К счастью, в Москве есть сохранившиеся усадьбы, которые можно посетить. Одна из них — Люблино. Усадьба сменила множество хозяев и даже названий. В XVI веке здесь находилась деревня Юркино. Во второй половине XVII века эта земля принадлежала стольнику Г. П. Годунову и носила название Годуново. Позднее в XVIII веке поместье перешло к князьям Прозоровским. В это время оно и получило новое название — Годуново-Любли́но. Изначально его произносили с ударением на предпоследний слог — ЛюблИно. Исторического обоснования второго имени ученые не нашли. По одной из версий, это название получилось из-за того, что поместье было горячо любимым своими владельцами, князьями Прозоровскими. Именно второе имя стало впоследствии основным.
Самым знаменитым владельцем усадьбы Люблино стал в 1800 году Николай Алексеевич Дурасов, отставной бригадир и действительный статский советник. Николай Алексеевич был очень богат, к тому же полюбил это место, поэтому вкладывал огромные средства в развитие усадьбы. Именно при нем она обрела черты, которые сохранились до наших дней. В 1801 г. был выстроен господский дом с колоннадами. Был разбит пейзажный парк и обустроен пруд, создана оранжерея, в которой выращивались экзотические деревья и декоративные растения. Дурасов превратил усадьбу Люблино в место великолепных праздников. В доме устраивались шикарные приемы, на которых присутствовало высшее московское общество. Важное место в усадебной жизни занимали развлечения, связанные с музыкой. Тут часто звучали оркестровые концерты, пение известных артистов, проходили театральные постановки. Дурасов даже создал театральную труппу, которая обучалась тут же и выступала в здании театра при усадьбе. Крепостной театр Дурасова соперничал с театром Шереметева, оркестр и хор песенников считались лучшими в округе. Славились и знаменитые «зимние обеды», устраивавшиеся в оранжерее, среди экзотических растений.
Мне очень понравился дворец. Он не очень большой, но очень необычный. Аналогов ему в русской архитектуре, возможно, и нет, есть прообраз у великого итальянца Палладио: дурасовский особняк напоминает знаменитую Виллу Ротонду. Здесь постарались архитекторы Родион Казаков и Иван Еготов. Дворец Дурасова имеет купол в центре и четыре фасада, но дом еще окружен колоннадами. В результате дворец представляет собой в плане крест, вписанный в круг. По легенде, форма постройки в виде креста была использована неслучайно: Николай Дурасов так якобы увековечил одну из своих наград — крест Ордена Святой Анны.
1
К сожалению, деревья парка так близко подходят к дворцу, что из-за листвы сфотографировать его целиком не получилось. Вот такая красивая двойная колоннада. Как же она украшает дворец!
2
Над окнами неповторяющиеся барельефы.
1 из 4
1
Раньше здание венчал круглый купол со статуей Аполлона. В 1904 году усадьба пострадала от сильного урагана. Упавшая и разбившаяся статуя Аполлона была заменена на фигуру античной Геркулаянки (гражданка города Геркула), облаченной в траурные одежды. Этот город также, как и Помпеи, был уничтожен во время извержения вулкана. Почему была выбрана именно эта статуя — неизвестно.
Поднимаюсь по лестнице, чтобы войти во дворец.
3
Меня встречают дама с кавалером. Делаю селфи, но мой наряд, увы неподходящий.
3
А дальше ахаешь, войдя в Круглый зал. Он высокий в два этажа. Полутемно, звучит негромкая музыка. Круглый зал выполнял роль парадной приемной и использовался для фуршетов. Здесь стояли столы, кресла, всё было украшено экзотическими растениями, стоявшими в больших кадках между нарисованными колоннами. Плафон и интерьеры изготовил Доменико Скотти. Пол выложен из дубового набора с розеткой в центре, напоминающей солнце.
1
Стены оформлены росписью в технике гризайль, (используются оттенки черного, что потрясающе имитирует объем) благодаря чему рисунок становится похожим на рельефы.
1
«Триумф Венеры» на потолке также выполнен Скотти.
2
Слева — вход в Мраморный зал. Скорее всего, он был предназначен для званых обедов. Здесь проходили танцы. Очень изысканный зал. В облицовке был использован искусственный мрамор различных оттенков: желто-розовый на стенах, зеленоватый на пилястрах, красно-коричневый на панелях.
1
1
Окна красиво оформлены шторами
1
На потолке роспись «Пир Вакха на острове Наксос».
2
Стены зала украшены медальонами — рельефными изображениями в круглом обрамлении, посвященными античным богам и героям.
Через Круглый зал попадаешь в Розовую гостиную (Колонный зал). Зал на три части как бы разделен колоннами, отделанными искусственным розоватым мрамором.
2
Зал предназначен для приема гостей
1
и проведения музыкальных вечеров. В Розовом зале проводится также торжественная церемония регистрации брака и фотосессия для новобрачных. Думаю, фото будут бесподобными.
2
Над карнизами находятся живописные панно, потолочные своды украшены звездами.
Если предыдущие залы — нарядные, праздничные, торжественные, то Кабинет мог быть достаточно скромным и обставлен простой и удобной мебелью.
1
В интерьере кабинета сейчас находится мебель XIX века.
1
1
Деревянная лестница ведет на второй этаж. Но даже при моем небольшом росте идти по ней было как-то неуютно: лестничные марши очень низкие.
Ни один прием в усадьбе не обходился без музыки. У Дурасова было два домашних оркестра. Один встречал гостей на подъезде к усадьбе. Второй оркестр находился в Круглом зале на втором этаже, спрятанный в специальной нише за ширмой. Когда гости заходили, они слышали музыку, но не понимали, откуда она исходит.
Вот где-то здесь, за зеркалом и находился оркестр.
Но втором этаже находится Голубая гостиная. Сейчас здесь выставлен фарфоровый столовый сервиз и предметы прикладного искусства.
1
1
1
Возможно, это была комната (или пять комнат, расположенных крестом), предназначенная для хозяев усадьбы. В окна можно видеть верхушки колонн.
1
Во дворце есть и третий этаж. Поднявшись по лестнице, попадаешь в Бельведер, в переводе с итальянского — прекрасный вид. Отсюда открывается вид на пруд, парк и соседние здания усадьбы.
1
Ну, а еще здесь проходит выставка «Мир творчества и мастерства». Здесь выставлены вещи из Московского художественного училища прикладного искусства, которое в прошлом году отметило 100-летний юбилей. Значительную группу экспонатов выставки занимают произведения русских кружевниц. Изделия настолько тонки и совершенны, что можно засомневаться, что это создания человеческих рук. Я долго их рассматривала и удивлялась.
1 из 4
4
Представлены художественные работы ковроткачества. Они интересны своей цветовой палитрой.
1 из 3
Ну и конечно — платья, да еще с вышивкой.
1 из 4
1
На выставке еще много экспонатов, и все это в чудесном зале с таким вот красивым потолком.
2
Во время Отечественной войны 1812 года господский дом занял один из французских генералов. И усадьба Дурасова, в отличие от большинства подмосковных имений, почти не пострадала. А генералу, возможно, понравилось, что в здешних кладовых и погребах были большие запасы провизии, так как Дурасов был всегда готов к приёму гостей.
В 1862 году усадьбу купили богатые купцы, владельцы фирмы «Голофтеев и Рахманин», торговавшие модным дамским товаром и галантереей. Новые хозяева поселились в господском доме, а все усадебные постройки переоборудовали под дачи. Кроме того, на территории сада, на берегу пруда было построено около семидесяти дачных домиков, сдававшихся внаем. Местность стала называться Голофтеевскими дачами. В летнее время усадьба была очень популярна. В 1866 году на даче в Люблино жил Федор Михайлович Достоевский, работавший здесь над своими произведениями.
