Сходил сегодня на выставку в Новейшую Третьяковку, красивейшее новое здание открылось классической выставкой Передвижники где собрали почти все произведения из проходящей в конце 19 века серии выставок давших название целому поколению великих русских живописцев. Лично для меня открытием этой выставки стали картины Ярошенко и Маковского, хотя был множество картин известных авторов, как донельзя знакомые, так и те которые видел в первый раз.
Отельно небольшой опус про здание Новейшей Третьяковки (потому что Новая Третьяковка на Крымском валу скоро закроется на многолетний ремонт). Закладной камень новейшего корпуса Третьяковки появился в середине 1990-х после сноса двухэтажных строений XVIII–XIX веков. Первые эскизы бюро «Моспроект-4» представило в 2004 году.
Строительство нового здания Третьяковской галереи планировалось начать в 2007 году, но по факту конкурс на проектирование здания был организован только в мае—июне 2013 года. На всём протяжении конкурса имена 7 компаний-участников держались в секрете, и жюри выбирало из работ, обозначенных цифровыми кодами. Победителем конкурса стала архитектурная мастерская «SPEECH Чобан & Кузнецов» под руководством Сергея Чобана. Летом 2014 года «Главзарубежстрой» выиграл конкурс на строительство нового корпуса Третьяковской галереи по дополненному проекту «Моспроекта-4» с разработанными SPEECH фасадами. Завершение работ было запланировано на 2018 год[, но по факту завершено только весной 2024 года. 21 мая был технический пуск и галерея приняла первых посетителей (а заработал неплохой, но дорогой сувенирный магазин). Потом галерею закрыли на размещение экспозиции.
Новое здание площадью 35 тысяч квадратных метров — это многофункциональный комплекс. Помимо выставочного пространства там расположены детский центр, сувенирный магазин, кафе и концертный зал. В целом здание органично вписалось в существующую застройку.
Даже немного символично что выбрали темой дял открытия нового корпуса галереи серию выставок с чего начался путь становления самой Третьяковки.
Что символизируют эти деревянные вороны я не понял, но судя по описанию — инсталляция современного художника Николая Полисского «Грачи прилетели» (2023), которые иллюстрируют «Неразрывную связь времен». Ох уж это современое искусство…
Первая передвижная выставка открылась 28 ноября 1871 года в Санкт-Петербурге в залах Академии художеств, для широкой публики — 29 ноября. Ее успех превзошел все ожидания. Иван Крамской восторженно описал свои впечатления: «Мы открыли выставку с 28 ноября, и она имеет успех, по крайней мере Петербург говорит весь об этом… если верить газетам, Ге царит решительно. На всех его картина произвела ошеломляющее впечатление. Затем Перов…»
На выставке в Петербурге экспонировалось 47 произведений В. Г. Перова, А. К. Саврасова, ГГ. Мясоедова, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. М. Прянишникова, Л. Л. Каменева и других.
В Москве 1-я передвижная открылась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества 24 апреля 1872 года, и ее каталог насчитывал уже 54 произведения. «Едва ли еще когда на Руси публика встречала такую массу высоких произведений наших отечественных талантов, собранных вместе. Сильнейшие представители почти всех родов живописи… в лучших образцах своих» — писал московский корреспондент.
В первом зале представлены наиболее знаковые картины 1-й передвижной, которые были приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым. Часть полотен коллекционер купил еще до открытия выставки (например, «Охотники на привале» Перова, «Майская ночь» Крамского, «Пётр I допрашивает царевича Алексея…» Ге). Всего в его собрание вошло 21 произведение, последние поступили в галерею в 1890-е. Собранные вместе, картины легендарной 1-й передвижной выставки дают живое представление о выставке, отметившей знаменательный этап в становлении реализма и начало «эры передвижников» в русском искусстве.
«Аватарки» участников выставки.
Нетленная классика, по моему переписывать Википедию нет смысла, да и в целом я не фотографировал прямо все вподряд. А кто хочет увидеть целиком обзор — смотрите видео прикрепленное в начале обзора.
А вот это картина Ге меня все-таки зацепила. Облик Христа в трактовке Николая Ге травмировал русское общество. Публика требовала молодого, одухотворенного Иисуса, как на работах старых мастеров. Художника обвиняли в увлечении натурализмом, в бессилии воплотить мировую идею. Лишь немногочисленные поклонники восприняли нищего как «божественного страдальца», а картину назвали достижением не только в области искусства, но и в философии.
