Когда то от этих краснокирпичных зданий близ Белорусского вокзала очень вкусно пахло. Ведь раньше здесь располагалась кондитерская фабрика «Большевик».
Здание на территории современного культурно-делового комплекса «Большевик», где сегодня располагается Музей русского импрессионизма, когда-то предназначалось для хранения муки и сахара. Постройка 60-х годов XX века заметно выделялась из общего архитектурного ансамбля, спроектированного французом Оскаром Дидио в конце XIX века.
Исторические здания фабрики были возведены по заказу сыновей кондитера Сиу, тоже француза по происхождению. Место под постройку, участок на Петербургском шоссе, сыновья приобрели у московской купчихи. «Новое образцовое производство» создавалось и строилось по последнему слову техники.
2
Бывший цех № 2 кондитерской фабрики «Большевик».
2
Кондитерская с кафе "Венский цех".
Открытие состоялось в 1884 году. Фабрика была оснащена мощнейшими паровыми, газогенераторными и нефтяными двигателями. А кондитеры первыми в Москве узнали, что это такое — работать при электрическом свете. Посмотреть на «невидаль» — искусственное освещение в цехах — собирался весь город. Фабрика выпускала конфеты, мармелад, пастилу, пирожные, драже с ликером, мороженое, пряники и варенье.
Проход к зданию музея.
2
Корпуса фабрики "Большевик".
После революции, в 1918 году, она была национализирована. В 1920-х годах фабрика № 3 получила название «Большевик». В 60-х годах «Большевик» считался одной из крупнейших фабрик в Европе. Здание мукомольного склада на ее территории сообщалось с соседними цехами длинными трубами, через которые под давлением на производство подавалась мука.
1
Корпуса фабрики под одной стеклянной крышей.
Во время перестройки производство пришло в упадок. В начале 2000-х кондитерскую фабрику было решено вывести за пределы Москвы. Так и здание хранилища муки и сахара потеряло свою основную функцию. В 2012 году за проект реставрации и превращения бывшего мукомольного склада необычной формы — цилиндра с прямоугольным параллелепипедом на крыше — в современный музей взялось британское архитектурное бюро John McAslan + Partners.
2
Бывший цех № 3 кондитерской фабрики «Большевик».
Сегодня комплекс «Большевик» сохранил не только свое «революционное» название, но и исторический облик. Проект по превращению бывшего промышленного пространства в суперсовременный, уютный, светлый и комфортный культурно-деловой центр вписался в общую архитектурную концепцию градостроительной политики Москвы. А главное украшение «Большевика» — Музей русского импрессионизма.
2
Здание музея русского импрессионизма.
1
Центральный вход в музей.
Известные лондонские архитекторы, специалисты в области консервации, реставрации и реновации исторических зданий, решили сохранить цилиндрическую форму хранилища муки, но придать зданию будущего музея вид современного арт-объекта. Кирпичная постройка была «закована» в блестящий перфорированный металл, сделаны внутренние перекрытия, здание разбито на пять этажей. В итоге продовольственный склад превратился в музейный комплекс. В нем с легкостью размещаются три выставочных зала общей площадью 1 000 м².
В цокольном этаже, наряду с просторной выставочной зоной, выделены зоны мультимедиа и интерактивных инсталляций, учебной студии, книжного магазина с музейной атрибутикой. На третьем этаже появились выходы на летние террасы, расположенные прямо на крыше музея, и уютное кафе.
Основным цветом в интерьерах Музея стал светло-серый. Чистота пространства позволяет зрителю наслаждаться яркими картинами русских импрессионистов без лишних отвлекающих факторов.
Для людей с нарушением зрения у некоторых картин установлены тактильные макеты и специально подобранные ароматы, которые помогают погрузиться в сюжет картины.
При входе, на 1 этаже, зрителя встречает гигантская видеоинсталляция американского художника Жана Кристофа.
Видеоинсталляция американского художника Жана Кристофа.
Идея создания Музея возникла у коллекционера Бориса Минца в 2012 году.