Во время Первой мировой войны в одной из дач на средства Н. К. Голофтеева был устроен лазарет для раненых. В первые послереволюционные годы в усадьбе разместилась школа, отделение милиции, затем — клуб железнодорожников имени III Интернационала. В годы Великой Отечественной войны здесь устроили квартиры. В 1948 году Люблино передали Гидрофизическому институту АН СССР. В 2001 — 2004 годах во дворце провели реставрационные работы: были укреплены и отреставрированы фасады, интерьеры, живопись и лепные архитектурные детали. Первоначальный вид обрели три уникальных парадных зала, была восстановлена первоначальная объемно-планировочная структура дворца. В 2005 году территория исторической усадьбы, главный господский дом-дворец, а в 2007 году и здание театральной школы вошли в состав Московского государственного объединенного музея-заповедника. Теперь в главном доме работает музей и проходят концерты классической музыки.
Дворец оставил очень приятное впечатление: он не вычурный, не давящий помпезностью, золотом, громадными размерами и бесконечными анфиладами комнат, а вот именно — славный, любимый.
2
Рядом с ним находится здание Театральной школы. Оно состоит из двух одинаковых одноэтажных флигелей, украшенных башенками и лепными фризами с изображением танцующих фигур. Флигеля соединяются открытой галереей. Архитектор — Еготов.
1
1
1
В кабинете господского дома можно увидеть макет школы.
Театральная школа была основана Дурасовым для обучения крепостных актеров. В театральной труппе и оркестре было около сотни крепостных. Представления устраивались два раза в неделю. Обучение велось на высоком уровне, и впоследствии многие крепостные актеры, окончившие школу и получив вольную, смогли поступить на профессиональную сцену.
Сейчас в левом флигеле проводится выставка «История московского шоколада». Для детей и подростков в Театральной школ работает много кружков.
Рядом, в глубине двора, за забором стоит небольшое двухэтажное здание, известное как флигель Театральной школы. Архитекторы те же: Родион Казаков и Иван Еготов. Это жилой дом актеров.
И наконец, сам Театр. Труппой руководил драматург и актер Петр Плавильщиков.
Это трехэтажное здание, стоящее торцом к аллее. Архитекторы — Казаков и Еготов. Первоначально оно имело два этажа, третий был надстроен позднее. После упразднения крепостного театра здание использовалось как жилье для дворовых.
Еще один Флигель — небольшое двухэтажное здание. Архитектор — Еготов. Первоначально в здании располагался Пансион для дворянских детей-сирот во главе с учителем-французом, основанный Дурасовым. Впоследствии Флигель, как и все усадебные постройки, использовался в качестве дачи. Считается, что именно в этом здании летом 1866 года жил Ф. М. Достоевский.
Ну и Оранжерея. Здание стоит вдоль аллеи и обращено к ней северным, глухим фасадом. Первоначально эта сторона была украшена четырёхколонным портиком, отмечавшим вход в здание. В 1920-х годах здание сгорело и было восстановлено в 1985. Но и с другой стороны больших окон, необходимых для оранжереи, я не увидела.
При Дурасове в Оранжерее, состоявшей из десяти зал, выращивались померанцевые, лимонные, лавровые деревья, разнообразные экзотические цветы и устраивались пышные «зимние обеды». Современники называли её «совершенным царством Флоры».
Все эти здания усадьбы окружены великолепным парком. Парк обустроен и уже приспособлен к настоящему времени: клумбы, скамейки, детские площадки и места отдыха.
Парк выходит к пруду. Здесь можно посидеть, помечтать, посмотреть и покормить уточек. Но вот кафешек нет.
Место, рекомендуемое к посещению. Я добиралась от станции метро «Волжская». Первый вагон от центра, выход направо. Примерно 5 минут идти по Краснодонской улице. Перейдя мост через Люблинский пруд, повернуть направо и по диагонали идти через парк еще минут 5. Схемы имеются. Часы работы музейных экспозиций — с 10 до 18, цена билета 200 руб / 100 руб льготный. Понедельник для посещения дворца и выставок — выходной день.