В 2020 году к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками был запущен историко-просветительский проект «Поезд Победы», представляющий из себя уникальный музей внутри специально оборудованного железнодорожного состава.
В 2020 году к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне над фашистскими захватчиками был запущен историко-просветительский проект «Поезд Победы», представляющий из себя уникальный музей внутри специально оборудованного железнодорожного состава.
Проект «Поезд Победы» — первая в мире иммерсивная инсталляция, размещенная в движущемся составе поезда. Интерьеры вагонов оформлены с максимально точной передачей атмосферы тех лет с использованием фотографий, документов, личных вещей солдат и офицеров, образцов военной формы и оружия.
Маршрут музейного состава, состоящего из 12 вагонов, пролегает через крупные города нашей страны, но возможны заезды и в более мелкие населенные пункты. Продолжительность стоянки Поезда Победы варьируется от одного до трех дней, это зависит от размера населенного пункта.
Как же все начиналось?
В 2015-м году в Министрестве образования и науки России в процессе ведения работ по государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» и в рамках планируемых мероприятий «Года памяти и славы» к 75-летней годовщине Победы в Великой Отечественной войне была предложена идея создания проекта «Поезд Победы». Авторами идеи и создателями «Поезда Победы» была группа петербургских художников из творческой мастерской «Невский баталист» во главе с Дмитрием Поштаренко. Привлеченными к проекту экспертами была проведена масштабная работа по наполнению содержательной части экспозиции. В главных исторических архивах страны по крупицам собраны уникальные фото- и видеоматериалы, разработано концептуальное и информационное наполнение интерактивных панелей. Над проектом работала команда из 70 человек.
«Невским баталистом» проведена колоссальная работа: отобраны и реконструированы тысячи исторических фотографий, изготовлены сложные скульптурные группы. Скульптуры абсолютно реалистичны, созданы по уникальной технологии. Для униформы и гражданского костюма использовались оригинальные предметы одежды и снаряжения 1930–1940-х годов.
Команда медиагруппы «Красный квадрат» стала системным интегратором проекта и разработала специальную IT-систему для управления оборудованием и контентом. Система позволяет создать единую экспозицию, гармонично соединить в одно целое реальные музейные экспонаты и мультимедийные эффекты. За окнами состава создана иллюзия реального движения поезда, мелькают леса, деревушки, платформы, вокзалы.
ОАО «Российские железные дороги» оказало значительное содействие в создании музея «Поезд Победы».
Сформированный специальный железнодорожный состав из восьми тематических и четырех технических вагонов стал экспозиционным пространством для нового музея, основанного на «эффекте присутствия». Опытная поездная бригада сопровождает передвижную экспозицию на протяжении всего пути следования.
Музей «Поезд Победы» — это сочетание современных технологий, исторической правды и неподдельных эмоций. Музей «Поезд Победы» — это своеобразная машина времени, с помощью которой посетители погружаются в прошлое, и железнодорожный состав несет их по дорогам войны через испытания и потери — к Победе.
На сегодняшний день ни в одном музее мира нет такого количества многофигурных композиций в скульптуре, как в «Поезде Победы», а на основе достоверных исторических источников события Великой Отечественной войны представлены максимально правдоподобно.
Но как же попасть на этот уникальный поезд, в этот удивительный музей?
Официальное расписание движения «Поезда Победы» публикуется на официальном сайте музея: https://poyezd-pobedy.ru/
Регистрация на сайте подразумевает получение бесплатного пригласительного билета на сайте на конкретную дату и время. Но из-за высокого интереса к музею регистрация недоступна уже за несколько дней по прибытия Поезда Победы. Чтобы посетить музей, рекомендуют бронировать посещение заранее, но и в этом случае я на себе испытала настоящий ажиотаж и мгновенно исчезающее доступное время.
Регистрация на приобретение билета началась за три дня до прибытия поезда и начала работы музея. Мы с сотрудницей хотели посетить музей в субботу, но выбранное время мгновенно оказывалось занятым. В итоге удалось зарезервировать лишь один билет на четверг, и я уступила его сотруднице. После посещения Поезда Победы она пояснила мне, что одновременно с заказанным временем существует и живая очередь, которая хоть и движется очень медленно, но все же позволяет зарегистрироваться на месте.
