На выставке «Стена и Слово. Русский монастырь на границе с небом» в определенной последовательности, отвечающей авторскому замыслу, представлены фотографии 10 действующих православных монастырей. Для каждого монастыря определено сутевое понятие, отражающее уникальность его функции. 10 ключевых слов, как 10 фундаментов. Литературное исследование монастыря, в котором история, летопись, особенности архитектуры и функционирования обители складываются в целостный вербальный образ, не отделимо от изображения. Каждая обитель предстает в монохроме. Здесь нет интерьеров — только фасады. Территории безлюдны, съемка произведена в определенное время года — то, в которое монастырь наиболее явно проявляет свою суть.
2
ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА. ЦАРСТВО.
1 из 8
1
Сергиева Лавра — как центр циклона, сердце русской государственности и воплощение, экстраполяция Царства. Остальные монастыри — словно векторы, направления, по которым двигалось русское государство, решая разные задачи и собирая за собой народ. Церковь воспевает о Царстве в знаменитой молитве «Царю Небесный», где воспевается царство мира, любви и единства. Именно в этой идее раскрывается замысел прп. Сергия выраженный в словах Евангелия: «Ищите прежде всего Царства Небесного и все остальное приложится вам». И вся история Сергиева монастыря — это история молитвы русских иноков за идеалы Святой Руси, как отражения Царства Небесного и за Русскую землю и государство, как место осуществления этих высоких идеалов. В историческом аспекте это и благословение великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву, и направление двух воинов-монахов в помощь князю, и преодоление шестнадцатимесячной осады польско-литовских интервентов в начале XVII века, и влияние Лавры на общественную жизнь в период революции и закрытия обители, и, наконец, возрождение Лавры в послевоенное время, как центра Русского Православия.
ДИВЕЕВО. ПРАВЕДНОСТЬ.
1 из 8
1
Дивеевский монастырь — это Праведность, олицетворенная для каждого русского человека в образе преподобного Серафима Саровского. Через эту праведность раскрывается и благолепие, чистота и девство женской обители, и тайна Канавки Пресвятой Богородицы, Которая избрала Дивеево Своим земным уделом.
КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. АСКЕЗА.
1 из 9
1
Кирилло-Белозерский монастырь — это Аскеза как политический стиль Русского Севера, нравственно-дисциплинарный камертон для светской власти, созданный святым Кириллом Белозерским — примером аскета, исихаста, строгой духовной дисциплины. Кирилло-Белозерский монастырь — врата Русского Севера и центр его духовной жизни, аскетичной и исихастской. И вместе с тем — одна из стержневых опор Третьего Рима, Катехона, Империи, один из главных цивилизационных символов нашей Северной страны.
ВЕРХОТУРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПЕРЕХОД.
1 из 10
1
Верхотурский монастырь — это Переход. Именно в Верхотурье, под молитвенным присмотром святого Симеона Верхотурского, происходит стык двух цивилизаций, великий переход России в Евразию, перевал русской культуры через Уральский хребет — и мощное раскрытие её технологического потенциала. Верхотурье — духовная столица Урала. Праведный Симеон Верхотурский, всея России чудотворец, известен многими чудесами. Своими нетленными мощами он пребывает здесь, в Свято-Николаевском Монастыре. Это место освящено его молитвами и трудами. Ему посвящен третий по величине храм в России. Монастырь называют обителью благоразумных разбойников. Здесь происходит чудо преображения человека. В этой местности много мест заключения. После освобождения эти люди со сложной судьбой находят свой мир в монастыре.
ПОСОЛЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОЛИТИКА.
1 из 10
Посольский монастырь на Байкале, основанный на месте гибели русских послов, ехавших с миссией к монгольскому хану, — это Политика. Монастырь как место реализации государственных задач, выражения национальных интересов, сакрально-политическая география.
ОПТИНА ПУСТЫНЬ. ЗНАНИЕ.
1 из 7
1
Оптина пустынь — это Знание, центр русского просвещения, духовного пробуждения интеллигенции. Той же аскезы в духовном опыте Оптиной не меньше, чем в любом другом монастыре, — но только здесь об этом написали миру святые старцы, закрепив практические упражнения в слове и тексте, объяснив тем самым методологию.
ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ. РУБЕЖ.
1 из 7
1
Псково-Печерский монастырь — это Рубеж. И рубеж как граница Руси с Европой, и рубеж самой русской цивилизации. А знаменитые печерские пещеры с тысячами нетленных мощей праведников — пограничье между нашим житейским миром-морем и Небесным Царством. Псково-Печерский монастырь находится на западных границах нашего Отечества. Его история сопряжена со многими испытаниями, выпавшими на долю нашего государства. Это многочисленные ливонские разорения в начальный период истории обители, шведские и польские осады в период 17–18 веков. Сохранились древние стены монастыря, свидетельствующие о его силе и крепости. Но, несомненно, самым главным достоинством и особенностью монастыря являются его Богозданные пещеры, которые способствовали появлению здесь монашествующих. По монастырскому преданию первые иноки появились в конце XIV века, бежавших из южной Руси от набегов кочевников.
АБАЛАКСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ВОИНСТВО.
1 из 10
1
Абалакский монастырь под Тобольском — это Воинство. Именно здесь казачьему атаману Ермаку явился святитель Николай Чудотворец — с благословением всех русских воинов, идущих великим походом на Сибирь. Благодаря воинской доблести сибирские земли были осенены православной верой. Воинство в данном случае — богословская категория, ведь каждый монастырь — ещё и крепость духа, и поле брани с невидимым врагом.
КОСТОМАРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ. ТАЙНА.
1 из 9
1
Костомаровский монастырь в середине Дона с его меловыми пещерными храмами и потаенными горными кельями — это Тайна, олицетворение сокровенности христианства, таинства иноческого пострига. Отрешение от мира — это всегда бегство, уход во внутреннюю потаенную пещеру, скрытую от любопытных глаз, где возможен лишь один диалог — с Творцом.
СОЛОВЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ. ПОДВИГ.
1 из 9
1
На Соловках в полный рост перед человеком встаёт тема вечности. Просто понимаешь, что она есть и что ты в ней непосредственно находишься. Через какое-то время пребывания на Соловках ты забываешь о существовании внешнего мира. И это не фигура речи: то есть вдруг ты, современный человек, все понимающий, имеющий иллюзию всезнания, понимаешь, что есть вещи, которые больше знания, важнее, чем ты мог себе вообразить.
Это обезоруживает и одновременно вливает в тебя силу, потому что ты вдруг понимаешь, что ты не один, что по поводу тебя есть какой-то Божественный план. И что Божественное провидение — это тоже не фигура речи, а горячая, ощутимая, пульсирующая энергия формирующая реальность. Каждое богослужение в монастыре начинается с поклонения мощам преподобных. И хотя в ХХ веке богослужения были прерваны, нить истории не прерывалась. Она пополнилась трагическими событиями, монастырь обрел мучеников, на крови которых Церковь и существует.
Режим работы выставки: 18.06.2024 — 29.09.2024
Время работы: с 10:00 до 18:00 (вторник, среда, воскресенье), с 10:00 до 20:00 (четверг, пятница, суббота)