Музей «Ингосстраха» ведомственный.
Музей «Ингосстраха» ведомственный.
Образовался в 2011 году и для компании является важным инструментом внутренних и внешних коммуникаций.
Находится в Замоскворечье, по адресу Пятницкая д. 14. стр. 12, в здании конца XVIII — начала XIX века. В прежние времена небольшой домик являлся флигелем городской усадьбы Чернцовой-Варгиных-Барановых.
В соседнем доме № 16 располагалась контора Варгиных (1798 г.). В 1857 году там жил участник обороны Севастополя Лев Толстой. В настоящее время внутри музей Л. Н. Толстого.
Единый комплекс усадьбы после 1917 г. оказался разделён. Что-то теперь безвозвратно утрачено. Судьба уцелевших зданий сложилась по разному.
Чтобы попасть в музей Ингосстраха, нужно договориться по времени. Для посетителей проведут экскурсию.
Более всего меня интересовало, как происходило страхование в Древнем Мире. Экспозиция разделена на несколько залов, где первый посвящён именно этой теме.
В первую очередь нужно определить, чем является страхование?
Страхование — это создание некого фонда, которым можно будет воспользоваться в трудное время. В этом случае мы можем трактовать сон фараона про семь толстых и семь худых коров, после которого Иосиф предложил сделать запасы, одним из первых письменных свидетельств страхования.
В Торе на подобную тему прописано следующие:
Царю запрещено повышать налоги в целях собственного обогащения; налог должен идти только на содержание армии, а также на создание и развитие государственной инфраструктуры; если появились излишки, их нужно отдать в Храм.
Закон Вавилонского царя Хаммурапи от 1759 г. до н. э. провозглашает:
«Если грабитель не был схвачен, то ограбленный человек может показать перед богом всё пропавшее, а община и староста земли на которой совершено ограбление, должны возместить пропавшее.
Если при этом была загублена жизнь, то община и староста должны отвесить 1 мину серебра его родичам».
Откроем «Русскую правду» Ярослава Мудрого (1016 г.):
«Если кто убьёт княжьего мужа, совершив на него нападение, и убийца не будет пойман, то платит за него 80 гривен та округа, где найден убитый. Если убит простой человек, то округа платит 40 гривен»
«Если убийство совершено не умышленно, а в соре или на пиру при людях, то убийца выплачивает виру также с помощью округи».
В общем, похожие моменты есть, но от нашей жизни данные правила отличаются. Тот вид страхования, что применяется теперь, сложился в Древнем Риме.
Личное страхование восходит к V веку до н. э., когда появилась практика ежегодных взносов. Военные и профессиональные союзы брали на себя обязательства оплатить достойные похороны своим членам. Для этого нужно было регулярно отчислять определённую сумму в общий фонд.
Со временем коллегии расширили свою деятельность, и стали выплачивать компенсации не только семьям усопших, но и тем, кто дожил до определённого возраста, обеспечивая безбедную старость.
В роли страховщиков в Римской империи в некоторых случаях выступало государство. Патриции подписывали с документы с торговцами, снабжавшими армию оружием и продовольствием. В случае если корабль затонул во время шторма или действий неприятеля, Римская империя оплачивала убытки. Из этого зародилась практика имущественного страхования.
В период X–XIII веков страхование стали осуществлять цеха и гильдии. Активное развитие страхования происходило во второй половине XV века, когда европейцы начали активно осваивать новые земли.
Один из дошедших до наших дней морских полисов (договор о страховании за плату) был выдан в 1347 году на перевозку груза из Генуи на остров Мальорка на судне «Санта Клара». Это свидетельствует, что в этот период существовало коммерческое страхование.
Толчком к развитию страхования имущества от огня стал Большой Лондонский пожар 1666 года, уничтоживший 1300 зданий. После этого была учреждена первая в мире страховая компания, осуществлявшая страхование от огня.
Первый пример государственного страхования на Руси — выкуп людей, взятых в полон степняками. В 1551 году Стоглавый собор постановил — пленные должны выкупаться из неволи за счёт казны. На этот случай стали делаться отчисления. Можно считать, что это было первое в России обязательное страхование на государственном уровне.
Следующий этап — Указ Екатерины II о создании Страховой экспедиции (1786 г.), которая занималась страхованием строений в обеих столицах и во всех городах империи.
В 1827 г. появилось учреждённое бароном Л. И. Штигицом «Первое страховое от огня общество».
Оно дало толчок развитию страхового рынка.
Очередной этап развития — экономические реформы Александра II.
(Ул. Пятницкая при разливе Москва-реки)
К концу XIX в. страховые компании стали неотъемлемой частью российской экономики.
К этому периоду в России действовало несколько типов страховых организаций.
Если дом застраховывался, на фасад вешалась табличка.
На старом фото мы видим счастливую семью возле такого дома.
В первом зале, помимо табличек и фотографий, подлинные документы договоров, где всё подробно прописано, и каждая буква выведена каллиграфическим почерком писаря.
Второй зал посвящён истории страхования в СССР. Поначалу большевики решили продолжить традицию, но вскоре от этого отказались.
Декретом 28 ноября 1918 года были ликвидированы все страховые общества, 18 ноября 1919 года — аннулированы договоры страхования жизни (без каких-либо выплат), а 18 октября 1920 года — упразднён институт страхования с заменой на бесплатную помощь населению при наступлении чрезвычайных обстоятельств.
