28 июля 2020 года в Музее военной формы открылась выставка «Самокатчики, вперед! Из истории военно-велосипедного дела», посвященная редким подлинным военным велосипедам разных стран. Велосипеды представлены Музеем истории велосипедного дела Андрея Мятиева http://www.old-velo.ru. Выставка небольшая, занимает два зала и является прекрасным дополнением к основной экспозиции — истории военной формы России.
2
1
4
Велосипед «Excelsior». Великобритания, 1886 г. Высококолесный велосипед «паук» с передним колесом диаметром 56 дюймов. Впервые в боевых условиях использован в 1871 г. во время франко-прусской войны, во Франции. Самокатчики служили посыльными вместо недостающих конных ординарцев.
1
Велосипед «Peugeot». Франция, 1889 г. Один из первых велосипедов классической конструкции. Французский велосипед использовался первыми отрядами самокатчиков в армиях Европы в начале 1890 гг.
1
Велосипед «Gerard Militaire». Франция, 1902 г. Складной велосипед капитана Анри Жерара почти два десятилетия был самой распространенной моделью военного велосипеда. Сам Анри Жерар с отрядом самокатчиков принимал участие в действиях пехоты и кавалерии, совершив пробег в 700 км.
1
Велосипед «Дукс Боевой». Российская Империя, 1917 г. В Первую мировую войну в Российской Империи использовались велосипеды иностранных образцов. И только в 1916 г. представленная модель была принята на вооружение. До октября 1917 г. было выпущено 4282 экземпляра «Дукса Боевого».
2
Велосипед «Militare Truppa Modello 1925». Италия, 1928 г. Из особенностей конструкции велосипеда отмечаются: складная рама, полностью резиновые шины, подвеска обоих колес и тормоз только на переднем колесе. Велосипед использовался элитными итальянскими войсками — Берсальерами.
1
Велосипед «МД-1». СССР, 1940 г. Модель «Мужская Дорожная». Велосипед использовался в саперных частях, связистами. Производился в Москве, Харькове, Пензе.
1
Велосипед «Militarcykel M/42». Швеция, 1942 г. В шведской армии велосипеды использовались с 1901 г., заменив в Готландском пехотном полку лошадей. Из особенностей велосипеда: передний тормоз барабанного типа, складной прицеп для перевозки раненных и грузов.
2
Велосипед «Truppenfahrrad». Германия, 1943 г. Велосипедные подразделения Вермахта использовались с 1936 г. в разведывательных целях. Во время нападения на СССР велосипед использовался почти в каждом батальоне.
1
Велосипед «BSA Airborne Bicycle». Великобритания, 1943 г. Специальный складной велосипед для воздушно-десантных войск, используемый в странах Британского Содружества.
Велосипед «Militarvelo M0-05». Швейцария, 1945 г. Данная модель использовалась с 1905 г.: во время Первой мировой войны в подразделениях связи, во время Второй мировой войны — во всех подразделениях. После войны велосипедисты хранили свои аппараты у себя дома и всегда были готовы к мобилизации.
2
«Солдат-генератор» ДНП-2. Велосипедный генератор электричества для зарядки батарей радиостанций и освещения. Использовался в Советской Армии и на объектах Гражданской Обороны.
1
Велосипед «Militarvelo M0-93». Швейцария, 1995 г. Современная модель, сменившая предыдущую, аж 1905 г. выпуска! По-сути, современный горный велосипед с гидравлическими тормозами, системой переключения скорости.
1
Велосипедные фонари и другие аксессуары.
1
Женский велосипедный костюм.
Выставка продолжит работу до 4 ноября 2020 года.
Подробная информация о ее работе на официальном сайте Музея https://museum-vf.ru/exhibition/samokatchiki-vpered/