На следующий день, в пятницу я воспользовалась этой информацией и отпросившись с работы, отправилась на железнодорожный вокзал «Краснодар I».
Но на второй день нахождения состава в нашем городе, желание увидеть уникальную экспозицию у горожан возросло в разы и прежде чем попасть внутрь, мне пришлось простоять в очереди среди таких же страждущих больше 2-х часов.
Всех посетителей: с предварительной бронью на сайте и зарегистрированных на месте, отдавая предпочтение первым, волонтеры собирали в группы по 20 человек и с интервалом в 15 минут провожали на платформу к входу в музей.
Внутри всем выдали наушники и интерактивный Дмитрий Харатьян, появившись на табло, рассказал, как подключить аудиогид и правила поведения в музее.
По историческому маршруту состава-музея посетителей сопровождает голос девушки Лидии, звучащий из наушников. Лидия — не просто аудиогид: это — собирательный образ поколения, юная советская девушка, судьба которой плотно связана с судьбой страны, попавшей в беду.
В 1941-м Лидии исполнилось девятнадцать лет и пойдя по стопам отца, она стала машинистом паровоза. Под звук колес девушка делится воспоминаниями, историей своей семьи, опытом преодоления трудностей, опытом Победы.
Вместе с Лидией мы пройдем путь от Бреста до Москвы, от Сталинграда до Берлина и увидим войну глазами свидетелей тех страшных и героических событий: Предвоенные годы — Великая Отечественная — Победа.
В каждом вагоне поезда-музея уникальная история, в которой переплетены драматические события военных лет, исторические факты, судьбы и воспоминания людей.
Итак, начнем: Мирное время.
Последние часы перед войной и за окном вагона обычная, пока еще мирная жизнь, городской вокзал, прекрасный, солнечный летний день. В пассажирском вагоне едут люди из разных социальных слоев, разных возрастов и профессий. Повседневная жизнь огромной страны, сконцентрированная в движущемся поезде.
Кто из нас не помнит подобную ситуацию и романтику железных дорог: мелькающие пейзажи за окном, разговоры с соседями, сон под убаюкивающий и монотонный стук колес. Кто эти пассажиры и какие планы заставили их всех отправиться в дальнюю дорогу?
Мирное время отсчитывает последние часы и ни одному плану не суждено было сбыться.
22 июня 1941-го года — день, который навсегда изменит судьбы миллионов советских людей.
В 12:15 по радио зазвучит речь председателя Совета народных комиссаров Молотова: «…без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы…»
Как сложилась дальнейшая судьба пассажиров плацкартного вагона можно лишь предполагать и догадываться, но известно одно: следующие четыре года изменят всё и навсегда.
Переходим в следующий вагон, первая часть экспозиции: Поезд на фронт.
Война пришла в каждую семью и наравне со взрослыми совсем юные мальчишки едут на фронт защищать Родину. От края и до края поднялась огромная страна. В эти дни не было человека равнодушного к судьбе своей страны.
На лицах молодых людей, отправляющихся на фронт, — тревога, предчувствие того, какие испытания предстоит пройти нашему народу, понимание того, сколько горя принесет война.
Во второй части вагона представлен Окоп.
Декорации иллюстрируют фрагмент линии укреплений окопов и траншей на передовой линии в битве за Москву: первые оборонительные операции, нехватка опыта у большинства и первые потери.
Советское командование уделяло особое внимание организации обороны ближних и дальних подступов к Москве: строительство оборонительных рубежей началось еще в июле 1941 года, в этих работах участвовало более 250 тысяч человек.
В невероятно трудных условиях осуществлялось тыловое обеспечение войск, не хватало горючего, автотранспортных и ремонтных средств. Несмотря на это 5 декабря 1941 года войска Красной Армии перешли в контрнаступление, ставшее первым большим успехом в истории Великой Отечественной войны.
Переходим в следующий, третий вагон —концлагерь.
Напоминание об одном из самых страшных преступлений третьего рейха-концентрационных лагерях, местах массового заточения и уничтожения людей. Узников нацистских лагерей ожидали бесчеловечные эксперименты, пытки, голод, расстрелы, газовые камеры. Все эти ужасы не может вместить человеческий разум, но человечество должно знать и помнить об этом спустя десятилетия и века.
