Музей-усадьба — архитектурно-художественный ансамбль конца XVIII — начала XIX века.
Миниатюрная вилла в палладинском стиле.
Объект культурного наследия федерального значения.
В допетровское время Люблино носило название Годуново по фамилии владельца, Григория Петровича Годунова.
Село унаследовала его дочь, Аграфена Григорьевна, позже ставшая супругой князя Владимира Никитича Прозоровского, бывшего адъютантом фельдмаршала князя М. М. Голицына.
Со временем Годуново перешло к их сыну, князю Петру Владимировичу Прозоровскому.
Этапы реставрации усадьбы.
Семейная родословная скупо сообщает, что о нем практически ничего не известно, даже имя супруги, что позволяет предположить, что она едва ли имела дворянское происхождение. Возможно, ей обязано своим появлением название Люблино (первоначально произносившееся с ударением на втором слоге). По другой версии, наиболее вероятной, название имения было придумано кем-то из его владельцев. Подобные «пасторальные» названия очень характерны для 18-го века.
Имение уже называлось Люблино, когда его унаследовал князь Владимир Петрович Прозоровский (1743–96), находившийся сначала на военной, а затем на гражданской службе и ставший коллежским асессором. Он был женат на княжне Прасковье Ивановне Хилковой (1739–1807)
В 1790-х годах Люблино ушло из рода Прозоровских. Сначала перешло к графине М. Г. Разумовской, а после его приобрела княгиня Анна Андреевна Урусова, урожденная Волкова (ум. 1804/6). При ней в Люблино была устроена усадьба, где жил и её муж, генерал-майор князь Александр Урусов (1729–1813).
Мы в круглом зале.
В розовой гостиной (колонный зал).
Мы в рабочем кабинете.
Вид из окон кабинета на веранду.
В кабинете.
Около 1800 г. Люблино было приобретено богатым холостяком Н. А. Дурасовым (1760- 1818) — знаменитым на всю Москву хлебосолом, выстроившим на берегу Люблинского пруда существующую усадьбу.
По характеристике М. А. Дмитриева, он
«жил в своем Люблине как сатрап, имел в садках всегда готовых стерлядей, в оранжереях — огромные ананасы и был до эпохи французов, всё изменившей, необходимым лицом общества при тогдашней его жизни и тогдашних потребностях».
План усадьбы Люблино 1800 года.
После смерти бездетного владельца (1818) усадьба перешла к его сестре Аграфене, которая жила в подмосковных Горках.
В середине XIX века имением владели её дочь Агриппина Михайловна с мужем, генералом Александром Писаревым.
Портрет А. А. Писарева.
Овдовев, Агриппина Михайловна продала Люблино богачу Н. П. Воейкову (1789–1868).
Во второй половине XIX века крупнейшая в Москве оранжерея Дурасова была перестроена под жильё, а после Политехнической выставки 1872 г. в усадьбу перевезли выставочную деревянную церковь.
Парк был уничтожен смерчем 1904 г., и тогдашний хозяин усадьбы, Н. К. Голофтеев, выстроил на берегу пруда дачи, сдававшиеся в наём (не сохранились).
В усадьбе Люблино в каменном двухэтажном доме (ныне № 8/2 по Летней улице) летом 1866 года жил и работал писатель Ф. М. Достоевский.
Здесь он писал пятую главу «Преступление и наказание», план «Игрока».
Свои впечатления о люблинском лете Фёдор Михайлович описал в рассказе «Вечный муж».
Поднимемся по деревянной лестнице на второй этаж…
Панно «Золотой фазан, пьющий из чаши».
Западная Европа, 2-я треть 19-го века.
Вышивка по канве шерстью, шёлком полукрестом.
Сумка дорожная.
Германия, 2-я половина 19-го века.
Столик для рукоделия в стиле шинуазри.
Китай, 1880-е годы.
Дерево, лак, роспись, кость.
Панно «Охотники у трактира»,
2-я треть 19-го века.
Вышивка бисером по канве.
Западная Европа.
Панно «Семья контрабандиста».
Вышивка бисером по канве.
1850-е годы.
Западная Европа.
Лист из французского модного журнала,
19-й век.
Главный дом представляет собой одну из бесчисленных вольных интерпретаций виллы Ротонда.
Автором проекта считается И. В. Еготов, хотя документов на этот счёт не сохранилось.
М. Ю. Коробко высказал гипотезу об авторстве Р. Р. Казакова и о реализации проекта И. В. Еготовым (именно так они работали в соседней усадьбе Кузьминки).
Дата постройки точно не установлена; дом, вероятно, был закончен к 1801 г., а уже в 1805 г. использовался как модель для отделки фасадов в усадьбе Кузминки. Вероятно, что отделка фасадов продолжилась до 1810-х годов.
Главный дом выстроен в форме креста — центральный зал-ротонду окружают четыре симметричных зала, вписанных в круг — открытую колоннаду. По легенде, Дурасов увековечил в здании полученный им крест Святой Анны 2-й степени.
Ансамбль дурасовских времён, помимо главного дома, включал сохранившийся театр, дом для актёров и театральную школу, оранжерею и конный двор. Плафон и интерьеры усадьбы выполнены Доменико Скотти.
Национализированная в 1918 г. усадьба использовалась под школу, отделение милиции, дом культуры, в годы войны — под жильё.
В 1948 г. усадьбу передали Институту океанологии АН СССР.
В 1952–1957 главный дом был восстановлен по проекту О. М. Сотниковой и Л. С. Сахаровой, туда и переехал институт (ОКБ Института океанологии по сей день занимает корпуса к востоку от главного дома).
В 1990-е годы главный дом был передан в частные руки, после чего потребовалась масштабная реставрация, завершённая в 2005 г.
Современный музей (часть Московского государственного объединённого музея-заповедника) базируется в главном доме и открыт ежедневно с 11 до 17 часов. Во дворце регулярно проводятся концерты классической музыки.
30 октября 2007 г. правительство Москвы утвердило «Концепцию развития и функционального использования исторической усадьбы Люблино». После вывода из парка предприятий-арендаторов (среди них частный автосервис, арендующего бывший конный двор усадьбы, горнолыжный клуб и детская театральная студия) предполагалось создание в усадьбе театральной школы-студии, включающей дворец Дурасова, здание театра, прилегающую парковую зону и пруд — так называемый фестивально-парковый комплекс общемосковского и всероссийского значения под условным названием «Театроград». Основные этапы благоустройства усадьбы завершились в 2019 году.
В настоящее время усадьба состоит из дворца Н. А. Дурасова и театральной школы, которые открыты для экскурсий и организации торжеств.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии