Музей военной формы Российского военно-исторического общества открылся в 2017 году в усадьбе Тургеневых-Боткиных, о чем я писала здесь на сайте уже 4 года назад (https://nina-nina.tourister.ru/photoalbum/35617,) Но время бежит….и в прошлом году Музей переехал на новое место — в недавно отреставрированную и приспособленную под современные музейные требования усадьбу Васильчиковых на Большой Никитской улице.
В конце января случайно оказалась рядом с новым зданием музея… На улице было темно, но огни большого города хорошо освещали усадьбу, казалось, она светится. Пройти мимо — совершенно невозможно. Увидев, что калитка на территорию открыта (не ожидала), зашла полюбопытствовать.
1
Здесь на небольшом участке перед домом можно увидеть бюсты известных российских военачальников. Зимой в снежном одеянии они смотрятся забавно, поэтому фото крупного плана не будет (извините). В конце дорожки неожиданно встретилась скульптура Николая Гоголя, а за ним броневик, к которому из-за снега не смогла подойти близко.
1
На балконе заметила еще одну скульптуру — по силуэту угадала Булгакова с котом. К сожалению, качественного фото не получилось — подойти поближе также не позволили огромные сугробы.
1
Оказалось, что по четвергам музей открыт до 21 часа! Стало любопытно, как выглядит усадебный дом изнутри, как на новом месте устроился музей. К сожалению, в это время малочисленные посетители осматривали экспозицию самостоятельно, а для себя одной экскурсию покупать не стала.
Музей отлично оборудован — информация об экспонатах представлена в доступной форме, в том числе с использованием современных мультимедийных технологий, с демонстрацией фрагментов документальных и художественных фильмов. Большая часть ориентирована и на детскую аудиторию.
Экспозиция музея рассказывает об основных этапах развития военной формы с момента создания регулярной армии Российской Империи до нашего времени и занимает 22 зала. Есть в усадьбе зал, посвященный истории дома.
Далее об экспозиции (с сайта музея, википедии, просторов интернета). Извините за отсутствие подробностей: военная форма и снаряжение — это своего рода космос — много деталей, тонкостей и ньюансов.
Начинаем с макета крепости — древнего Кремля начала 18 века.
В России постоянных войск не было до конца 17 века. Воины княжеских дружин одевались в обычную одежду с добавлением доспехов. Только у некоторых имелась своя униформа.
Петр I, вернувшись в 1698 году из заграничного путешествия по Европе, решил одеть свою армию в мундиры венгерского типа. Первыми в новую форму оделись Преображенский и Семеновский полки. Через некоторое время форму изменили на более удобную, уже на французский манер.
.
1
Далее обмундирование менялось и все более усложнялось, особенно после Семилетней войны, повлёкшей за собою культ Фридриха Великого. (В залах музея на экранах демонстрируются информационные ролики, карты, схемы, особенности прошедших событий).
Стремление к удобству было совершенно забыто. Солдат получил не форму, а головную (и не только) боль: на содержание в порядке нового обмундирования у солдата уходило все свободное от службы время. А еще надо было укладывать волосы в букли, плести косу, пудрить, помадить. Отдыхать нЕкогда! Для конного строя — обязательно иметь усы, их завивать…
Чтобы солдат маршировал не сгибая колен, одежду шили очень узкую: перед надеванием брюки (лосины) смачивались водой и сохли уже непоследственно на ногах. Неудобно? Зато на параде выглядело по-европейски модно, браво и красиво.
1
В витринах представлены оригинальные предметы обмундирования и снаряжения, архивные материалы, а также реконструкции военной формы — копии подлинных образцов, хранящихся в различных музеях страны. Переходя из зала в зал, знакомимся не только с образцами военной формы, но и вспоминаем историю нашего государства.
Русские императоры стали носить военную форму начиная с Петра I. Все они (или почти все) следовали военной моде Западной Европы. Многие императорские особы становились командующими войсками или шефами гвардейских полков с правом ношения формы. Императрица Елизавета Петровна с удовольствием надевала мужской мундир, который смотрелся на ней весьма неплохо, если верить известному живописному полотну с изображеием императрицы в мундире Преображенского полка (1757 г., художник Георг Кристоф Гроот)
1
Живописные картины, представленные в музее — это копии известных полотен, выполненные современными художниками в 2019—2020 гг.
В конце царствования Екатерины II форма была изменена по настоянию князя Потемкина, говорившего, что «завиваться, пудриться, плесть косы — солдатское ли это дело?». Обмундирование армии стало значительно удобнее — появились широкие мундиры и штаны, которые заправляли в высокие сапоги.
При Екатерине II появились мундирные платья, но одевать их имели право лишь женщины из семьи правящего монарха. В музее представлена реконструкция мундирного платья Екатерины II
Павел I после вступления на престол, преклоняясь перед прусским королем Фридрихом II, вновь вводит форму прусского образца. Ужас. Опять солдаты должны носить очень неудобную форму, букли и косички, пудриться и помадиться. Нарушения строго карались.
