Выставка Такаси Мураками «Будет ласковый дождь» проходит в рамках Года Японии в России. Такаси Мураками — это известный современный японский художник, причем один из самых дорогих. Выставка проходит с 29 сентября 2017 по 4 февраля 2018 года в Москве в Музее современного искусства «Гараж» в парке имени Горького ежедневно с 11 до 22 часов. Цена билета 500 руб, студентам, школьникам — льготы, пенсионерам — бесплатно. Фотографировать можно, но без вспышки. В очереди я отстояла минут 40, но это было в новогодние каникулы.
В музее представлено около 80 работ, которые были созданы художником с начала 90-х годов и до наших дней. Некоторые произведения Мураками заканчивал непосредственно в Москве, можно посмотреть его мастерскую на первом этаже слева от входа.
В холле музея посетителей встречает золотая скульптура «Пламя» на фоне яркого панно и пола. Вообще яркость и красочность работ просто зашкаливает.
1
Название выставки «Будет ласковый дождь» повторяет заголовок одноименного рассказа Рэя Брэдбери, действия которого разворачиваются в постапокалиптическом мире. Обращение именно к нему неслучайно, ведь и вселенная Мураками — это мир постапокалипсиса, своего рода ядерный взрыв. В работах он постоянно переосмысливает трагедию, связанную с атомными бомбардировками Хиросимы и Нагасаки. Жизнерадостное, красочное и на первый взгляд легковесное искусство скрывает в себе страх и ужас.
Мураками не скрывает, что вдохновлялся американским поп-артом, но использует японские культурные коды. За внешне легкомысленными работами Мураками скрывается трезвый расчет: художник стремится утвердить позиции японской культуры.
3
2
Легкая, игрушечная, мультяшная, как говорит сам художник, попсовая форма. Но за этим ярким фасадом совсем не праздник. Здесь спрятана боль от катастроф. Тех, что потрясли его родину. Землетрясение 2011 года, авария на Фукусиме и, конечно, бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Мать Такаси Мураками родом из Кокуры, города, который планировалось атаковать вслед за Хиросимой. Сброшенные на Хиросиму и Нагасаки бомбы с кодовыми названиями «Малыш» и «Толстяк» многое изменили в культуре Японии. Населению нужно было сбежать куда-то от угнетающей действительности — начала развиваться культура манги и аниме.
1
В глазах одного из персонажей — эпицентр взрыва, а смешные грибы на самом деле — ядерные.
1
1
2
Такое настойчивое вытеснение реальных образов — способ хоть как-то пережить кошмары прошлого.
Улыбающиеся маргаритки, или ромашки, и глазастые черепа появляются в творчестве Мураками постоянно. Черепа в истории западного искусства функционировали как символ бренности бытия, напоминание о memento mori. Эта интерпретация совпадает с буддийской концепцией, говорящей, что «всё временно». Однако Мураками идет дальше и утверждает, что «все в конце концов умрут, поэтому не стоит беспокоиться».
1
Пожалуй, самый узнаваемый образ художника — улыбающиеся ромашки. Они цветут повсюду: на картинах, скульптурах.
1
2
3
1
1
А за вдохновением Такаси Мураками ходит в магазинчики для фанатов аниме. Все игрушки оттуда. Их тысячи. Охрана пропускает вдоль столов с игрушками по два человека, предупреждая, что руки и сумки нужно держать перед собой.
2
1
По окончании выставки можно пройти в мастерскую художника, надев одноразовые носочки и шлепанцы. Она находится слева от входа за серым занавесом.
В этом то ли фанерном, то ли картонном домике Мураками спал, чтобы не тратить время на поездки.
Стоит сходить и в туалет под лестницей, он тоже весь «в цветочек». Можно купить сувениры с выставки, но цены, естественно, большие. Можно посидеть в кафе, но при мне свободных мест не было.
Выставка оставила двойственное впечатление: с одной стороны, все такое яркое и праздничное; с другой стороны, эта яркость действовала угнетающе. К тому же, в отдельном зале висят фото с ядерных бомбардировок — жутко.