Полотно Ге было запрещено к показу и изъято из каталога передвижной выставки менее чем через месяц после открытия. К такому прочтению Священного писания общество оказалось не готово. Для публики иронично-пренебрежительная усмешка Пилата стала символом власти, ответ ственной за гибель Христа. Зрители недоумевали: улыбка относится к вопросу «Что есть истина?» или к измученному и оборванному человеку? Ге настаивал на широкой трактовке, заметив, что для Пилата «нет одной истины, для него существует много истин. Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Важно было показать столкновение этих двух начал».
Василий Суриков работал над картиной «Старик-огородник» в Перерве под Москвой, где жил с семьей на даче в 1882 году. Критики сравнивали живопись этого полотна с реалистической манерой знаменитого И. Е. Репина, что возмущало и вызывало негодование Сурикова, который считал себя другим, иным художником. В картине решаются пленарные и постановочные задачи как итог натур-ных импрессионистических впечатлений, и в то же время в изображении крепкого старика, всматри-вающегося в даль, прочитывается «не современно-бытовое, а базовое, коренное значение слова „огородник“ — „оградник“, строитель, ставивший ограды, возводивший и разрушавший крепостные сооружения, человек из прошлого, один из тех, кто мог быть стрельцом или спутником Ермака». Такое видение повседневного сюжета и конкретного человека с его чувствами и обыденным обликом, сквозь которые проступает архетипическое, историческое коренное начало, есть главная отличительная черта творчества Василия Ивановича Сурикова.
Передвижнический портрет представляет прежде всего портреты творческой интеллигенции, чиновников, предпринимателей и фабрикантов, но также и портреты представителей великосветской знати. Лучшие портреты русского искусства написаны
портретистами В. Г. Перовым, И. Н. Крамским, И. В. Репиным, Н. А. Ярошенко, В. А. Серовым с «главнейших» представителей опохи. При счастливом стечении обстоятельств модель и художник находили друг друга, рождая портрет, который сразу становился репрезентации исторической личности, определившей лицо
русской нации: И. С. Тургенева, М. П. Мусоргского, В. С. Соловьёва, П. И. Чайковского и многих других. их жизни одухотворяли идеи служения обществу, они жаждали правды, не скрывали своих внутренних переживаний. Парадоксальным образом личная драма каждого героя картины ставовится понятной и близкой современникам, находя отзвук понимания и сочувствия у зрителя.
Глубинные кории русского искусства Нового времени, по-видимому, лежали в средневековом искусстве, в котором доминировал лик, первообраз. Человек Брался крупным планом, лицо оказывалось в фокусе изображения, тем самым подчеркивалась его значительность. Начиная с 1880-х в искусство проникают новые тенденции, появляется интерес к пленэризму и импрессеонистской манере: портрет на фоне пейзажа становится популярным. Его отличает свежесть натурного восприятия, одухотворяющая поэтичность в передаче облика и образа модели.
Портреты-типы, однофигурные композиции представителей народа — крестьян, служилых, духовных лиц, мещан, рабочего люда — занимают промежуточное положение между портретом и бытовым жанром. Современники относили их к разряду жанровых полотен, однако сегодня для нас они несомненно относятся к портре-там. Художников покоряют или настораживают личностные качества простых людей, с которыми они встречаются в жизни.
«Старик-огородник» Сурикова, будучи противоположностью «Полесовщику» Крамского или «Кочегару»
Ярошенко, обозначил начало перелома в изображении народных типов. Суриковский герой щурится на солице в ясный погожий день, его фигура дышит крепостью духа и жизнерадостностью.
Один из талантливых критиков и историков искусства А. В. Прахов выделия два исторических портрета типа на передвижной выставке 1878–1879 годов — «Протодиакона» Репина и «Кочегара» Ярошенко.
Он был потрясен «кротостью» кочегара, его смпрением, но также и вне-чатлен силой и грандиозностью репинского образа. Создание отих двух портретов-типов стало для русской живописи обретением новой создания «полной портретной галереи нашего современного общества», всех его слоев. Вообще если подумать то главными художниками которых я для себя открыл на выставке стали Ярошенко и Маковский.
У Маковского есть картина Офелии, просто шикарная работа.
Крах Биржи кисти брата Маковского
Преферанс кисти Васнецова
Картины суровой жизни рабочих конца 19 века — Ночлежный дом и Ремонтные работы на железной дороге.
Есть и классческие пейзажи.
В итоге резюмирую — сходить на выставку обязательно стоит, и чем быстрей тем лучше, ажиотаж будет нарастать, ну, а идти в ближайшие пол года в Третьяковку или художественные музеи нашей необъятной родины не стоит — все самое лучшее привезли сюда.