Гренадерские шапки с высоким латунным налобником украшались декоративной воинской арматурой и финифтью с изображением «кайзер-флага» или императорского вензеля. Вспоминаются слова Суворова: «Пудра не порох, букли не пушки, коса не тесак, я не немец, а природный русак».
Павел I планировал ввести ещё укороченный вариант шинели «прусского покроя», но русские полководцы как-то смогли его переубедить… Длиннополая шинель оказалась настолько удачной, что с незначительными изменениями служила верой и правдой русскому солдату не только в 19 и 20 веках, но и перешла в 21 век.
В одном из залов представлена «оживающая» картина А.Коцебу «Бой на Чертовом мосту 14 сентября 1799 года." О Швейцарском походе Суворова до сих пор с благодарностью вспоминают жители нынешней Швейцарии (однако, наверное, не все).
При Александре I форма стала проще, удобней, но далеко не идеальной.
В мушкетёрских и егерских частях появились новые головные уборы — кивера — высокие, тяжёлые, неудобные. С 1813 года на кивера крепились особые знаки за отличие в боях и походах. Появились погоны, эполеты по образцу формы французской армии.
До начала 19 века форму шили непосредственно в полках. Каждый полк снабжался готовыми выкройками, материалом, пуговицами и т. д. При такой системе в армии процветали всякого рода нарушения, казна несла большие убытки.
В музее оборудована интересная «мастерская по пошиву обмундирования».
Забавно поиграть в закройщика. Результат появляется на манекене.:))
Время идет вперед. Меняется мода. Николай I вводит для офицеров и генералов парадные каски с конскими хвостами и брюки с красными лампасами, как в прусской армии.
Витрина с «солдатиками» ростом 25 см:
Александр III — Царь-Миротворец — вводит форму с чертами русского национального костюма. В её основе — единообразие, дешевизна, удобство носки и пригонки, что достигалось за счет красоты и блеска. Форма настолько не нравилась офицерам, что многие стали увольняться с военной службы.
Николай II внес мало изменений, однако, опыт русско-турецкой войны потребовал ввести легкую полевую форму
Появились новые виды войск и, соответственно, форма.
В период Первой мировой войны 1914–1918 годов в армии появились кителя произвольных образцов — подражания английским и французским моделям, получившие общее наименование «френч» — по имени английского генерала Джона Френча.
В разоренную затяжной войной страну пришла Октябрьская революция и гражданская война. Старую форму царской армии приспосабливали для нужд уже другой — Красной.
История страны продолжилась… Появилась новая военная форма,
и пока конца не видно
В нескольких залах музея работала (возможно, и сейчас работает) выставка «Кадетская перекличка» к 290-летию кадетского образования в России.
Первый кадетский корпус был учрежден Указом императрицы Анны Иоанновны в 1731 году.
Очень интересно было увидеть и зал, посвященный истории усадьбы Васильчиковых. К сожалению, подробно все экспонаты осмотреть не удалось — времени до закрытияя почти не оставалось.
Макет усадьбы. В окошках макета можно увидеть внутреннее устройство дома, сцену бала.
1
В 1780-х годах на месте каменных палат конца 17 века полковник П. И. Бибиков возводит главный дом своей усадьбы и флигель для кухни, кладовых и жилья дворовых людей.
После Бибиковых с конца 18 века усадьба принадлежит князю Б. М. Черкасскому и его наследникам. Строится второй флигель. В 1812 году усадьба была разорена французами, но уже к середине 1830-х её отремонтировали, достроили и все каменные здания приобрели обновленный вид в стиле эпохи ампир.
С 1845 по 1855 года дом снимает у Черкасского семья князей Васильчиковых. Здесь проводятся литературные вечера, которые посещают Гоголь, Тютчев, Щепкин, Айвазовский и др.
В усадьбе устраивались балы, ёлки для детей. Благодаря яркой культурной жизни усадьбу стали называть не по имени первого её хозяина и не по имени последующего владельца, а в честь хозяев модного салона — Васильчиковых.
В конце 19 века усадьбу покупает промышленник Поляков, использует её как доходный дом. С 1903 года в главном доме размещается женская гимназия, после революции преобразованная в школу.
В 1920 -е годы директором школы была назначена сестра Михаила Булгакова, которая в 1924 году приютила здесь своего брата со второй женой. Именно сюда, в здание школы, писатель переехал из «нехорошей квартиры» № 50, оставив жилплощадь первой жене.
1
В 2019 году усадьба прошла через масштабную реконструкцию. Сейчас в усадьбе идет активная жизнь — работает музей военной формы, в музыкальной гостиной проводятся концерты и различные мероприятия, во флигелях располагаются Детский центр, Детский музей, книжный магазин, кафейня «Достоевский», проводятся различные мастер-классы.