В музей В. И. Ленина мы в школьники постоянно ходили на экскурсии. Он располагался в двух шагах от м. Площадь Революции, в бывшем здании Московской городской думы.
В музей В. И. Ленина мы в школьники постоянно ходили на экскурсии. Он располагался в двух шагах от м. Площадь Революции, в бывшем здании Московской городской думы.
По детству запомнились залы, раздевалка и лестницы. Всё отдавало парадностью, создавая торжественное настроение.
После закрытия музея Ленина, здание долгое время пустовало. В 2012 году внутри открылась новая экспозиция, посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года.
В новом музее я побывал дважды, пять лет назад и теперь, в карантинной Москве. За пять лет цена не изменилась, билет на взрослого так и остался — 300 рублей.
Посетитель, обходя экспозицию, знакомится с различными периодами событий: причины войны, кампании 1812 года, Бородинское сражение, захват Москвы, Заграничный поход русской армии, краху Наполеона.
В. Верещагин. «В Городне — пробиваться или отступать?» (1885 — 1897)
В первом зале рассказывается о причинах войны.
Посетителя встречает уменьшенная копия Вандомской колонны.
Оригинал в Париже на одноимённой площади. Колонну установили в честь Великой армии по декрету Наполеона I в. память побед, одержанных в кампанию 1805 года. Во времена Коммуны её сносили, однако после она вновь была установлена.
Сразу за колонной бюсты французских маршалов и государственных деятелей.
Французы всегда являлись именно французами. Кружевные мундиры маршалов — само изящество, само совершенство!
На стендах награды обеих армий, печати, документация, карта России составленная в Париже, столовые сервизы с изображением Наполеона, оружие и многое другое.
Глядя на российскую и на французскую форму, невольно вспоминается:
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
На втором этаже посетителя встречают сани, в которых Бонапарт покинул Россию.
Уникальные иконы дома Романовых.
Как мы все знаем, в составе Великой армии была представлена почти вся Европа.
Наши полки формой тоже отличались, но при этом русские мундиры попроще.
Зато оружие было примерно одинаковым.
У французов каждый полк имел на форме свои пуговицы.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Любопытно видеть предметы солдатского быта обеих армий.
На первых порах русские отступали, не давая сражения и потому многие упрекали Барклая-де-Толли. Ему и другим генералам посвящён отдельный стенд.
Вот затрещали барабаны —
И отступили басурманы.
Походный барабан одного из наших полков «трещал» на Бородинском поле.
Экспозиция оборудована на самом современном уровне.
На плазменной панели можно посмотреть, как проходило Бородинское сражение, как и где начинались пожары Москвы.
Без всякого сомнения Бородино главное сражение всей кампании.
На одном из стендов — картечь.
По соседству — пули и пушечные ядра.
При том уровне медицины любое ранение подобной пулькой становилось тяжёлым, либо смертельным.
Полковник Хлопов на Бородинском поле был тяжело ранен. Пуля пробила плоть и застряла возле позвоночника. Хлопов ходил с вражеским подарком более 20 лет. Пуля причиняла жуткие боли, но удалить её было невозможно.
На тот момент в России подобных операций не делали. Хлопов вместе с супругой отправился на лечение в Европу. Пулю извлекли, но полковник операции не перенёс.
После его смерти жена огранила роковой подарок серебряной оправой. Теперь та пуля музейный экспонат.
Помню, в Музее медицины один из артефактов — железная палка с набалдашником. Её всовывали в рану и простукивали пулю, после чего понимали, где она застряла. Подобное доставляло жуткие мучения. Анестезии не было, она появится позже, и про заражение крови на ту пору ещё не знали. Большинство раненых умирало именно от этого.
Многое вспоминается, когда смотришь набор инструментов военного доктора.
После гибели на Бородинском поле генерала А. А. Тучкова, его супруга на этом самом месте возвела храм Спаса Нерукотворного. В 1840 г. Маргарита Михайловна Тучкова приняла постриг и стала игуменьей основанного ей Спасо-Бородинского монастыря.
