В прошлые приезды в Москву, посещая парк Горького, а потом и ВДНХ, я всегда подходила к «Бурану». Я им любовалась, восторгалась. И я его жалела: это же такое грандиозное детище советской науки, миллионов людей — стоит списанный и никому не нужный. Всего один полет, один! И вот в прошлом жестко-ковидном году, гуляя по ВДНХ (грешна: гуляла), я увидела пристройку к «Бурану». Оказалось, что там организован интерактивный музей. Конечно, он был закрыт на время пандемии. Отзывы я, к сожалению, не читала, думала, что, попав вовнутрь, можно увидеть «начинку» корабля. Как-то у меня не отложилось, что настоящий «Буран» погиб в 2002 году, когда на него обрушилась крыша ангара. Но у него было несколько братьев: прототипов (создавались одновременно, имели такую же начинку, для всевозможных испытаний) и макетов — один из которых и стоит сейчас на ВДНХ, а раньше стоял на набережной в парке Горького. Так вот — он пустой! То есть, это макет БТС-001, построенный для отработки транспортировки космического корабля.
Всего было построено пять летных экземпляров корабля «Буран»:
Корабль 1.01 «Буран» — совершил единственный полет. Хранился в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре. В мае 2002 года уничтожен при обрушении крыши.
Корабль 1.02 «Буря» — должен был совершить второй полет и стыковаться с орбитальной станцией «Мир». Сейчас экспонат музея космодрома Байконур.
Корабль 2.01 «Байкал» — был готов на 30 — 50%. Находился на Тушинском машзаводе, потом — на причале Химкинского водохранилища. В 2011 году перевезен для реставрации в ЛИИ г. Жуковский.
Корабль 2.02 — был готов на 10 — 20%. Разобран на стапелях Тушинского завода.
Корабль 2.03 — задел уничтожен на Тушинском заводе.
На экскурсию можно попасть, пускают группами по 10 человек, по времени. Экскурсия длится 45 минут. Я купила билет и ждала своего времени больше часа. Хорошо, что на ВДНХ можно прекрасно погулять.
Вначале в небольшом зале показывают фильм о полете «Бурана». Первый и единственный его полет состоялся 15 ноября 1988 года и прошёл в беспилотном автоматическом режиме. Специально для «Бурана» была разработана тяжелая ракета «Энергия». По первоначальному плану, уже 4-й полет «Бурана» должен был стать пилотируемым, даже готовились экипажи космонавтов. Из московского Тушино, с территории машиностроительного завода, где производилась сборка, космический корабль был доставлен водным транспортом (на барже под тентом) в Жуковский, а оттуда на тяжелом транспортировщике ВМ-Т «Атлант» (модифицированный стратегический бомбадировщик Мясищева 3 М) в Байконур, где для него был построен специальный стартовый комплекс и новый аэропорт «Юбилейный». Кроме того, были два запасных аэродромах в Приморье и в Крыму, а в резерве имелись еще 14 аэродромов, в том числе в Ливии и на Кубе. Позже для перевозки «Бурана» был создан самый большой в мире транспортник Ан-225 «Мрия».
"Мрия" перевозит "Буран". Фото из интернета
Двухступенчатая ракета «Энергия» по частям доставлялась в Байконур из Самары и Днепропетровска. Первый запуск был назначен на 29 октября 1988 года, но он буквально на последних минутах был отменен из-за сбоя. Следующий запуск — 15 ноября. И хотя было объявлено штормовое предупреждение, было решено — запускать.
Фото из интернета
Старт 15.11.1988, космодром Байконур
Корабль совершил 2 витка вокруг Земли. За 22 тысячи километров корабль получил сигнал на снижение и посадку. И с высоты 250 км, со скоростью 8 км/сек, почти восьмидесятонная махина начала снижение. В зоне плазмообразования на долгие 17 минут ожидаемо прервалась радиосвязь. Как в ЦУПе пережили это?! Потом связь восстановилась. Уже почти перед самой посадкой корабль вдруг повернул влево. Этот вираж был настолько неожиданным, что операторы едва не отдали приказ на ликвидацию корабля. Однако, совершив маневр, корабль четко развернулся и совершил посадку, менее чем на 200 метров отклонившись от запланированной точки касания. При разборе полета было определено, что автопилот принял верное решение и погасил излишнию скорость. 205 минут полета.
Посадка "Бурана", истребитель сопровождения. Фото из интернета
Первым задумался над космическим кораблем самолетной схемы Сергей Королев в 1929 году. Он даже решил поехать в Калугу к Циолковскому, чтобы подписать письмо о целесообразности такого высотного полета. Но Циолковский раскритиковал идею, сказав, что без жидкостного ракетного двигателя планер на большой высоте будет неуправляем и, разогнавшись, при падении сломается. Ну вот, и Циолковский мог ошибаться.
Основными целями создания «Бурана» стали сдерживание США в военно-космической сфере, вывод на орбиту и возвращение с нее космонавтов и полезных грузов, а также проведение военных и гражданских научных исследований. Для этих целей планировалось построить минимум пять кораблей, чтобы обеспечивать около 30 полетов ежегодно.
Первый полномасштабный «Буран» был изготовлен в 1984 году. К покрытию корабля предъявлялись повышенные требования: максимальная прочность, минимальные вес и теплопроводность, термостойкость при перепадах температуры от -150 до +1250 ºС, возможность многоразового использования. Была разработана уникальная термозащита на основе кварцевых волокон. Из нее изготовили 38 600 гибких плиток, которые, как чешуей, покрыли корпус «Бурана». В зонах особо сильного нагрева до 1650 ºС (нос корабля и кромка крыльев) использовался инновационный материал гравимол.
В носовом отсеке корабля располагалась цельносварная кабина для экипажа из 2–4 человек и 6 пассажиров. Здесь же была размещена большая часть бортового оборудования «Бурана».
В средней части корабля был сделан грузовой отсек с открывающимися створками. В нем располагались манипуляторы, с помощью которых можно было производить погрузку-разгрузку и другие операции.
Основным отличием «Бурана» от «челнока» стала система автоматического управления, с помощью которой корабль мог выполнять весь полет и посадку без участия человека. Ручное управление посадкой было добавлено по просьбе космонавтов.
Длина «Бурана» составляла 36,4 метра, размах крыла − около 24 метров, высота корабля на шасси − более 16 метров. Стартовая масса корабля − более 100 тонн, из которых 14 тонн приходилось на топливо.
В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены, а в 1993 году программу закрыли! Применять корабль было нерентабельно из-за дорогой и неуклюжей системы выведения на орбиту. Обидно.
Итак, собственно музей.
Макет «Бурана», если бы он управлялся человеком. На макете хорошо видно два вида плитки: черная — более толстая на самых разогреваемых местах, и белая полегче.
Далее стенд наземных служб, таких было несколько:
Переходим в грузовой отсек. Он пустой, лишь несколько экранов и фотографий на стенах.
1 из 2
Наверху тоже большой экран — как бы прозрачный потолок.
Переходим в носовую часть корабля. Видим 2 кресла и приборную панель.
Впереди иллюминаторы — экраны, на которых демонстрируется посадка.
Из настоящего на корабле имеется контейнер тормозного парашюта,
тормозной парашют (всего их было 6)
топливный бак вспомогательной силовой установки
Вот, собственно, и всё. Побывав в музеях космонавтики, я ожидала большего. Отсюда мое разочарование и плохая оценка. Музей работает с 11 до 20, кроме понедельника. Стоимость билетов 300 руб / льготный 150, в будни до 15 часов, вроде бы, бесплатно.
А как приятно было прогуляться по аллеям ВДНХ, где уже показались первые весенние цветы!
3
Фонтаны еще не работали, но сияли чистотой и золотом.