В силу нехватки ресурсов и тяжести Гражданской войны схема помощи нуждающимся так и осталась на бумаге.
В 1925 г. был создан Госстрах СССР. Его предназначением стало обслуживание торговых операций в Иране и Китае. Страхование жизни и имущества в СССР — особая тема.
В экспозиции она детальным образом не затрагивается, и мы тоже не станем её касаться…
В годы Второй Мировой караваны союзников стали приходить в Архангельск и Мурманск. Суда подвергались атакам немецких подлодок и самолётов. Помимо оплаты за груз, американцы и англичане требовали страховать корабли. Ноша легла на плечи Советского Союза.
СССР расплачивался золотом, которое переправлялось на Запад слитками. В конце апреля 1942 г. из Мурманска вышел крейсер «Эдинбург». Он был атакован и затонул вместе с грузом на глубине 260 м.
Золото, находившееся на борту «Эдинбурга», было застраховано в Госстрахе СССР; 1/3 золота была перестрахована английским Комитетом по страхованию военных рисков.
Дабы не утомлять читателя, отмечу главное — «Ингосстрах» правопреемник Главного управления иностранного страхования СССР, созданного 16 ноября 1947 года.
В конце 70-х возникла идея поднятия «Эдинбурга».
Работы начались 9 мая 1981 года. Спасательное судно «Дамматор» обнаружило на глубине 250 м, крейсер, лежащий на левом борту. Вторая стадия работ началась в сентябре 1981 года с использованием более приспособленного для такой операции судна «Стефанитурм».
Работы по подъёму золота осуществлялись круглосуточно. Ящики после долгого нахождения в воде развалились, всё было покрыто толстым слоем ила и мазута.
Водолазы с использованием грунтонасоса с трудом, временами на ощупь, находили слитки золота и грузили их в сетку, с помощью которой золото поднимали на борт судна, где постоянно дежурили представители ИНГОССТРАХа, фиксируя количество поднимаемых слитков.
Всего был поднят 431 слиток золота общей массой 5129,3 кг. Из-за усталости водолазов и ухудшения погоды 5 октября было принято решение прервать работу по подъёму груза. 9 октября 1981 г. судно «Стефанитурм» пришло в порт Мурманск с поднятым золотом.
Распределение золота было осуществлено согласно достигнутой договорённости и правам собственности на груз в соответствии с действующими правилами следующим образом: спасатели получили в качестве платы за спасение 45% спасённого золота; остальные 55% поделены в пропорции 1/3 — Великобритании, 2/3 — СССР.
Оставшуюся часть золота поднимали через пять лет, в сентябре 1986 года. Контракт на спасение груза был подписан с той же фирмой «Джессоп Марин Рикавериз». Для подъёма золота использовалось судно «Диипвотер-2».
Было поднято 29 слитков общей массой 345,3 кг. Пять слитков золота массой 60 кг остались лежать на дне Баренцева моря.
Музей Ингосстраха оборудован по последнему слову техники. В зале меркнет свет и историю «Эдинбурга» рассказывает «мужчина», сидящий в кресле.
Ингосстрах одна из ведущих российских компаний. В своё время именно Ингосстрах страховал московскую Олимпиаду 1980 г.
Всё прошло идеально, деньги не потребовались, в отличие от 30-ого международного аэрокосмического салона, проходившего в Ле-Бурже в июне 1973 г.
Для участия от СССР отправили сверхзвуковой ТУ-144. За две минуты до окончания полёта самолёт вошёл в «пике» и начал разрушаться. Ингосстрах выплатил страховые обязательства, перечислив Минавтотрансу СССР по тем временам астрономическую сумму.
В следующем зале предлагается надеть очки и посмотреть тематические фильмы в формате 3Д.
Компания сотрудничает с Роскосмосом.
В конце 1990-х — начале 2000-х годов «Ингосстрах» произвел три рекордные на тот момент выплаты: в связи с гибелью в 1998 году спутника «Купон» (85 млн $), пожаром на складе компании «Протек» в 2006 году (75 млн $) и гибелью запущенного 18 августа 2011 года спутника связи «Экспресс-АМ4» (158 млн $).
Помимо московской Олимпиады, Ингосстрах страховал зимние игры в Сочи в 2014 г. По окончании игр часть атрибутов Олимпиады были переданы в музей.
Теперь рыжеволосый Ингосик символ компании.
Экспозицию завершает зал подарков.
Тут всё по серьёзному.
Ингосстрах компания богатая и партнёры у неё соответствующие.
В мае 1998 совет директоров Ингосстраха возглавил Михаил Ефимович Фрадков. В февраля 1999 г. он стал генеральным директор. С этой должности в мае 1999 г. был назначен министром торговли Российской Федерации в правительстве Сергея Степашина.
В последующем с 2004 по 2007 год Фрадков занимал пост Председателя Правительства Российской Федерации.
Р.S. В музей я шёл, надеясь узнать детали страхования у шумеров. Оно производилось, система работала, но, насколько я понял, историки до этого не дошли.
Второй момент, музеи это одно, а реальная жизнь другое. Читая про громадные выплаты Роскосмосу и Минавтотрансу СССР, невольно проецируешь на себя и на своё авто. В подобных схемах-системах у того, кто должен платить-получить, есть пространство для манёвра…
Читатель наверняка помнит, кем был Юрий Деточкин и как находил клиентов, но мы не станем развивать тему.
Спасибо устроителям музея за интересную экскурсию!