В настоящее время в Москве проходит интереснейшая выставка, посвященная творчеству Казимира Малевича под названием «Не только черный квадрат». Организаторы разместили выставку в не менее интересном месте — павильоне на ВДНХ «Рабочий и колхозница» (сегодня его модно именуют как «РиК»). Судьба Малевича и история монумента «РиК» в чем-то схожи: они оба являются яркими представителями русского искусства начала века, и в разные периоды русской истории отношение к ним менялось от полного восторга до полного отрицания. Но это означает только то, что они являются неординарными явлениями русской культуры. И чтобы составить собственное мнение, необходимо познакомиться с ними в обязательном порядке.
В Москве, наверное, трудно было бы найти более удачную выставочную площадку для картин Малевича, чем павильон-постамент на ВДНХ, увенчанный скульптурной композицией Веры Мухиной. Его формы напоминают представленные на выставке архитектоны (объемные супрематические модели), изобретенные Малевичем. А над оформлением павильона-постамента в свое время трудились, в частности, ученики Малевича Николай Суетин и Константин Рождественский.
Примерно в таком же виде 80 лет назад монумент был представлен на Парижской выставке 1937 г. в качестве павильона Советского Союза и произвел фурор, завоевав золотую медаль. Скульптура была сделана из нержавеющей стали и это явилось новаторским приемом, т. к. до 1937 г. этот материал не применялся для изготовления скульптур. Кроме этого, для соединения металлических частей обшивки применялась новая в то время технология — точечная сварка. Когда в 90-х годах дошла очередь до реставрации скульптуры, то было заменено всего около 10% металлических листов обшивки, а отслоений точечной сварки практически не наблюдалось. Надо учесть, что в 1937 г. не было объективных средств контроля качества сварки, а технология точечной сварки только разрабатывалась. Вес скульптуры 185 тонн, высота почти 25 метров. Скульптуру несколько раз разрезали и вновь сваривали, в Париж скульптура ехала в 38 железнодорожных вагонах. Когда в 2009 г. отреставрированную скульптуру необходимо было поднять на вновь построенный пьедестал, то пришлось арендовать финский кран, в России такого крана найти не смогли. Кран весом 1000 тонн разобрали в Финляндии, переправили судном в Санкт-Петербург, а оттуда перегнали в Москву на 56 платформах. Возникает закономерный вопрос, а как же скульптуру несколько раз устанавливали в 1937 г., когда финских кранов не было? Неисчерпаем запас прочности русского народа, надо вспомнить, что к 1937 г. Россия только пережила революцию, еще не оправилась от ран гражданской войны, шли репрессии, был холод и голод, но тем не менее удалось создать «идеал и символ советской эпохи», который останется в веках и который по достоинству оценил весь мир. И поэтому ничтожны голоса тех, кто в эпоху перестройки предлагал «сбросить с парохода современности» скульптуру Мухиной, что впрочем регулярно у нас делается по отношению к предыдущим эпохам и нашим достижениям.
Когда скульптура вернулась в Советский Союз, авторы просили установить её на стрелке Москвы-реки на месте, где сегодня стоит Петр I Зураба Церетели. Сложно сказать, как бы она там смотрелась, но не сложилось. Установили перед Северным входом на ВДНХ на постамент высотой в 3 раза ниже парижского, из-за чего она потеряла в пропорциях. И только в 2009 г. после долгих мытарств и долгой реставрации монумент «Рабочий и колхозница» установили на новый постамент, максимально приближенный к тому, на котором он стоял в Париже. Заодно Москва получила еще один прекрасный выставочный зал.
Помещения павильона «Рабочий и колхозница»
Выставка «Малевич. Не только черный квадрат». Проходит на ВДНХ в павильоне «Рабочий и колхозница» с 24 ноября 2017 г. по 28 февраля 2018 г.