Основой постоянной экспозиции Музея русского импрессионизма, расположившейся на 2 и 3 этажах стали картины выдающихся российских художников: Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.
1
Пётр Петровичев. "Грот в Кусково" (1910 - 1920-е гг.)
1
Константин Юон. "Ворота Ростовского кремля". (1906 г.)
Николай Клодт. "Заросший пруд" (1910 г.)
Валентин Серов. "Окно" (1886 г.)
Николай Дубовской. "На Лаго Маджоре" (1895 г.)
В зоне мультимедиа.
В зоне мультимедиа.
Постоянная экспозиция Музея русского импрессионизма охватывает значительный период времени. Самая ранняя картина «В овраге» Василия Поленова — учителя Константина Коровина и Валентина Серова — датирована 1879 годом. Многие картины, представленные в музее, были возвращены в Россию из-за рубежа. Десятилетия спустя на родине снова оказались «Лето» Николая Богданова-Бельского и «Венеция» Бориса Кустодиева, обе работы Петра Кончаловского из музейного собрания и «Горная деревня» Николая Дубовского. Учредитель Музея не позволил покинуть страну «Гурзуфу» Константина Коровина. Картины Игоря Грабаря, Константина Юона, Юрия Пименова раньше практически нигде не выставлялись.
1
Николай Дубовской. "Горная деревня" (1911 г.)
Два полотна Станислава Жуковского "Интерьер комнаты" (1910 - 1920-е гг.) и "Осенний лес" (1911 г.)
Аромат картины "Старая усадьба". Пахнет плесенью и старой мебелью.
1
Мультимедиа в зале русского импрессионизма.
Есть возможность самому смешивать цвета на палитре.
1
Игорь Грабарь. "Зимний пейзаж" (1940 - 1950-е гг.)
2
Дмитрий Налбандян "Осенним утром у костра. Отдых." (1959 г.)
1
Георгий Лапшин "Солнечный день в средиземноморском городе" (1928 г.)
Интерактивная инсталляция.
1
В зале русского импрессионизма.
В экспозиции музея представлены три работы Горбатова из обширного уникального собрания Музейно-выставочного комплекса Московской области «Новый Иерусалим».
История искусств знает Константина Горбатова как живописца, обладающего узнаваемым стилем, он был художником романтического мировосприятия, автором полусказочных пейзажей со старинными церквями, реками, кораблями. Его картины часто напоминают мечту, где художник изображает «жизнь не такой, какой она есть, а такой, какой она могла бы быть».
Представленные на выставке этюды «Подсолнухи» 1933 г.., «Марина. Капри» 1926 г.. и «Итальянский дом» 1926 г. — пленэрные работы художника.
Константин Горбатов. Этюды «Подсолнухи» 1933 г., «Марина. Капри» 1926г. и «Итальянский дом» 1926 г.
На -1-м этаже временно расположилась первая в России масштабная выставка испанского искусства рубежа XIX — XX веков. Представлены более полусотен работ 18 художников из 13 ведущих музеев Испании и частных коллекций, а также два полотна из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Испанские художники, среди которых Хоакин Соролья, Игнасио Сулоага, Рамон Казас и другие, работали в тесном контакте с французскими импрессионистами: Мане, Дега и Реунаром.
На выставке испанского импрессионизма.
1
Аурелиано де Беруэте-и-Морет. "Вид на Толедо из предместья Сигарралес". (ок. 1895 г.)
1
Рамон Казас. "Барселонский яхт-клуб" (1888 г.)
В зале испанского импрессионизма.
2
Рамон Казас. "Арена для боя быков. Барселона". (1884 г.)
Тактильный макет и специально подобранный аромат, который помогает погрузиться в сюжет картины.
1
Сантьяго Русиньоль. "Баркасы на Сене". (ок. 1894 г.)
Изидре Нонель. "Пляж в Аренс-де-Мар" (1891 г.)
Изидре Нонель. "Торговка каштанами". (ок. 1897 Г.)