенными колёсами с широкой шириной, фарой, зеркалом заднего вида и даже ящичком для инструментов. А ещё он более дизайнерски оформлен, чем обычные велосипеды того времени.

1 из 3
Советский дизайнер и художник-иллюстратор Эдуард Молчанов (1930-1975) всю жизнь рисовал иллюстрации для журналов "За рулём" и "Техника - молодёжи". Когда Молчанов работал в НАМИ, в конце 50-х гг, он разработал для концерна версию такси "Белка", создавал дизайн для 50-тонного полноприводного лесовоза "Ермак". Перейдя на работу на Московский вертолётный завод им. Миля, Молчанов до самой своей смерти создавал дизайн вертолётов.

4
Выставка транспорта на ВДНХ

Мотоцикл «ИЖ Планета Спорт»

3
Выставка транспорта на ВДНХ

В 1973 году завод «Ижмаш» выпустил первый в Советском Союзе спортивный мотоцикл, доступный обычным покупателям. Дизайн мотоцикла разработали при участии ВНИИТЭ. Мотоцикл выглядел стильно и ярко, контраст жёлто-оранжевого и чёрного притягивал взгляд, а бензобак, инструментальные ящики и седло чётко вписывались в обводы рамы — напряжённой дуги, раскрытой в сторону переднего колеса. «ИЖ Планета Спорт» делали для экспорта на Запад. Мотоцикл был особенно популярен в Великобритании, Финляндии и Голландии.

Мотороллер ВП-150 М «ВЯТКА»

3
Выставка транспорта на ВДНХ

«Вятка ВП-150» — это первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 гг. Является копией итальянского мотороллера «Веспа» 150GS 1955 года.

В декабре 1965 года была собрана первая партия новых мотороллеров ВП-150 М. Это полностью переработанная модель, разработанная коллективом ВПМЗ. Усовершенствованный в 1974 году вариант мотороллера ВП-150 М получил название «Электрон», главным отличием которого была поднятая ещё выше передняя фара.

1 из 4
Мини-модели мотоциклов.

Автомобиль Москвич-408 «ТУРИСТ»

3
Выставка транспорта на ВДНХ
4
Выставка транспорта на ВДНХ

1 из 2

Разработка новой модели базового седана на Московском автомобильном заводе «Москвич» (МЗМА) началась в 1959 году. Дизайнером был Б. С. Иванов. Первые серийные экземпляры «Москвича-408» в полной комплекции сошли с конвейера 1 августа 1964 года. В этом же году на базе этого автомобиля были сделаны два двухдверных экспериментальных образца со съёмными жёсткими крышами. Для постройки образцов были выделены два серийных автомобиля, с которых были срезаны крыши. Четырёхдверные кузова были переделаны в двухдверные с укороченными пассажирскими отделениями. Между салоном автомобиля и крышкой багажника ввели дополнительную панель. С целью придать открытому несущему кузову достаточную жёсткость к днищу приварили х-образный подрамник.

Двухдверный кабриолет создали с расчётом на экспорт, как спортивную машину типа «гран-туризмо» для беспечных поездок по приморским городам. Планировалось создать на юге СССР пункты проката таких автомобилей. Наладить производство «Москвича-Туриста» не удалось, их всего два экземляра.

Автомобиль АЗЛК-2144 «ИСТРА»

3
Выставка транспорта на ВДНХ
4
Выставка транспорта на ВДНХ
3
Выставка транспорта на ВДНХ

В 1986 году автозаводам СССР дали задание разработать и показать перспективный проект «Автомобиль 2000 года».

Истра-2144 — это единственный макетный образец экспериментального автомобиля Автомобильного завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК), созданный во второй половине 1980-х годов в рамках программы «Автомобиль 2000 года». Авторы: С. Ивакин, А. Куликов, М. Душутин. Ранее этот автомобиль хранился в музее АЗЛК, после — в музее ретро-автомобилей на Рогожском валу в Москве.