Не довелось быть ранее в павильоне «Рабочий и колхозница» и выставка Малевича была поводом познакомиться с ним. С нашей точки зрения, получились достойное сооружение и достойный памятник неоднозначной революционной эпохе. А уж познакомиться с творчеством Малевича просто необходимо. Хотя бы потому, чтобы понять, почему иностранцы без ума от русского авангарда, а мы сами не ценим то, что имеем.
Многие из нас выработали свое определенное отношение к творчеству Казимира Малевича. Кто-то его принимает, кто-то не принимает, но большинство скорее всего не знает. Да и как мы могли его знать, если больше 50-ти лет это направление было официально запрещено, ещё в 1936 году по прямому указанию ЦК партии все произведения авангарда в музеях страны были перемещены в запасники. «Чёрный квадрат» Малевича до 1988 г. вместе с картинами других художников авангарда стоял в штабелях на втором ярусе церкви Святого Николая в Толмачах, в то время она служила в качестве запасника Третьяковской галереи. Первая выставка Малевича была проведена только в 1988 году, 100-летие рождения супрематизма в 2015 году нашими музеями было благополучно пропущено, но по крайней мере знаковые произведения русского авангарда достали из запасников. Но выставок Малевича не проводилось, в том числе и потому, что он еще в годы жизни нажил себе врагов в лице православной общественности, противопоставив свой «Черный квадрат» православной иконе. Выставка, которая проводится в настоящее время в выставочных залах «РиК», это важный этап в осмыслении творчества Малевича, позволяющий понять, что есть «Черный квадрат» и откуда он взялся.
Мнений о «Черном квадрате» ровно столько, сколько людей. Это самая обсуждаемая картина всех времен и народов. Об этой картине написано бессчетное количество различных статей и научных трудов и высказано не меньшее количество гипотез, что же означает эта картина, и что хотел сказать художник. Чем бы занимались все эти горе специалисты-искусствоведы, если бы Малевич не создал своего «Черного квадрата». Впрочем сам Малевич написал 5 (пять!) томов философских рассуждений на тему отношений бытия и искусства.
Кто есть Малевич? Гений, который опередил мир искусства? Философ, постигший смысл бытия? Или пусть и гениальный, но просто пиарщик, нашедший способ эпатировать и удивить мир, что собственно и составляет смысл сегодняшнего современного искусства? Сложные вопросы, но именно на них и пытается найти ответ выставка в «РиК».
Малевич начал рисовать поздно, после 15-ти лет, живописи специально не учился. За время своей творческой карьеры перепробовал много направлений — все эти бесконечные -измы: футуризм, кубизм и т. д., пока не изобрёл собственное направление — супрематизм. Футуризм, возникший в 1909 году в Италии, провозглашал, что старое искусство более не отражает динамику современного мира после изобретения самолета и автомобиля. Вместо культа женщины футуристы предлагали воспеть движение, а на холстах отразить мир машин и передать принцип мелькания. Все в принципе логично. Или кубизм, пришедший из Франции. Кубизм упрощал форму и разрезал ее на части, тем самым провозглашая, что нужно изображать не скрипку, а саму музыку. Тоже оригинально. Основателями кубизма считаются Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Картина Малевича «Дама и рояль» из Красноярского художественного музея им. В. Сурикова. Задание как из модного нынче квеста: отыщите на картине даму и рояль. Пару клавиш от рояля найти еще можно, но дамы никак обнаружить не удается.
1
1
Картина Малевича «Жизнь в большой гостинице» (1913 г.) из Самарского областного художественного музея. Есть мнение среди специалистов по Малевичу, что эту картину художник создал для размещения в интерьере московской гостиницы «Метрополь» (типа сочетание цветов совпадает) или по крайней мере вдохновился на создание этой картины видами знаменитой гостиницы. Если долго рассматривать эту картину, то, право, можно увидеть и рецепцию и людей и типичную обстановку гостиницы.
