После осмотра музея в доме на Набережной я спросил у работниц музея что бы еще посмотреть поблизости и был отправлен ими в здание ГЭС-2 на улице Серафимовича.
ГЭС-2 — одна из старейших электростанций г. Москвы, выведена из эксплуатации, ныне культурный центр.
Трамвайная электростанция находится на Болотной набережной и выходит к воде протяжённым фасадом машинного зала.
Здание имеет простую композицию, ритм которой задают широкие окна, а его декор выполнен в неорусском стиле, характерный для прошлых работ Василия Башкирова — фасада Третьяковской галереи.
К машинному залу примыкает здание котельной, имеющее сходство с базиликой, торцовый фасад которой подчёркнут просторной аркой. Её крышу первоначально венчала часовая башенка с шатровым верхом наподобие Спасской башни Кремля, демонтированная в 1930-х годах, чтобы не загораживать фон кинотеатра «Ударник».
Ещё один утерянный архитектурный элемент — узорчатые 62-метровые трубы котельной, которые наряду с колокольней церкви в Софии были высочайшими сооружениями Якиманки своего времени и были разобраны в 1941 году из-за опасений, что немецкая авиация может использовать их в качестве ориентира при налётах.
Впоследствии на их месте были установлены металлические трубы, но память об оригинальных сохранилась в литературе.
И хотя билетов сюда на ближайшие часы уже были все раскуплены в интернете, но нет тех преград что не покорились бы мне.
С рюкзаком за плечами я сумел просочиться без билета в этот культурный центр.
ГЭС-2 — одна из старейших электростанций г. Москвы, выведена из эксплуатации, ныне культурный центр. Комплекс зданий, расположенных в Москве по адресу Болотная набережная, 15 в районе Якиманка.
Во время строительства и до установления Советской власти называлась «Трамвайная электрическая станция», позже (вплоть до 1930 годов) известна под разными названиями: «Центральная трамвайная электростанция», «Московская государственная трамвайная станция» (МГТС), «Московская городская электрическая станция № 2» (МГЭС-2), «Государственная электрическая станция № 2» и «Городская электрическая станция № 2» (ГЭС-2). Официальное название с 1938 года — «ГЭС-2» (в 1937 году и ранее — «МГЭС-2»).
Электростанция введена в эксплуатацию в 1907 году, она снабжала энергией отдельные объекты столичной городской инфраструктуры. Закрыта в 2006 году в связи с «физическим и моральным износом» и избыточной стоимостью производимой электроэнергии.
В 2015 году продана с торгов главе ПАО «Новатек» Михельсону под строительство современного дома культуры, после чего фонд современного искусства Михельсона начал реконструкцию здания.
17 августа 2021 года в V-A-C объявили о вводе территории дома культуры в эксплуатацию. Арт-пространство начало заполняться первыми объектами искусства: перед входным комплексом ГЭС-2 установили скульптуру швейцарского художника Урса Фишера, которая вызвала неоднозначную оценку и волну критики, а на арт-аллее — работу «Пространство света» итальянца Джузеппе Пеноне.
Прямо «изба-читальня».
ГЭС-2 была построена в 1905–1907 годах и первоначально носила название «Трамвайная», поскольку предназначалась для питания контактной сети городского трамвая. Первая трамвайная линия в Москве появилась в 1899 году, придя на замену конно-железной дороге.
В конце XIX века развитием московского транспорта занимались частные компании «Первое общество конно-железных дорог» и «Бельгийское акционерное общество», а электричество для первых трамвайных линий также поставляла Раушская электростанция, принадлежавшая «Акционерному обществу электрического освещения 1886 года».
В начале XX века московские власти приняли политику снижения роли частного капитала в области общественного транспорта и в 1901–1909 годах полностью выкупили собственность обеих транспортных компаний, в 1904 году параллельно с подписанием 4-летнего контракта с «Акционерным обществом электрического освещения 1886 года» город заложил в Верхних Садовниках новую электростанцию специально для электрического общественного транспорта.
Участок для строительства Трамвайной электростанции был выделен из территории государственного винно-соляного двора, где ещё в 1880-х годах инженер Павел Яблочков планировал возвести электростанцию для освещения храма Христа Спасителя.
Расположение обеспечивало удобное снабжение водой из Водоотводного канала и позволяло сэкономить на прокладке кабелей в коллекторе к самому загруженному трамвайному узлу на Лубянке в Лубянской слободе.
