Завод имени Ивана Алексеевича Лихачева имеет богатейшую, но увы, печальную историю. В Сокольниках работает небольшой музей, посвященный истории известного автомобильного завода.
Завод имени Ивана Алексеевича Лихачева имеет богатейшую, но увы, печальную историю. В Сокольниках работает небольшой музей, посвященный истории известного автомобильного завода.
В 1916 году Сергей и Степан Рябушинские основали в Москве автомобильный завод. Первое название завода — АМО. В разных источниках встречаются расшифровки аббревиатуры — «Автомобильное Московское Общество», «Акционерное Московское Общество», но правильный вариант — «Автомобильный Московский завод». Первым директором завода был инженер Бондарев Дмитрий Дмитриевич (1878—1937 гг.).
В уставе предприятия 1916–1917 годов название завода звучит как «Московский автомобильный завод товарищества на паях Кузнецов, Рябушинские и К°». С 1916 года по 1924 год на заводе собирались из итальянских запчастей автомобили FIAT.
С 1926 года по 1950 год (с перерывами) директором завода являлся Иван Алексеевич Лихачев, под руководством которого завод приобрел свою славу — разработаны и выпущены такие известные автомобили как ЗИС-101, ЗИС-110, ЗИС-115, грузовики АМО и ЗИС-5. Даниловский район Москвы являлся городом в городе, на заводе работало около 75000 человек.
Первый зал музея посвящен истории создания завода, демонстрации автомобилей представительского класса первого и последнего поколений.
Иван Алексеевич Лихачев (1896—1956 гг.) — советский организатор автомобильной промышленности, но не имевший инженерного образования. В 1929–1930 годы посетил автомобильные заводы США и Германии, где изучал принципы современного производства автомобилей.
ЗИС 110П — первый советский послевоенный автомобиль представительского класса. В музее представлен единственный сохранившийся полноприводный лимузин, выпущенный в 1949 году.
Купе-кабриолет ЗИЛ-41041, выпущенный в 2010 году. Всего было собрано 4 экземпляра парадных кабриолетов.
За всю свою историю завод менял свое название десять раз.
Элементы рабочего кабинета Виталия Андреевича Грачева (1903—1978 гг.) — конструктора автомобильной и бронетанковой техники, лауреата двух Сталинских премий III степени. Участвовал в разработке 15 моделей грузовиков ЗИЛ, 6 спецмашин ЗИЛ.
Второй зал оформлен с стиле гаража. Здесь представлены первый и самый массовый грузовики, двигатели выпущенные на заводе ЗИЛ.
Первый российский грузовик АМО-Ф-15 собран 1 ноября 1924 года. С 1924 года по 1931 год выпущено 7268 грузовиков.
Грузовик АМО-Ф-15 развивал скорость до 50 км в час, мощность двигателя составляла 36 лошадиных сил, грузоподъемность до 1500 кг.
Бортовой грузовой автомобиль ЗИС-5. С 1934 года по 1948 год выпущено 587185 грузовиков. ЗИС-5 развивал скорость до 60 км в час, мощность двигателя составляла 73 лошадиных силы, грузоподъемность до 3000 кг.
Силовой агрегат, состоящий из дизельного двигателя ЗИЛ-645 и 9-ступенчатой коробки передач ЗИЛ-4421 мощностью 185 лошадиных сил. Устанавливался на автомобили ЗИЛ-4331. Выпускался на Уральском автомоторном заводе (г. Новоуральск) и Ярцевском заводе двигателей.
Макетный образец дизельного двигателя ЗИЛ-450 мощностью 159 лошадиных сил. Двигатель предполагалось устанавливать на автомобили ЗИЛ-5301 «Бычок», но работы были прекращены на стадии макета в связи с остановкой производства на Московском автомобильном заводе им. И. А. Лихачева.
Опытный образец верхнеклапанного бензинового двигателя ЗИЛ-2Э157Д мощностью 132 лошадиные силы. Двигатель устанавливался на первых опытных образцах автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-165, но серийно не выпускался.
Макетный образец бесшатунного двигателя ЗИЛ-БД-1800 системы С. С. Баландина собран всего в двух экземплярах для проверки возможности работы двигателей подобной системы. Дальнейшие работы были прекращены.
Опытный образец дизельного двигателя ЗИЛ-136, созданный на базе бензинового двигателя ЗИЛ-130, мощностью 125 лошадиных сил. Предполагался для установки на автомобили ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, но серийно не выпускался.
Бензиновый двигатель ЗИЛ-131 мощностью 150 лошадиных сил. Устанавливался на автомобили ЗИЛ-131. Особенностью двигателя являлась возможность работать при погружении в воду при преодолении брода.
Третий зал — самый большой. Здесь представлены автомобили, автобусы и специальная техника.
ЗИЛ-41052 выпускался в 1983–1999 годы, всего выпущено 14 таких автомобилей. На Курганском танковом заводе изготавливалась бронекапсула и уже на нее собирали автомобиль.
ЗИЛ-41041 разрабатывался как автомобиль сопровождения лимузина ЗИЛ-41047. Всего выпущено 34 автомобиля данной серии.
Пассажирский автобус «Юность» высшего класса выпускался штучно для обслуживания правительственных делегаций. В 1967 году автобус «Юность» демонстрировали на Международной автобусной неделе во Франции, в Ницце, где автобус получил 12 наград. На базе «Юности» создавались специализированные машины — для «скорой помощи», спутниковой и правительственной связи, лабораторий.
Автобус «Юность» — ЗИЛ-32071 изготовлен в количестве 63 штук, представленный экземпляр — в 1994 году.
Автобус «Юность» — ЗИЛ-3207, изготовленный в 1998 году — это последний вышедший из цеха автомобиль.
Автобус «Юность» — ЗИЛ-Э118 выпускался с 1963 года по 1994 год. В свое время машина имела большую популярность среди иностранных автолюбителей — Генри Форд младший хотел выкупить лицензию на производство машины в США.
Шнекоротерный снего-болотоход, выпускаемый в 1980–1991 годы. Всего выпущено 20 вездеходов ЗИЛ-2906 «Шнекоход».
Опытный образец ЗИЛ-3906 построен в 1978 году для проведения спасательно-эвакуационных работ в снегу, топких болотах, воде. В ходе испытаний произошла поломка цепи и ободов пневмокатков, после чего дальнейшие испытания были прекращены.
ЗИЛ-49065 «Синяя птица» разработан для поиска и эвакуации приземлившихся экипажей космических кораблей. Представленный экземпляр в 1992 году участвовал в обеспечении первого в мире частного космического запуска «Европа-Америка-500». До сих пор используется в некоторых спасательных отрядах МЧС. С 1971 года по 1991 год выпущено 25 таких машин.
Музей ЗИЛ в Сокольниках является миниатюрой музея истории АМО ЗИЛ, который сейчас включен в экспозицию музея техники Вадима Задорожного.
В 2013 году завод прекратил сборку автомобилей, а в 2021 году — был полностью ликвидирован. Сейчас территория бывшего завода — крупнейший проект по реорганизации промзон не только в Москве, но и в России.
Адрес музея: г. Москва, ул. Сокольнический Вал, 1А. Время работы музея можно уточнить на сайте http://zil-museum.ru/