Точно не известно, откуда произошло название бородинского хлеба.
По распространённой версии подобный хлеб впервые испечён монахинями женского Спасо-Бородинского монастыря, где разработали рецепт поминального хлеба — чёрный, с кориандром или тмином как символом картечи.
Чётки игуменьи Марии соседствуют на стенде с пулей полковника Хлопова.
Потомки Дениса Давыдова в дар музею передали его личную трубку и пепельницу в виде конского копыта.
Следующая экспозиция знакомит с героями партизанского движения: среди таковых обычная крестьянка, жена сельского старосты Василиса Кожина — женщина вписавшее своё имя в историю страны золотыми буквами.
Трудно сказать, что было бы, если бы Наполеон не полез в Россию?
Под картиной ключи городов, что были отданы на подносе в руки Наполеона.
Мало кто знает, а между тем Кутузов был против Заграничного похода русской армии (1813 — 1914 г.).
Михаил Илларионович считал, что свержение Наполеона усилит Англию.
Увы, так оно и вышло, но история понятия «если бы» не знает.
Александр I фельдмаршала не послушал.
Экспозицию завершают картины, где большинство работ копии Василия Верещагина.
В 1887 году художник начал работу над серией картин, посвященных войне 1812 года. Художнику предстояло реализовать грандиозный замысел. В серию должны были войти двадцать картин, в которых он стремился воссоздать «простоту и правду» истории, что было встречено тогдашней критикой и публикой неоднозначно.
В 1895 году в залах Исторического музея в Москве были экспонированы 10 картин цикла. Они были восторженно приняты публикой, однако официальные круги, от которых зависело приобретение серии, проявили сдержанность.
В 1900 году серия была завершена. Эта грандиозная живописная хроника из 20 произведений охватывает события от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России.
Художник отказался от продажи картин за границей. В 1902 году серию приобрело российское правительство. Последовавшая вскоре гибель художника на флагманском броненосце «Петропавловск» от взрыва японской мины 31 марта 1904 года привела к тому, что серия оказалась в забвении.
Лишь в связи с юбилейными торжествами 1912 года, когда русское общество отметило 100-летие Отечественной войны, картины серии были экспонированы на выставке «Отечественная война 1812 года» в залах Исторического музея как дар императора Николая II.
Как мы все знаем, Наполеон целый день простоял на Поклонной горе, но ключи от Москвы не принесли.
«Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891 — 1892)
«В штыки! Ура! Ура! (Атака)» 1887 — 1895 гг.
Находясь в захваченной Москве, Наполеон узнал о заговоре. Мятеж был подавлен, но на императора известие подействовало удручающе.
«Дурные вести из Франции» (1887 — 1895)
«В покоренной Москве (Расстрел „поджигателей“)» 1897—1898 гг.
Заняв златоглавую, Наполеон отправил переговорщиков к царю Александру, но тот ничего не ответил.
«Наполеон и маршал Лористон („Мир во что бы то ни стало“)» 1899—1900 гг.
Дабы достичь реальности, Верещагин выезжал на Бородинское поле и облазил его вдоль и поперёк, изучив рельеф местности. Художник оставил дневники, где описаны ставка Кутузова и Наполеона.
«Наполеон I на Бородинских высотах» 1897 г.
На следующем полотне мы видим гору трупов и французских офицеров. Французы заняли русский редут, и, сняв головные уборы, приветствуют императора.
«Конец Бородинского боя» (1899 — 1900)
Лягушатники партизан не признавали, считая, что русские не честно воюют. Картина, где захваченных партизан привели к императору, называется «С оружием в руках — расстрелять» (1887 — 1895)
«На большой дороге. Отступление, бегство…» (1887 — 1895)
На выставке всё и везде можно фотографировать.
Друзья, обязательно посетите музей Отечественной Войны 1812 года — не пожалеете!