Архитектором Трамвайной станции выступил Василий Башкирцев, исполнивший её в неорусском стиле, инженерами — заведующий станцией инженер-электротехник Михаил Поливанов и инженер-механик Николай Сушкин при участии Владимира Шухова.
Строительство началось летом-осенью 1904 года, а ввести станцию в эксплуатацию планировалось в 1906, но окончание работ было отложено из-за забастовок 1905 г.
2 (15) февраля 1907 г. в присутствии городского головы, членов Управы и гласных Думы в машинном зале было проведено богослужение, священник освятил паровые турбины и первая очередь станции была введена в эксплуатацию.
Ввод всего станционного оборудования в эксплуатацию был привязан к окончанию контракта с «Акционерным обществом электрического освещения 1886 года» и планам расширения трамвайной сети и продолжался до 1910 года.
На строительство и оборудование Трамвайной станции городская казна потратила 2,1 миллиона рублей. На станции были установлены паровые котлы «Финцер и Гампер», турбины «Браун-Бовери», трансформаторы.
Котлы работали на нефти, по трубопроводу поставлявшейся из хранилища у Симонова монастыря.
В 1910–1912 и 1917 годах на станции было установлено дополнительное оборудование, увеличившее её мощность более чем в 2 раза.
Трамвайная станция питала Лубянскую, Краснопрудную, Миусскую и Сокольническую подстанции.
В лифте. Здесь три этажа.
После февральской революции на Трамвайной станции был создан заводской комитет, в октябре представитель станции вошёл в состав революционного комитета.
В дни противостояния большевиков и сторонников Временного правительства комитет захватил станцию, на часовой башне работала пулемётная точка, а трамвай использовался красноармейцами для бесперебойного снабжения боеприпасами и перемещения по городу.
После Октябрьской революции Трамвайная электростанция перешла в подчинение Московского Совета рабочих и красноармейских депутатов.
24 сентября 1921 года постановлением Коллегии Главэлектро было создано Управление объединёнными государственными электростанциями Московского района (ОГЭС), и ему подчинена Трамвайная электростанция вместе с 8 другими электростанциями города.
В январе 1922 года Трамвайная электростанция перешла в подчинение Московского объединения государственных электрических станций (МОГЭС), учреждённого постановлением Президиума ВСНХ.
В 1925 году Раушская электростанция была переименована в «ГЭС-1 Мосэнерго», а Трамвайная — в «ГЭС-2 Мосэнерго». К этому времени станция утратила значение «трамвайной», поскольку большая часть энергии направлялась в общую сеть МОГЭС
В 1925 году котлы ГЭС-2 были переоборудованы на уголь для экономии нефти, в конце 1920-х — начале 1930-х годов станция прошла реконструкцию и модернизацию в соответствии с планом первой пятилетки.
После завершения строительства 1-го Дома советов ЦИК в 1931 году один из небольших котлов ГЭС-2 был перепрофилирован на обеспечение паром прачечной дома, также тепло станции использовалось для отопления «дома на набережной».
В годы ВОВ около 100 сотрудников ГЭС-2 ушли на фронт, в народное ополчение и партизанские отряды, вернулась только половина. В 1941 и 1942 годах несколько котлов станции были демонтированы и отправлены для установки в восточные районы страны, станки ГЭС-2 использовались для выпуска военной продукции. В условиях дефицита топлива 5 котлов были переоборудованы на дрова, во дворе станции были проложены трамвайные рельсы для подвоза дров, а от ГЭС-1 к ГЭС-2 был проложен открытый теплопровод для отопления особо ответственных объектов. За военные годы на станцию упали 7 фугасных снарядов и 153 зажигательные бомбы, но благодаря бдительности дежурных пожары удалось предотвратить.
В гардеробной автоматические самодвижущаиеся вешалки.
Рюкзачек я оставил в этих ящичках.
В 1946 году, с началом поставок природного газа по газопроводу Саратов-Москва, начался перевод котельных ГЭС-1 и ГЭС-2 на природный газ с возможностью использования мазута в качестве резервного топлива. ГЭС-2 была полностью переведена на газ в 1947 году.
В 1956 году для упрощения административной структуры станции были объединены в единое предприятие с общим управлением, общими начальниками цехов и общими дежурными инженерами, ГЭС-1 стала филиалом ГЭС-2.