К сожалению, освещение картин на выставке не приспособлено для их фотографирования, поэтому приведем фото картины из интернета.
Только в 2004 году удалось точно установить, что картина "Жизнь в большой гостинице" принадлежит кисти Малевича. Полотно поступило в Самарский музей в 1929 году и было сначала зафиксировано как произведение неизвестного художника витебской школы. Позднее М.Д. Философов, бывший ученый секретарь Эрмитажа, репрессированный и высланный в Куйбышев, где он в 1936-1937 годах работал в художественном музее, высказал предположение, что картина принадлежит кисти Казимира Малевича. Однако стандартные методы исследования живописных полотен, включая ультрафиолетовое просвечивание, не давали полной гарантии, что картина принадлежит Малевичу. Сравнительно недавно для исследования картин стали применять метод создания цифрового изображения высокого разрешения. Сначала с помощью цифровой фотокамеры снимаются небольшие участки картины с очень высокой четкостью в 200 мегапикселей, после чего специальная компьютерная программа обрабатывает изображение полотна, "склеивая" разные фрагменты в одну картину и корректирует цвет. Последующая компьютерная обработка цифрового изображения картины "Жизнь в большой гостиницы" позволило в 2004 году обнаружить в нижней её части подпись Малевича.
1
Картина Малевича «Атлеты», на выставке её не было, но вещь программная.
Но и кубисты, и футуристы хоть и деформировали предмет, но полностью не отказались от него, на их картинах с большим трудом, но все-таки можно было увидеть какое-то предметное изображение. Малевич же окончательно подвел черту, которая отличала старое искусство от нового, создав беспредметное искусство. Он объяснил, что живопись самоценна, что форма и чистый цвет вполне способны выразить духовное ощущение художника. И создал новое направление в живописи: супрематизм. Т. е. можно сказать, что совершил революцию в живописи, наверное, поэтому и принял поначалу русскую революцию 1917 г.
Супрематизм (от лат.supremus — превосходный) — означает превосходство субъективного ощущения художника над впечатлением от внешнего мира. В основании своей вселенной Малевич положил три формы: квадрат, крест и круг и три цвета: черный, красный и белый. Художники долго не принимали творчество Малевича, не пускали на выставки, но он добился своего, пригвоздив старое искусство своим «Черным квадратом», поместив его вместо иконы в красный угол помещения на ленинградской выставке новой живописи в 1915 г. под названием «0.10». Мало того, назвал свой «Черный квадрат» иконой 20-го века, сразу нажив себе врага в лице церкви.
Фото, сделанное на выставке «0.10» в 1915 г. В красном углу «Черный квадрат».
Много прочитали разных версий, что означает «Черный квадрат», включая постоянно изменявшиеся объяснения самого Малевича. Что этот квадрат первичен и естественен и из него вытекает всё остальное. Что можно говорить о четырех углах фигуры, как о «формуле» мироздания: четыре стихии, четыре времени года. И т. д. и т. п. Но очень понравилось одно из современных объяснений, что Малевич оказался провидцем и предсказал появление пикселя — минимальной видимой единицы современного цифрового мира.
Малевич со своими учениками стремился склонить к супрематизму все виды искусства, его даже называли большевиком в искусстве. С 1929 года он начинает работать с гипсом и создает модели архитектуры будущего, которым дает название «архитектоны». Это были те же супрематические идеи только в трех измерениях. Как говорят сегодня, архитектоны — это та же абстрактная живопись, но в формате 3D. Самое поразительное, что Малевич своими «архитектонами» предсказал облик современных городов с их небоскребами. Опять провидец?
Архитектоны Малевича и его школы конца 1920-х из собрания москвича Юрия Носова.
Этот архитектон называется «Город».
И сегодня становится совершенно ясно, что из всего этого революционного подхода в искусстве в конце концов родился современный дизайн, архитектура, мода. Просто идеи Малевича опередили время и поэтому оказались в нашей стране под запретом 50 лет, да и в постперестроечное время не очень-то приветствовались. Супрематизм в итоге стал одним из центральных явлений русского авангарда. Как русская революция повлияла на общественно-политические процессы во всем мире, так и идеи русского авангарда повлияли на все мировое искусство. Его влияние испытали многие талантливые художники. Говорят, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «Черный квадрат» Малевича.
Картины направления супрематизма, представленные на выставке.
Зал супрематизма на выставке.
1
Картина «Супрематическая композиция» из Тульского областного художественного музея.
1
Картина «Супрематизм» из Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Картина «Прямоугольник и круг» из частной коллекции.
Картина «Четыре квадрата» (1915 г.) из Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.
Но на выставке есть масса произведений, характеризующих Малевича совершенно с другой стороны и многие картины впервые приехали в Москву.
1
Импрессионистская картина Малевича «Дом с верандой» 1906 г.
2
Картина «Косарь» (1912 г.) из Нижегородского государственного художественного музея.
1
Картина «Жница» (1912 г.) из Астраханской галереи им. Догадина
1
Одно из открытий выставки известный до сих пор лишь специалистам «Зимний пейзаж», написанный Малевичем в 1929 г.
У Малевича есть ещё немало симпатичных картин, связанных с временами года.
Картина под названием "Весна"
1
Эта картина Малевича под названием "Пейзаж" также скорее всего связана с весной. Ведь верно есть весеннее настроение?
1
А здесь Малевич предстает в качестве дизайнера — автора флакона одеколона «Северный», выполненного для «Товарищества Брокар и Ко» в начале 1910-х годов.
Из поздних работ Малевича, когда он все-таки вернулся к реализму, но как, пишут критики, на ином эстетическом уровне.
1
Автопортрет художника.
1
Портрет жены Малевича. Эту картину его супруга хранила всю жизнь.
Почему так много Малевича в нестоличных музеях? Даже в расцвет творчества автора «Черного квадрата» не баловали вниманием в столицах, поэтому свои лучшие работы он продавал в Госфонд, который затем распространял их по провинциальным художественным музеям. Это была своеобразная государственная поддержка художников разных направлений, но только до 1936 года. В этот год советская власть решила, что художники должны быть построены под линеечку соцреализма, так проще будет ими управлять.
Ни одного из черных квадратов на выставке нет (всего Малевич нарисовал четыре квадрата, как утверждается на выставке). Русский музей и Третьяковская галерея отказались предоставить работы Малевича для этой выставки. Слишком ценными являются полотна, специалисты оценивают рыночную стоимость каждого квадрата под 100 млн. долларов. Самый ценный первый квадрат можно увидеть в Третьяковской галерее на Крымском валу, он уже более 25 лет висит там в основной экспозиции. Но на самом деле «Черный квадрат» на выставке все-таки есть. Причем подлинник, но совсем крошечный, примерно со спичечный коробок. Это рисунок, сделанный Малевичем в том же 1915 году, когда и был создан первый из четырех живописных вариантов. Можно сказать, что это изображение явилось предтечей знаменитых картин.
Эскиз, из которого можно сказать выросли «Черные квадраты».
Разъяснение, сколько всего существует черных квадратов.
Одна из многочисленных фотографий Малевича, представленных на выставке.
На выставке также есть образцы потребительских вещей по мотивам творчества Малевича и нам они очень понравились.
Платочек по мотивам живописи Малевича.
1
Матрешки по мотивам живописи Малевича.
1
Пасхальное яйцо по мотивам живописи Малевича.
Магнитики и значки.
Из множества выразительных штрихов складывается на выставке образ Малевича — великого художника и великого мистификатора, авантюриста, лидера и революционера. Символично, что сегодня его работы демонстрируются под одним из главных советских символов — скульптурой Веры Мухиной. Эпоха ушла, настоящее искусство — будь то реализм или супрематизм — вечно.