Не знаю как у Вас, но иногда, проходя мимо вроде бы знакомых мест, обнаруживаешь что-то новое.
Декабрьским вечером 2017 года я спешил к входу в Кремль, чтобы успеть туда попасть в ходе многочасовой прогулки по Москве И дольше века длится день в Москве. Часть 3. Вечер в Кремле и на Красной площади. Возле кремлёвской стены заметил нагромождение камней.
Так я очутился возле грота «Руины».
Когда-то на месте Александровского парка текла река Неглинка, а напротив Средней Арсенальной башни располагался пруд.
Москву не раз захватывали иноземные воинства. Опасаясь возможного нападения шведов на Москву во время Северной войны, Пётр Первый приказал в 1707 году укрепить Кремль и Китай-город. Вокруг Кремля были устроены земляные бастионы треугольной формы болверки (от нем. «bollwerk», что означает «оплот», «бастион»). Вдоль реки Неглинной возвели пять болверков: Боровицкий, Неглинный, Троицкий, Никитский и Воскресенский.
Работы начались 1 июня 1707 года. Строительство бастионов контролировали лично члены императорской фамилии. 20 октября 1707 года приезжал царевич Алексей Петрович, в честь него устроили проверочную стрельбу с недостроенных болверков. Дав указание ускорить строительство, царевич убыл восвояси. В декабре 1707 года прибыл сам император Пётр Первый, его также позабавили стрельбой. А за несколько месяцев до этого, после начала строительства, император успокаивал москвичей: «Известно нам здесь учинилось, что у вас на Москве не малый страх произошел, оттого что стали крепить Московские городы; и то нам зело дивно и смеху достойно, что мы час от часу от Москвы дале, а вы в страх приходите…»
В тот раз обошлось, войско шведского короля Карла IX было разбито под Полтавой, а через сто лет с Наполеоном в Москве не воевали, сдав столицу без боя. Так укрепления и не пригодились. Зато пригодились для засыпки старого русла Неглинной.
После разрухи, воцарившей в городе Москве после «визита вежливости» французского императора Наполеона Бонапарта, была создана императорским указом от 5 мая 1813 года «Комиссия о строении Москвы». Главной задачей её было ликвидация последствий пожара 1812 года, заодно была решена задача перепланировки Москвы. Комиссия плодотворно трудилась почти тридцать лет, хотя первоочередные задачи по восстановлению были решены в основном за первые пять лет.
Большую роль в создании нового облика Москвы сыграл Осип (Джузеппе) Иванович Бове (Giuseppe Bova, 1784 -1834),
который с 1814 году был назначен главным архитектором «фасадической части», надзирающим за проектами и их «производством в точности по прожектированным линиям, а также выдаваемым планам и фасадам». Под его руководством с 1820 года приступили к созданию Александровского сада. Вот тогда пригодились болверки, а если быть точнее строительный материал, из которого они были сооружены, которым был засыпан овраг, где текла река и располагался пруд.
На получившейся ровной площадке был обустроен мемориальный сад в лучших традициях итальянских садов эпохи Ренессанса.
Одним из элементов таких садов являлись гроты, лабиринты и скульптурные группы. Поэтому уже в июле 1821 года на месте Никитского болверка появился грот в стиле эпохи классицизма. Бове дал ему название «Итальянский грот», но название не прижилось, и грот более известен как «Руины». Этому способствовала легенда о том, что для сооружения грота использовались обломки сгоревших в пожаре 1812 года обломков домов.
Александровский сад стал одним из излюбленных мест для променада праздно гуляющей московской публики, а в нише, расположенной под сводами грота, по праздникам играл духовой оркестр.
В советское время идеей с оркестром не заморачивались. Вот так выглядел грот в 1920 году, умиляет детская песочница.
Постепенно грот становился все более не приглядным, зарос грязью и пылью, а на колоннах во множество появились надписи типа «Здесь был Вася».
В 2004 года была проведена частичная реконструкция и ныне грот выглядит вполне нормально.