В 1965 году прошла большая модернизация станции, в рамках которой были заменены котлы, установленные ещё в 1907 году.
В 1991 году установлен третий трансформатор на 63 тыс. кВА
Внутри лифта.
В 1994–1995 годах проведена модернизация основного оборудования станции — были заменены турбогенератор, два котла, остальные котлы модернизированы.
Работа осложнялась отсутствием свободных площадей на самом предприятии и необходимостью подвоза крупногабаритного оборудования в центр города.
В 1996–2005 годах были запущены новые очистные сооружения и мазутное хозяйство, установлены шумоглушители, а котлы были переведены на смесь воды и хеламана.
В 2005 году, из-за общего износа и высокой стоимости производимой электроэнергии городские власти решают закрыть ГЭС-2, а по соседству была заложена новая станция «Берсеневская».
В 2009 году здание ГЭС-2 получило статус объекта культурного наследия регионального значения, а в 2014 году глава Департамента культуры Москвы Капков предложил выкупить постройку предпринимателю и меценату Михельсону, искавшему здание для московской выставочной площадки фонда современного искусства.
В 2014–2015 годах дочернее предприятие принадлежащей Михельсону и его бизнес-партнёру Симановскому группы компаний «Новатэк» приобрело здание ГЭС-2 за 1,7 миллиарда рублей.
В сентябре 2015 года V-A-C провёл в помещениях электростанции выставку современного паблик-арта «Расширение пространства» и объявил о планах реконструкции здания для открытия Академии современного искусства по проекту архитектурного бюро Renzo Piano Building Workshop под руководством Ренцо Пиано, автора Нац. центра искусств Жоржа Помпиду.
В октябре концепция музейного комплекса была одобрена Архсоветом Москвы и научно-методическим советом Департамента культурного наследия и получила поддержку мэра Москвы С. Собянина.
Проект был тепло встречен арт-средой и отмечен включением Михельсона в список 100 наиболее влиятельных людей арт-мира, составленный международным интернет-порталом Artnet в 2016 году.
Проект реконструкции предполагает восстановление первоначального исторического облика Трамвайной электростанции и переосмысление его внутреннего пространства. Он предполагает обращение к принципам энергоэффективной и устойчивой архитектуры — использование солнечных батарей, забор чистого воздуха через надстроенные до 70 метров трубы и сбор дождевой воды, а крышу машинного зала планируется сделать стеклянной, чтобы обеспечить естественное освещение в светлое время суток.
Неф основного здания архитекторы планируют использовать как большое выставочное пространство площадью 1300 м², помещения поменьше — как отдельные выставочные залы. В здании запланированы библиотека и книжный магазин, кафетерий и аудитория на 350 мест. Перед основным входом в арт-центр задумана небольшая площадь, с которой посетители попадают на внутреннюю «улицу», окружённую выставками, к западу от здания арт-центра предполагается высадить березовую рощу из 600 деревьев и расположить объекты паблик-арта, со стороны Москвы реки должен разместиться прогулочный навес.
Площадь арт-центра вместе с подземной парковкой составит 30,7 тысяч м2. Планируемая посещаемость — 750 тысяч человек в год.
Я отдохнул вот на таких диванчиках.
Всего я здесь провел около часа.
Демонтаж оборудования электростанции начался в первой половине 2016 года. По его завершению в феврале 2017 года фонд V-A-C провёл в очищенном здании проект «Геометрия настоящего» — серию музыкальных перформансов и инсталляций, лекций и открытых мастерских по саунд-арту, раскрывающих историю развития электронной музыки в России. В рамках проекта была выставлена одна картина — полотно Василия Кандинского «Резкий и мягкий» 1932 года. Строительство шло с 2017 года.
17 августа 2021 года в V-A-C объявили о вводе территории дома культуры в эксплуатацию. Была открыта для публичного доступа отремонтированная набережная и спуск к Водоотводному каналу, на открытой территории ГЭС-2 стали проводиться занятия йогой и экскурсии об истории места, открылась пекарня. Арт-пространство начало заполняться первыми объектами искусства: перед входным комплексом ГЭС-2 установили скульптуру швейцарского художника Фишера «Большая глина № 4», которая вызвала неоднозначную оценку и волну критики, а на арт-аллее — работу «Пространство света» итальянца Джузеппе Пеноне.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии