В 1910 году в Российской империи впервые поднялись в небо самолеты, в 1912 году был получен первый опыт использования боевого самолета.
12 августа 1912 года по Военному ведомству Российской империи издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. По-этому, 12 августа принято считать началом создания военной авиации России!
В 1932 году в поселке Монино в Щелковском районе Московской области был построен аэродром, где сначала базировались тяжелые бомбардировщики. В 1940 году там же была открыта Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии (с 1968 года — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина).
В 1956 году аэропорт был закрыт, а академия в 2010 году была передислоцирована в город Воронеж.
Музей Военно-воздушных сил основан в 1958 году приказом Главнокомандующего ВВС маршала авиации Константина Андреевича Вершинина. Сначала это была выставка авиации при академии, позже, 23 февраля 1960 года открылся Музей ВВС, ставший крупнейшим в России.
Основное здание музея располагается в бывшем теплом ангаре аэродрома и прилегающих к нему помещениях.
1 из 3
В основном здании музея представлены экспозиции «Зарождение и развитие воздухоплавания и авиации России», «ВВС в годы мирного строительства», «Самолеты Великой Отечественной войны».
Первый в СССР скоростной истребитель-моноплан И-16, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Николая Николаевича Поликарпова (ОКБ им. Н. Н. Поликарпова) в 1933 году. Истребитель И-16 использовался в боях в Испании, Китае, Монголии, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
1
И-16
Обширная коллекция музей включает в себя 194 летательных аппаратов, 118 авиационных двигателей, 409 моделей летательных аппаратов, 3531 образец вооружения. Всего в музее представлено более 52000 единиц хранения.
1 из 2
Отечественные авиационные двигатели.
1 из 3
Двигатель Огнеслава Костовича, 1889 г.
Зарубежные авиационные двигатели.
1 из 3
Двигатель Райт Б (Германия), 1910 г.
Модели летательных аппаратов.
1 из 3
1
Модель самолета С-16, 1915 г.
Ангар № 6 — экспозиция «Самолеты Великой Отечественной войны».
Фронтовой истребитель Ла-7, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Семена Алексеевича Лавочкина в 1944 году. На этом самолете трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб сбил 17 самолетов противника.
Ла-7
Фронтовой истребитель МиГ-3, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Артема Ивановича Микояна (ОКБ им. А. И. Микояна) в 1940 году.
МиГ-3
Ночной легкий бомбардировщик По-2, разработанный в ОКБ им. Н. Н. Поликарпова в 1927 году. Самолеты По-2 широко использовались в учебных, санитарных, транспортных, бомбардировочных, корректировочных и разведывательных целях. Построено более 40000 самолетов данной модели.
1
По-2
Истребитель И-16, разработанный в ОКБ им. Н. Н. Поликарпова в 1933 году. Первый в СССР скоростной истребитель-моноплан с убирающимися шасси.
1
И-16
Бронированный штурмовик Ил-2, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Сергея Владимировича Ильюшина (ОКБ им. С. В. Ильюшина) в 1939 году. Самый массовый штурмовик — всего выпущено 36163 самолета. Оружие Победы № 1, фашисты называли штурмовик Ил-2 — «Черной смертью».
1
Ил-2
1 из 3
Пикирующий бомбардировщик Пе-2, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Владимира Михайловича Петлякова в 1939 году. Единственный серийный пикирующий фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны. Всего построено 11420 самолетов данной модели.
Пе-2
Ближний бомбардировщик Су-2, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Павла Осиповича Сухого (ОКБ им. П. О. Сухого) в 1938 году. Всего было выпущено 800 самолетов данной модели.
Су-2
Скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Андрея Николаевича Туполева (ОКБ им. А. Н. Туполева) в 1934 году. Скоростной бомбардировщик (СБ) использовался в боях в Испании, Китае, Монголии, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.
СБ (АНТ-40)
Дальний бомбардировщик ДБ-3, разработанный в ОКБ им. С. В. Ильюшина в 1936 году. Представленный самолет был найден в Уссурийской тайге, в 1989 году отреставрирован и передан музею.
1
ДБ-3
Также в экспозиции «Самолеты Великой Отечественной войны» представлены модели стран-союзников по антигитлеровской коалиции.
Штурмовик и бомбардировщик А-20G «Бостон», разработанный конструкторским бюро «Дуглас» в США в 1939 году. В период Великой Отечественной войны в СССР поставлено 2770 самолетов данной модели.
А-20G Бостон
Военно-транспортный самолет Ли-2 разработан в 1938 году, выпускался по лицензии США на самолет DC-3 (КБ «Дуглас»). Советские ВВС получили 2000 самолетов данной модели, которые использовались в пассажирских, транспортных, санитарных и десантных целях.
