Еще несколько интересных выставок в Музее кино на ВДНХ
Музей кино на ВДНХ — это большое выставочное пространство в три этажа (два уже показала: кабинет гения кино Эйзенштейна, что на третьем этаже; второй этаж Леонида Гайдая — гения советской комедии).
На первом этаже постоянная экспозиция «Лабиринт истории», где можно увидеть первые киноаппараты и все, что связано с кинопроизводством. Здесь и первые кинозвезды и первые кинокритики, которыми были, оказывается, Максим Горький и Лев Толстой.
Выставка «Вертикаль» посвящена Станиславу Говорухину (1936–2018), который был не только режиссером, но и сам писал сценарии, снимался в качестве актера, в его активе много книг, которые будет интересно почитать (добавила в свой список), а еще у него было увлечение живописью, о котором Наталья Орлова написала книгу «Увлечение». Об этой многогранной натуре и можно посмотреть выставку и узнать много нового. Походили с удовольствием.
Актеру Олегу Ивановичу Янковскому в этом году исполнилось бы 80 лет (он умер в 2009 году в возрасте 65 лет) — ему и посвящена юбилейная выставка. Актера Олега Янковского молодое поколение вряд ли помнит, но существует актерская династия Янковских — это Филипп (сын), Иван (внук) и Елизавета (внучка), которые снимаются (а вот фильмы с их участием я не знаю).
Олега Янковского называли аристократом советского кино и его фотографии можно было увидеть на обложке журнала «Советский экран».
Родился будующий актер в Джезказгане в Казахстане, где в ссылке находился его отец за то, что во время Первой мировой войны служил в армии вместе с Тухачевским.
В кино попал случайно, его увидел режиссер Владимир Басов и пригласил на роль Генриха Шварцкопфа в знаменитый фильм «Щит и меч» (а может только для меня знаменитый, с удовольствием его смотрю, это фильм о советском разведчике).
А потом пошло-поехало: его аристократичный образ позволил ему сыграть в фильме «Анна Каренина» роль Каренина. Между прочим, этот аристократизм был предопределен его происхождением. Его мать Марина Ивановна была из дворян.
Пальто и сюртучный костюм Каренина представлен на выставке. Между прочим, Алексею Каренину в романе Л.Толстого «Война и мир» было всего 44 года, но его называли и показывают стариком.
Выставка, посвященная Янковскому О.И., не очень большая: кратенькая биография, афиши фильмов и фотографии из фильмов. Текста тоже не очень много.
Самые известные фильмы с участием этого актера: «Мой ласковый и нежный зверь», где дебютировала юная студентка хореографического училища Галина Беляева; «Сладкая женщина», где Янковский играл в паре с Натальей Гундаревой; «Тот самый Мюнхгаузен», где женами барона (в фильме) были Инна Чурикова и Елена Коренева; «Звезда пленительного счастья», где одну из женских ролей играла Ирина Купченко. Список запоминающихся ролей Янковского можно продолжить.
В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» барон говорит такие слова: «Умное лицо — это еще не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!».
Выставка «Вертикаль», посвященная С.Говорухину, гораздо объемней и разбита на его этапы кинематографической деятельности. Выставка состоялась благодаря Говорухиной Галине Борисовне, которая была спутницей режиссера свыше 50 лет и передала его архив музею. И еще по этой выставке есть подробный аудиогид, который можно послушать на выставке, сканируя коды на телефон (так что не забудьте взять наушники, если пойдете).
Воссоздан кабинет, который был в загородном доме. Увлечений у Станислава Сергеевича было много: одно из них — коллекция курительных трубок, которые расположили на полке в кабинете. Да и сам режиссер запомнился с трубкой в руке.
Увлечение живописью пришло ближе к шестидесяти годам.
А еще было увлечение кулинарией: С.Говорухин находил в классической литературе интересные рецепты. Это, конечно, не главное. Главное — это фильмы, которые оставил режиссер.
