Третьяковская галерея, что на Крымском Валу в Москве (ее называют Новой Третьяковкой), скоро закроется на реконструкцию. Сколько же в ней было посмотрено интересного…. На смену ей пришла Третьяковская галерея на Кадашевской набережной — теперь она стала новой (все никак не выберусь). Да и в Лаврушинском переулке галерея продолжает радовать своими интересностями и мероприятиями.
Вспомнилась одна выставка в Новой Третьяковке, она давно прошла, но впечатления и фотографии остались.
Конечно, путешествие на выставку — это не путешествие на море или в горы, или еще куда-нибудь. Но путешествие интересное, которое оставляет в душе не меньше впечатлений, чем какой-нибудь дальний выезд на природу. Да и менее затратным оно получается. Билет на выставку, кофеек с эклерчиком (круассаном или ватрушкой — кто что выберет) после выставки, теплая беседа с подружкой и небольшой сувенирчик или книга в музейной лавке.
Итак, идем смотреть балет.
Выставка «Генеральная репетиция» была посвящена Сергею Дягилеву, который организовал «Русские сезоны» и русскому балету рукоплескал весь Париж.
1
Добраться до Новой Третьяковки можно двумя путями. Когда еду туда, обычно выхожу на станции метро Октябрьская и иду мимо парка имени Горького.
1
1
Обратно иду другой дорогой — через Крымский мост к станции метро Парк Горького. И если есть время (и желание)и если позволяет погода — захожу на вернисаж на набережной.
1
С моста виден памятник Петру Великому и купол храма Христа Спасителя. В летнее время пройтись по мосту — большое удовольствие.
До Новой Третьяковки на Крымском Валу от станций метро неспешным шагом минут 15–20 (у кого какой неспешный шаг).
Конечно, эта выставка о балете — на любителей этого искусства. Но неужели неинтересно узнать кому рукоплескал весь мир и узнать имена, которые известны не только в мире балетного искусства? Поэтому решила поделиться, тем более, что в организации балетных спектаклей принимали участие известные художники-авангардисты Наталия Гончарова и Михаил ларионов (интересная и яркая супружеская пара, которая оформляла не менее яркие костюмы для балетных спектаклей).
Выставка проходила на втором этаже, где обычно и проходят юбилейные выставки: в 2022 году Сергею Дягилеву исполнилось 150 лет.
Экспонаты размещены в многочисленных залах, каждый из которых посвящен одному и нескольким балетам. Это множество фотографий, афиш, эскизов костюмов (есть эскизы даже Николая Рериха и Анри Матисса), книги, видеофильмы и, конечно же, костюмы начала 20 века.
Выставку предваряют пуанты (это раритет). В этих пуантах Тамара Карсавина танцевала Коломбину.
1
Необычные пуанты были придуманы для балета «Карнавал» художником Леоном Бакстом и собственноручно покрашены.
До сих пор ведутся споры кто первый встална пуанты (точек зрения много). Напишу одну — точку зрения Юрия Бахрушина: он считал, что позу на пуантах ввел французский хореограф Шарль Дидло. Кстати, о Дидло в «Евгении Онегине» упомянул А. С. Пушкин: " Балеты долго я терпел, но и Дидло мне надоел».
1
Огромный шкаф с книгами на французском и русском языках о балете, афиши, фотографии — все это сохранилось благодаря любителям балета и коллекционерам.
Первой русской балериной, вставшей на пуанты стала Авдотья Истомина, которая училась у Дидло. Опять кстати, ее Пушкин А.С. тоже увековечил в своем знаменитом романе.
«Блистательна. полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина….».
В каждом зале можно было посмотреть видеозаписи отрывков из разных балетов.
Один из них посвящен балету «Весна священная». Необычный балет со сложной музыкой Игоря Стравинского, хореография с резкими движениями ВАцлава НИжинского и костюмы Николая Рериха, которые были простого кроя и скрывали все тело танцовщика.
1
Костюм из «Весны священной» сохранился с 1913 года, его выкупила Третьяковская галерея.
Это фотография балерины Любови Соколовой — она танцевала роль Избранницы (девушки, которая была выбрана в качестве жертвы). Балет имеет подзаголовок «Картины языческой Руси».
Многие оригинальные эскизы и костюмы к балету"Весна священная» были распроданы на аукционе «Сотбис» и хранятся в частных коллекциях.
Балет «Русские сказки» состоял из трех миниатюр: «Баба Яга», «Царевна Лебедь» и «Кикимора». Музыку написал Анатолий Лядов, а костюмы оформили Михаил Ларионов и Наталия Гончарова.
Царевну Лебедь танцевала Любовь Чернышева — легенда русского балета. Сохранилось много ее фотографий — красотка, и не только, великолепная балерина. Родилась в 1890 году в Санкт-Петербурге, в 1908 году была приняты в Мариинский театр, с 1911 года участвовала в «Русских сезонах». После смерти Дягилева С. в 1929 году танцевала в Русском балете Монте-Карло. С 1938 года преподавала, умерла в 1976 году в Ричмонде (Великобритания).
О ней написано мало и одна из книг «Балет Дягилева» написана ее мужем и партнером по танцу Сергеем Григорьевым.
Эскиз костюма Кикиморы написал Михаил Ларионов.
Образ Кикиморы со страшным лицом заставил остановиться. А из аудиогида, с которым ходила по выставке, узнала, что кикиморы — это некрещенные умершие младенцы.
Так выглядели две снегурочки — Тамара Карсавина и Вера Немчинова из балета «Полуночное солнце». Название и либретто придумал художник Михаил Ларионов, музыку написал Николай Римский-Корсаков. Тема балета: языческий праздник проводов Зимы и приветствия Ярилы- Солнца.
1
1
1
По эскизам М.Ларионова можно судить какой это был яркий спектакль.
Несколько балетов пропущу, напишу о балете «Шахеразада»: музыка Н.Римского-Корсакова, хореография Михаила Фокина, оформление Л.Бакста, либретто Александра Бенуа, занавес написал Валентин Серов). Целая плеяда звезд первой величины. Премьера состоялась в 1910 году на сцене Парижской оперы.
Тамара Карсавина танцевала Зобеиду, жену султана, которая изменила ему с рабом.
Сейчас балет называют «Шахерезада» и он идет на многих сценах страны.
Можно было бы продолжить, но выставка на любителей балета и любителей познавать новое. Поэтому закругляюсь.
1
Понравились яркие костюмы к другим балетам, выполненные Наталией Гончаровой.
И даже выполненные графитным карандашом к балету «Литургия» , они заставили остановиться и вглядеться в черные линии. Сам балет — это отдельная песня, он необычен, как и многие другие проекты С.Дягилева, который привлекал к постановкам ведущие силы в хореографии, музыке и живописи. Поэтому они помнятся не первый век.
Это раритетные костюмы к балетам, недавно приобретенные Третьяковской галереей, а также сапоги, выполненные по эскизу Николая Рериха.
2
В репетиционном зале можно увидеть фотографии Сергея Лифаря и Фелии Дубровской.
Фотоографией репетицонного зала и хочу закончить небольшой экскурс в балет Сергея Дягилева.
Все-таки «в области балета мы впереди планеты всей» — так написал Юрий Визбор в своей песне (не помню как называется).