Ли-2
В одном из залов демонстрируются экспонаты периода «холодной войны».
Богатейшая коллекция авиационной техники расположена на открытой стоянке — это экспозиция «Авиационная техника послевоенного периода».
1 из 3
Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1947 году. Модель Ту-4 разработана на основе американского бомбардировщика В-29. Это был первый в СССР носитель ядерного оружия.
Ту-4
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22 М, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1969 году. Первый советский серийный сверхзвуковой дальний бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.
Ту-22М
Фронтовой бомбардировщик Ил-28, разработанный в ОКБ им. С. В. Ильюшина в 1948 году. Один из первых реактивных бомбардировщиков, который являлся носителем ядерного оружия. Также использовался как разведчик, торпедоносец, буксировщик.
Ил-28
Ударно-разведывательный самолет Су-100, разработанный в ОКБ им. П. О. Сухого в 1972 году. В данной модели впервые в мире применена система дистанционного управления по трем каналам с четырех-кратным резервированием.
2
Су-100
Многофункциональный истребитель Су-35, разработанный в ОКБ им. П. О. Сухого в 1992 году.
1
Су-35
Военно-транспортный самолет Ан-12, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Олега Константиновича Антонова (ОКБ им. О. К. Антонова) в 1957 году. На этом самолете установлено 39 мировых рекордов высоты и скорости.
1
Ан-12
Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей», разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова в 1965 году. Первый в мире широкофюзеляжный и крупнейший для своего времени самолет.
Ан-22 Антей
Корабельный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Александра Сергеевича Яковлева в 1970 году. Первую посадку на палубу крейсера «Москва» штурмовик совершил 18 ноября 1972 года.
Як-38
Стратегический бомбардировщик Ту-95, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1952 году. За 40 лет службы на базе Ту-95 были подготовлены различные модификации — дальний разведчик, самолет разведки и целеуказания кораблям ВМФ, ракетоносец, противолодочный самолет, летающая лаборатория.
1
Ту-95
Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1968 году. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1983 году работы по дальнейшей модернизации и использованию Ту-144 были прекращены.
Ту-144
Истребитель-перехватчик МиГ-31, разработанный в ОКБ им. А. И. Микояна в 1975 году. Первый истребитель, перелетевший через Северный полюс.
МиГ-31
Аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета (изделие «105–11»), разработанный в ОКБ им. А. И. Микояна в 1976 году.
ЭПОС
Тяжелый транспортный вертолет Ми-12, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Михаила Леонтьевича Миля (ОКБ им. М. Л. Миля) в 1967 году. Рекорд грузоподъемности вертолета — 40 тонн на высоту 2250 метров.
1
Ми-12
Противопожарный вертолет Ми-6ПЖ2, разработанный в ОКБ им. М. Л. Миля в 1971 году.
2
Ми-6ПЖ2
Транспортно-боевой вертолет Ми-24В, разработанный в ОКБ им. М. Л. Миля в 1972 году, использовался в локальных военных конфликтах, поставлялся за рубеж.
Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», сконструированный Игорем Ивановичем Сикорским в 1913 году. Первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик. Использовался в Первой мировой войне.
Илья Муромец
Разведчик-бомбардировщик «Вуазен» («Voisin»), разработанный французским конструктором Габриелем Вуазеном в 1914 году. Состоял на вооружении авиации России в годы Первой мировой и гражданской войн. Серийно собирался на отечественных авиазаводах.
Вуазен (Voisin)
Самолет рекордной дальности АНТ-25, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1933 году. Мировой рекордсмен своего времени по дальности беспосадочного полета.
АНТ-25
Фронтовой истребитель МиГ-15 бис, разработанный в ОКБ им. А. И. Микояна в 1949 году, успешно применялся в войне в Корее.
МиГ-15 бис
Аэросани «Север-2», разработанные в опытно-конструкторском бюро имени Николая Ильича Камова в 1959 году. Автомобиль «Победа» с авиационным мотором АИ-14, установленный на лыжи, использовался для почтовых и пассажирских рейсов в районах Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.
1
Север-2
1
Ангар №8
В Центральном музее ВВС я был раньше, в 2002 или 2003 году, когда учился в старших классах школы. На тот момент он мне показался скучным, серым, ржавым. Нынешнее состояние и содержание музея нас приятно удивили!
3
Адрес Центрального музея ВВС России: Московская область, Щелковский район, поселок Монино, улица Музейная, 1. Время работы музея можно уточнить на сайте https://cmvvs.ru/