На роман братьев Вайнеров внимание Говорухина С.С. обратил В.Высоцкий, который и сыграл впоследствии роль Жеглова в знаменитом фильме «Место встречи изменить нельзя».
Но началась карьера другим фильмом — «Вертикаль» (об альпинистах) , который был снят в 1967 году (в главной роли играл В.Высоцкий). После фильма песня Высоцкого В. и он сам стал знаменитым:
«Если друг оказался вдруг
И не друг и не враг, а так.
Если сразу не разберешь — плох он или хорош.
Парня в горы тяни — рискни!
Не бросай одного его:
Пусть он в связке одной с тобой-
Там поймешь, кто такой…».
Советские пластинки с этой песней представлены на выставке.
Интересно, кто помнит этот старый фильм и песню, где дебютировал В.Высоцкий и с этого фильма пошла его киношная знаменитость?
В последующие годы С.Говорухин снимал приключенческие фильмы про Робинзона Крузо, о Томе Сойере и Гекльберри Финне, о детях капитана Гранта. Этими фильмами режиссер «хотел вернуть хорошие книги детям» — так сказано в аудиогиде про эти фильмы. Хорошее дело…
Многие фильмы С. С. Говорухина получали награды.
В 80-е годы стал писать очерки и эссе о кино и о политике. В 90- годы стал снимать фильмы о перестройке.
В 1991 году фильм «Так жить нельзя» получил три премии «Ника»- за лучший документальный фильм, за лучшую работу режиссера, за лучший сценарий.
В 1993 году вышла книга «Великая криминальная революция», по которой на следующий год снял фильм (есть на Ютубе).
Если многие фильмы Говорухина С.С. смотрела («Благословите женщину» со Светланой Ходченковой, «Ворошиловский стрелок», «Актриса» и многие другие), то публицистику совсем не знаю. Поэтому люблю подобные музейные выставки, на которых, как по ниточке, вытягиваю информацию и начинаю знакомиться с героем ближе. Так будет и здесь, продолжу заочное знакомство с интересным человеком, который оставил свой след не только в кинематографе.
Музей работает до 21.00, ходили почти до упора: «Лабиринт истории» посмотрели уже поверхностно.
Красивые фотографии Любови Орловой и Элины Быстрицкой, Янины Жеймо, сыгравшей Золушку (в войну она работала на «Ленфильме» и в осажденном Ленинграде оставалась до 1942 года).
Эпизоды из фильма «Два бойца».
В небольшом зале можно увидеть фантастические костюмы из фильма «Трудно быть Богом». Эта небольшая выставка посвящена 85-летию Алексея Германа и 10-летию премьеры фильма.
Это был последний фильм Германа, над которым он работал 14 лет и завершили его уже после смерти режиссера. Действие фильма происходит на далекой планете в вымышленном Арканарском королевстве, похожем на босховское Средневековье. Здесь серые узурпаторы борются за власть с жестокими черными.
Макет кинопоезда Александра Медведкина, который существовал в 1932–1935 году. Кинопоезд — это мобильная киностудия, колесившая по железным дорогам СССР. Состоял из трех вагонов: монтажный и мультипликационный цехи, кинолабораториии, проекционного зала склада для пленки и съемочной техники. В кинопоезде работали 32 сотрудника, на каждого приходился один квадратный метр спального места.
Оперативность работы была невероятной: приезжали на место съемки (завод, колхоз, стройку), снимали материал, монтировали и через 12 фильм был готов.
Музей кино чрезвычайно информативный; тому, кто любит кино, здесь явно понравится.
Пришли сюда впервые, но думаю, что будем сюда заглядывать на новые выставки.
Из музея возвратились в гостиницу «Космос» только вечером. Вечерняя Москва с высоты очень даже хороша….
А утром у нас поездка в подмосковную усадьбу Мураново, автобусный тур, место сбора станция метро «Алексеевская». Поэтому и остановились в гостинице около ВДНХ (это одна ветка), очень удобно.