3
Дорожный спортивный автомобиль типа Гран-туризмо. Макет. Дипломная работа. Московский автодорожный институт. 1960-1970. Музей МАДИ.
Дорожный спортивный автомобиль типа "Гран-туризмо". Макет. Дипломная работа. Московский автодорожный институт. 1960-1970. Музей МАДИ.
3
Лимузин ЗиЛ-114 и седан ЗиЛ-117.
Лимузин ЗиЛ-114 и седан ЗиЛ-117.
1
Макет глиссер-катамарана ОСГА-25 1938 года. Это был единственный в мире пассажирский 150-местный глиссирующий катамаран. Построен в период 1937-1938 гг. Разработан: Опытное строительство глиссеров и аэросаней (ОСГА). В период 1939-1941 гг. проходил испытания и выполнял рейсы по маршруту Сочи - Сухуми. В 1942 году был взорван при приближении линии фронта.
Макет глиссер-катамарана ОСГА-25 1938 года. Это был единственный в мире пассажирский 150-местный глиссирующий катамаран. Построен в период 1937-1938 гг. Разработан: Опытное строительство глиссеров и аэросаней (ОСГА). В период 1939-1941 гг. проходил испытания и выполнял рейсы по маршруту Сочи - Сухуми. В 1942 году был взорван при приближении линии фронта.

1 из 2

Автомобиль CARDI

1 из 2

2
Выставка транспорта на ВДНХ
1
Выставка транспорта на ВДНХ

В 1990-х автодизайнеры получили возможность создавать свои коммерческие фирмы. Так в 1991 году возникло кузовное ателье Cardi, которое основали сотрудники Московского автомеханического института. Первый же созданный ими автомобиль «Cardi», показанный на международном автосалоне 1995 года в Москве, произвёл фурор. Он был стилизован под роскошные европейские родстеры — кабриолеты 1950-х годов, но при этом безошибочно попадал в тренд «биодизайна».

Прототип электромобиля «МОЛНИЯ»

1 из 2

1 из 3

Популярность электромобилей растёт. За первое полугодие 2024 года в России было продано более 10 тысяч электромобилей, что в 2,5 раза больше чем за такой же период 2023 года.

«Молнию» разрабатывает команда Московского транспорта. По замыслу создателей, у этого седана D-класса всё програмное обеспечение будет отечественным. В движение «Молнию» приводит синхронный электромотор с постоянными магнитами. Ёмкость батареи автомобиля — 85 киловатт-часов. Номинальная мощность составляет 50–80 киловатт, а пиковая — 110–150 киловатт.

Электромобиль «АТОМ»

1 из 2

3
Выставка транспорта на ВДНХ

1 из 2

«Атом» разрабатывается с 2021 года АО «Кама». Проект хетчбэка «Атом» находится в финальной стадии разработки и подготовки к запуску серийного производства. Старт производства запланирован на середину 2025 года.

Электромобиль «Атом» будет работать на операционной системе собственной разработки «Атом ОС». Руль у «Атома» с сенсорным дисплеем, голосовой помощник, проекция с дополнительной реальностью. Через электронный блок можно удалённо управлять функциями электромобиля через смартфон.

В основу эскиза оклейки кузова «Атома» легло творчество художника Миши Most. Данный его рисунок изображает взаимодействие человека и новых технологий.

Квадроцикл РМ 800 Т

1 из 2

1 из 2

3
Выставка транспорта на ВДНХ

Полноприводный квадроцикл Рыбинской компании «Русская механика» рассчитан на эксплуатацию в сложных условиях бездорожья. Дизайнер — Владимир Щёчким, шеф-дизайнер — Евгений Жуков, инженер Александр Галяткин. В этом квадроцикле всё спроектировано так, чтобы на маршруте любой сложности водитель не уставал от управления. РМ 800 Т — первый и пока единственный квадроцикл российского производства, способный участвовать в соревнованиях самого высокого уровня.

Компания «Русская механика» специализируется на создании снегоходов и квадроциклов. Их техника используется в МЧС, на госгранице, в нефтедобывающих компаниях, в заповедниках, в Арктике.

Справочная информация:

Адрес: Москва, ВДНХ, павильон № 26.

Период действия выставки: с 7 ноября 2024 г. по 1 октября 2025 г.

График работы: вт. — вс. с 11:00 до 21:00; пн. — выходной день.

Билет: 550 рублей.

  1. Танки грязи не боятся
  2. Выставка транспорта на ВДНХ

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ)

проспект Мира, 119, Москва, Россия, 129223 Подробнее об объекте