Музей Отечественной войны 1812 года

В музей В. И. Ленина мы в школьники постоянно ходили на экскурсии. Он располагался в двух шагах от м. Площадь Революции, в бывшем здании Московской городской думы.

4
Музей Отечественной войны 1812 года

По детству запомнились залы, раздевалка и лестницы. Всё отдавало парадностью, создавая торжественное настроение.

1 из 3

После закрытия музея Ленина, здание долгое время пустовало. В 2012 году внутри открылась новая экспозиция, посвящённая 200-летию Отечественной войны 1812 года.

1 из 2

В новом музее я побывал дважды, пять лет назад и теперь, в карантинной Москве. За пять лет цена не изменилась, билет на взрослого так и остался — 300 рублей.

Посетитель, обходя экспозицию, знакомится с различными периодами событий: причины войны, кампании 1812 года, Бородинское сражение, захват Москвы, Заграничный поход русской армии, краху Наполеона.

В. Верещагин. «В Городне — пробиваться или отступать?» (1885 — 1897)

4
Музей Отечественной войны 1812 года

В первом зале рассказывается о причинах войны.

1 из 4

Посетителя встречает уменьшенная копия Вандомской колонны.

Оригинал в Париже на одноимённой площади. Колонну установили в честь Великой армии по декрету Наполеона I в. память побед, одержанных в кампанию 1805 года. Во времена Коммуны её сносили, однако после она вновь была установлена.

1 из 2

Сразу за колонной бюсты французских маршалов и государственных деятелей.

1 из 2

Французы всегда являлись именно французами. Кружевные мундиры маршалов — само изящество, само совершенство!

6
Музей Отечественной войны 1812 года

На стендах награды обеих армий, печати, документация, карта России составленная в Париже, столовые сервизы с изображением Наполеона, оружие и многое другое.

1 из 13

Глядя на российскую и на французскую форму, невольно вспоминается:

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нами,

Все побывали тут.

1 из 4

На втором этаже посетителя встречают сани, в которых Бонапарт покинул Россию.

1 из 3

Уникальные иконы дома Романовых.

2
Музей Отечественной войны 1812 года

Как мы все знаем, в составе Великой армии была представлена почти вся Европа.

1 из 2

Наши полки формой тоже отличались, но при этом русские мундиры попроще.

1 из 2

Зато оружие было примерно одинаковым.

1 из 2

У французов каждый полк имел на форме свои пуговицы.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

Любопытно видеть предметы солдатского быта обеих армий.

1 из 2

На первых порах русские отступали, не давая сражения и потому многие упрекали Барклая-де-Толли. Ему и другим генералам посвящён отдельный стенд.

1 из 2

Вот затрещали барабаны —

И отступили басурманы.

Походный барабан одного из наших полков «трещал» на Бородинском поле.

4
Музей Отечественной войны 1812 года

Экспозиция оборудована на самом современном уровне.

1 из 3

На плазменной панели можно посмотреть, как проходило Бородинское сражение, как и где начинались пожары Москвы.

2
Музей Отечественной войны 1812 года

Без всякого сомнения Бородино главное сражение всей кампании.

2
Музей Отечественной войны 1812 года

На одном из стендов — картечь.

Музей Отечественной войны 1812 года

По соседству — пули и пушечные ядра.

1
Музей Отечественной войны 1812 года

При том уровне медицины любое ранение подобной пулькой становилось тяжёлым, либо смертельным.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Полковник Хлопов на Бородинском поле был тяжело ранен. Пуля пробила плоть и застряла возле позвоночника. Хлопов ходил с вражеским подарком более 20 лет. Пуля причиняла жуткие боли, но удалить её было невозможно.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

На тот момент в России подобных операций не делали. Хлопов вместе с супругой отправился на лечение в Европу. Пулю извлекли, но полковник операции не перенёс.

После его смерти жена огранила роковой подарок серебряной оправой. Теперь та пуля музейный экспонат.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Помню, в Музее медицины один из артефактов — железная палка с набалдашником. Её всовывали в рану и простукивали пулю, после чего понимали, где она застряла. Подобное доставляло жуткие мучения. Анестезии не было, она появится позже, и про заражение крови на ту пору ещё не знали. Большинство раненых умирало именно от этого.