В первой части четвертого вагона представлен Санитарный вагон.
Главная задача этой тематической зоны-демонстрация тяжелой, но очень важной работы медиков, их великого подвига.
Забота о раненых на войне- тоже своего рода поле боя, где идет борьба за спасение человеческих жизней. Перед глазами- трагедия сильных мужчин, ставших инвалидами, трагедия молодых солдат, столкнувшихся с ужасами войны всамом начале жизненного пути.
Обычно в военно-санитарный поезд кроме вагонов-палат, операционных входили и другие, не менее важные и нужные для подвижного лазарета вагоны: вагон-цейхгауз (склад),
багажный вагон, вагон-электростанция, вагон-ледник, вагон-кухня.
Из воспоминаний военной медсестры: «На каждую медсестру приходилось по 165 раненых. В груженый рейс практически не спали. Каждое утро- обход врача, назначения, перевязки, кормление, поддержание чистоты в вагоне. Потом писали письма под диктовку раненых, читали им вслух».
За годы войны в перевозках по эвакуации раненых было задействовано 11 863 поезда, вывезено железнодорожным транспортом пять миллионов раненых и больных.
Вторая часть вагона —Наука.
Значителен вклад науки в Победу в Великой Отечественной войне. Труд ученых и конструкторов в предвоенные и военные годы позволил осуществить разработку первоклассных самолетов и танков, артиллерийского и стрелкового вооружения, реактивных систем залпового огня и наладить их массовое производство.
Под руководством физиков А. П. Александрова и И. В. Курчатова были проведены работы по обеспечению защиты военных кораблей от магнитных мин. Исследования математика М. В. Келдыша существенно улучшили лётные характеристики боевых самолетов, за что в 1942 году он был удостоен Сталинской премии. Конструкторскими бюро С. В. Ильюшина, А. В. Яковлева, А. Н. Туполева, С. А. Лавочкина и других были сконструированы самолеты, обеспечившие превосходство нашей авиации в воздухе.
При активном участии ученых удалось в сжатые сроки перевести промышленность на военные рельсы и наладить поточное производство боевой техники.
Труды военных медиков и микробиологов Н. Н. Бурденко, А. Д. Сперанского, З. В. Ермольевой и других обеспечили успешное лечение раненых в полевых условиях.
Гигантский прорыв в науке позволил Красной армии получить преимущество на поле боя.
В первой части пятого вагона показан фрагмент Банно-прачечныго поезда.
Банно-прачечные поезда в годы войны стали важнейшим средством соблюдения санитарно-эпидемиологических норм в армии. Чистота и гигиена- основа здоровья масс, а болезни значительно ослабляют армию. В вагонах банно-прачечных поездов находились душевые кабины, сушилки, дезинфекционные камеры. Зачастую для солдат это было единственной возможностью помыться в периоды долгих походов.
В экспозиции этого вагона впервые представлены немцы: это солдаты, недавно взятые в плен под Сталинградом и приведенные в банный вагон по приказу советского командования,
а среди них — генерал-фельдмаршал 6-й армии Фридрих Паулюс.
Идея второй части вагона — Блокада
Одна из самых трагических страниц истории Великой Отечественной войны- блокада Ленинграда. Почти на 900 дней немецко-фашистские войска отрезали город с суши. Единственное, что соединяло Ленинград с Большой землей это Дорога жизни, проходившая через Ладожское озеро: летом- по воде, а зимой- по льду.
Блокада Ленинграда стала самой продолжительной и самой жестокой в современной истории. От холода, голода и обстрелов погибло около 700 тысяч человек.
Переходим в первую часть шестого вагона, где представлен Штабной вагон
Успех операции «Багратион», одной из самых масштабных наступательных операций в истории, во многом был обусловлен возросшим военным мастерством командования советской армии. С точки зрения военной науки наступление в Белоруссии является одной из вершин полководческого таланта.
Именно поэтому рассказ о великой Победе был бы неполным без истории о том, как в военных штабах рождались планы битв и сражений, во многом предопределивших исход войны.
Героем этого вагона стал неприхотливый в быту и любимый солдатами маршал Константин Константинович Рокоссовский, получивший маршальскую звезду, а потом и звание Героя Советского Союза за операцию «Багратион».
Рядом с кабинетом, буквально за ширмой, расположена так называемая «спальня» маршала.
Успех сопутствовал Красной армии не только на поле боя, но и в новой сфере противоборства — радиоэфире. Здесь блестящую победу одержали советские контрразведчики.
Вторая часть экспозиции шестого вагона- Бронепоезд
Бронепоезда ярко проявили себя во время войны. Одним из самых известных стал бронепоезд «Илья Муромец», построенный на средства железнодорожников Муромского узла в подарок Красной армии. Бронепоезд практически дошел до Берлина. Ему оставалось всего 50 км до города, но мост через реку Одер оказался разрушен.
В этой тематической зоне можно не только оказаться внутри бронированного поезда, но и увидеть подбитый немецкий бронепоезд, а также стать свидетелем воздушного боя.
Проходя по вагонам, кроме основных экспозиций, представлены и фрагменты самых разнообразных сюжетов, имеющих отношение к Великой Отечественной войне.
Вот, например карты хронологии событий Великой Отечественной войны, боев, движений войск, освобождения территорий от фашистко-немецких захватчиков.
Есть сюжет про кошек, сыгравших большую роль в блокадном Ленинграде. Они защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от крыс. Своим теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то сами становились едой. Так, со временем в Ленинграде не осталось ни одной кошки — и город начали атаковать крысы. И после прорыва блокады наравне с необходимым продовольствием в город ввезли около 5 тысяч дымчатых кошек, которые и спасли Ленинград от крыс. Здесь как раз и показан сюжет доставки кошек в железнодорожном вагоне в специальных ящиках.
А одна рыженькая каким-то образом освободилась из заточения и решила поиграть с охранником.
Еще представлена экспозиция о жутких экспериментах, проводимых японскими врачами-извергами над больными и заключенными в Советско-Японской войне 1945-го года.
И вот, наконец Победа и возвращение домой!
Весна 1945 года, 1418 дней войны позади, они оставили не только шрамы на теле, но и глубокий след в душах людей, прошедших это страшное испытание. На фронт уходили молодые, порой неопытные пареньки и девушки, а возвращаются возмужавшие, уверенные в своей силе и правоте победители.
А сколько не вернулось с фронтов! Сколько было погребено под слоем золы, пыли и крови! Сколько семей не дождалось своих любимых мужей, отцов, братьев и сестер! Но эти возвращаются. На полустанках, станциях и вокзалах их будут встречать с цветами, слезами и оркестрами.
Они возвращаются и героическими усилиями, со всем советским народом, будут восстанавливать разрушенную, разоренную страну. Люди военного поколения- настоящие герои. Они не ждали почестей, наград или славы. Они просто хотели, чтобы жили мы с вами.
И последний, восьмой вагон, в котором представлена экспозиция расплаты — Нюрнбергский процесс.
Делегация советских представителей СМИ на процессе состояла из 45 человек, в состав которых входил творческий коллектив «Кукрыниксы».
В 1967 году все зарисовки, сделанные «Кукрыниксами» в ходе Нюрнбергского процесса, были использованы для создания большого полотна «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)».
Экскурсия закончилась, она длилась минут 45. После увиденного и услышанного в голове было какое-то опустошение…мелькали картинки, сюжеты…
Не только скульптурами уникальна эта выставочная экспозиция «Поезда Победы», интересно и ее мультимедийное сопровождение: 50 видеопроекторов, 18 видеостен, 12 тач-столов, которые благодаря световым и звуковым эффектам воссоздают захватывающие воздушные бои и массированные танковые атаки, рисуют картины походной солдатской жизни и тихие воспоминания мирного довоенного времени.
Всё это делает экспозицию более проникновенной, а ощущения от увиденного — более острыми. «Поезд Победы» — уникальный передвижной музей. В пространстве историко-художественной экспозиции запечатлены образы прошлого нашей страны — непарадный портрет великой эпохи в лицах, жестах, мгновениях, аутентичных предметах и подлинных чувствах.
При подготовке были использованы материалы сайта музея «Поезд Победы».