Многое вспоминается, когда смотришь набор инструментов военного доктора.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

После гибели на Бородинском поле генерала А. А. Тучкова, его супруга на этом самом месте возвела храм Спаса Нерукотворного. В 1840 г. Маргарита Михайловна Тучкова приняла постриг и стала игуменьей основанного ей Спасо-Бородинского монастыря.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Точно не известно, откуда произошло название бородинского хлеба.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

По распространённой версии подобный хлеб впервые испечён монахинями женского Спасо-Бородинского монастыря, где разработали рецепт поминального хлеба — чёрный, с кориандром или тмином как символом картечи.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Чётки игуменьи Марии соседствуют на стенде с пулей полковника Хлопова.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Потомки Дениса Давыдова в дар музею передали его личную трубку и пепельницу в виде конского копыта.

1 из 2

Следующая экспозиция знакомит с героями партизанского движения: среди таковых обычная крестьянка, жена сельского старосты Василиса Кожина — женщина вписавшее своё имя в историю страны золотыми буквами.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Трудно сказать, что было бы, если бы Наполеон не полез в Россию?

1 из 2

Под картиной ключи городов, что были отданы на подносе в руки Наполеона.

1 из 2

Мало кто знает, а между тем Кутузов был против Заграничного похода русской армии (1813 — 1914 г.).

1 из 3

Михаил Илларионович считал, что свержение Наполеона усилит Англию.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Увы, так оно и вышло, но история понятия «если бы» не знает.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Александр I фельдмаршала не послушал.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Экспозицию завершают картины, где большинство работ копии Василия Верещагина.

В 1887 году художник начал работу над серией картин, посвященных войне 1812 года. Художнику предстояло реализовать грандиозный замысел. В серию должны были войти двадцать картин, в которых он стремился воссоздать «простоту и правду» истории, что было встречено тогдашней критикой и публикой неоднозначно.

В 1895 году в залах Исторического музея в Москве были экспонированы 10 картин цикла. Они были восторженно приняты публикой, однако официальные круги, от которых зависело приобретение серии, проявили сдержанность.

В 1900 году серия была завершена. Эта грандиозная живописная хроника из 20 произведений охватывает события от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России.

Художник отказался от продажи картин за границей. В 1902 году серию приобрело российское правительство. Последовавшая вскоре гибель художника на флагманском броненосце «Петропавловск» от взрыва японской мины 31 марта 1904 года привела к тому, что серия оказалась в забвении.

Лишь в связи с юбилейными торжествами 1912 года, когда русское общество отметило 100-летие Отечественной войны, картины серии были экспонированы на выставке «Отечественная война 1812 года» в залах Исторического музея как дар императора Николая II.

4
Музей Отечественной войны 1812 года

Как мы все знаем, Наполеон целый день простоял на Поклонной горе, но ключи от Москвы не принесли.

«Перед Москвой в ожидании депутации бояр» (1891 — 1892)

3
Музей Отечественной войны 1812 года

«В штыки! Ура! Ура! (Атака)» 1887 — 1895 гг.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Находясь в захваченной Москве, Наполеон узнал о заговоре. Мятеж был подавлен, но на императора известие подействовало удручающе.

«Дурные вести из Франции» (1887 — 1895)

4
Музей Отечественной войны 1812 года

«В покоренной Москве (Расстрел „поджигателей“)» 1897—1898 гг.

2
Музей Отечественной войны 1812 года

Заняв златоглавую, Наполеон отправил переговорщиков к царю Александру, но тот ничего не ответил.

«Наполеон и маршал Лористон („Мир во что бы то ни стало“)» 1899—1900 гг.

4
Музей Отечественной войны 1812 года

Дабы достичь реальности, Верещагин выезжал на Бородинское поле и облазил его вдоль и поперёк, изучив рельеф местности. Художник оставил дневники, где описаны ставка Кутузова и Наполеона.

«Наполеон I на Бородинских высотах» 1897 г.

3
Музей Отечественной войны 1812 года

На следующем полотне мы видим гору трупов и французских офицеров. Французы заняли русский редут, и, сняв головные уборы, приветствуют императора.

«Конец Бородинского боя» (1899 — 1900)

3
Музей Отечественной войны 1812 года

Лягушатники партизан не признавали, считая, что русские не честно воюют. Картина, где захваченных партизан привели к императору, называется «С оружием в руках — расстрелять» (1887 — 1895)

4
Музей Отечественной войны 1812 года

«На большой дороге. Отступление, бегство…» (1887 — 1895)

4
Музей Отечественной войны 1812 года

На выставке всё и везде можно фотографировать.

1 из 3

Друзья, обязательно посетите музей Отечественной Войны 1812 года — не пожалеете!

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей Отечественной войны 1812 года в Москве

Площадь Революции, 2/3 Подробнее об объекте