Центральный музей Военно-воздушных сил

В 1910 году в Российской империи впервые поднялись в небо самолеты, в 1912 году был получен первый опыт использования боевого самолета.

12 августа 1912 года по Военному ведомству Российской империи издан приказ, согласно которому вводился в действие Штат воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба. По-этому, 12 августа принято считать началом создания военной авиации России!

В 1932 году в поселке Монино в Щелковском районе Московской области был построен аэродром, где сначала базировались тяжелые бомбардировщики. В 1940 году там же была открыта Военно-воздушная академия командного и штурманского состава ВВС Красной Армии (с 1968 года — Военно-воздушная академия имени Ю. А. Гагарина).

В 1956 году аэропорт был закрыт, а академия в 2010 году была передислоцирована в город Воронеж.

Музей Военно-воздушных сил основан в 1958 году приказом Главнокомандующего ВВС маршала авиации Константина Андреевича Вершинина. Сначала это была выставка авиации при академии, позже, 23 февраля 1960 года открылся Музей ВВС, ставший крупнейшим в России.

Основное здание музея располагается в бывшем теплом ангаре аэродрома и прилегающих к нему помещениях.

1 из 3
Центральный музей Военно-воздушных сил
 

В основном здании музея представлены экспозиции «Зарождение и развитие воздухоплавания и авиации России», «ВВС в годы мирного строительства», «Самолеты Великой Отечественной войны».

Первый в СССР скоростной истребитель-моноплан И-16, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Николая Николаевича Поликарпова (ОКБ им. Н. Н. Поликарпова) в 1933 году. Истребитель И-16 использовался в боях в Испании, Китае, Монголии, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.

1
И-16
И-16

Обширная коллекция музей включает в себя 194 летательных аппаратов, 118 авиационных двигателей, 409 моделей летательных аппаратов, 3531 образец вооружения. Всего в музее представлено более 52000 единиц хранения.

1 из 2
Центральный музей Военно-воздушных сил
 

Отечественные авиационные двигатели.

1 из 3
Двигатель Огнеслава Костовича, 1889 г.
 
Двигатель Огнеслава Костовича, 1889 г.

Зарубежные авиационные двигатели.

1 из 3
Двигатель Райт Б (Германия), 1910 г.
 
Двигатель Райт Б (Германия), 1910 г.

Модели летательных аппаратов.

1 из 3
Модель самолета С-16, 1915 г.

Ангар № 6 — экспозиция «Самолеты Великой Отечественной войны».

Центральный музей Военно-воздушных сил

Фронтовой истребитель Ла-7, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Семена Алексеевича Лавочкина в 1944 году. На этом самолете трижды Герой Советского Союза Иван Никитович Кожедуб сбил 17 самолетов противника.

Ла-7
Ла-7

Фронтовой истребитель МиГ-3, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Артема Ивановича Микояна (ОКБ им. А. И. Микояна) в 1940 году.

МиГ-3
МиГ-3

Ночной легкий бомбардировщик По-2, разработанный в ОКБ им. Н. Н. Поликарпова в 1927 году. Самолеты По-2 широко использовались в учебных, санитарных, транспортных, бомбардировочных, корректировочных и разведывательных целях. Построено более 40000 самолетов данной модели.

1
По-2
По-2

Истребитель И-16, разработанный в ОКБ им. Н. Н. Поликарпова в 1933 году. Первый в СССР скоростной истребитель-моноплан с убирающимися шасси.

1
И-16
И-16

Бронированный штурмовик Ил-2, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Сергея Владимировича Ильюшина (ОКБ им. С. В. Ильюшина) в 1939 году. Самый массовый штурмовик — всего выпущено 36163 самолета. Оружие Победы № 1, фашисты называли штурмовик Ил-2 — «Черной смертью».

1
Ил-2
Ил-2

1 из 3
Центральный музей Военно-воздушных сил
 

Центральный музей Военно-воздушных сил

Пикирующий бомбардировщик Пе-2, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Владимира Михайловича Петлякова в 1939 году. Единственный серийный пикирующий фронтовой бомбардировщик Великой Отечественной войны. Всего построено 11420 самолетов данной модели.

Пе-2
Пе-2

Ближний бомбардировщик Су-2, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Павла Осиповича Сухого (ОКБ им. П. О. Сухого) в 1938 году. Всего было выпущено 800 самолетов данной модели.

Су-2
Су-2

Скоростной бомбардировщик СБ (АНТ-40), разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Андрея Николаевича Туполева (ОКБ им. А. Н. Туполева) в 1934 году. Скоростной бомбардировщик (СБ) использовался в боях в Испании, Китае, Монголии, в советско-финской и Великой Отечественной войнах.

СБ (АНТ-40)
СБ (АНТ-40)

Дальний бомбардировщик ДБ-3, разработанный в ОКБ им. С. В. Ильюшина в 1936 году. Представленный самолет был найден в Уссурийской тайге, в 1989 году отреставрирован и передан музею.

1
ДБ-3
ДБ-3

Также в экспозиции «Самолеты Великой Отечественной войны» представлены модели стран-союзников по антигитлеровской коалиции.

Штурмовик и бомбардировщик А-20G «Бостон», разработанный конструкторским бюро «Дуглас» в США в 1939 году. В период Великой Отечественной войны в СССР поставлено 2770 самолетов данной модели.

А-20G Бостон
А-20G Бостон

Военно-транспортный самолет Ли-2 разработан в 1938 году, выпускался по лицензии США на самолет DC-3 (КБ «Дуглас»). Советские ВВС получили 2000 самолетов данной модели, которые использовались в пассажирских, транспортных, санитарных и десантных целях.

Ли-2
Ли-2

В одном из залов демонстрируются экспонаты периода «холодной войны».

Центральный музей Военно-воздушных сил
Центральный музей Военно-воздушных сил

Богатейшая коллекция авиационной техники расположена на открытой стоянке — это экспозиция «Авиационная техника послевоенного периода».

1 из 3
Центральный музей Военно-воздушных сил
 

Дальний тяжелый бомбардировщик Ту-4, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1947 году. Модель Ту-4 разработана на основе американского бомбардировщика В-29. Это был первый в СССР носитель ядерного оружия.

Ту-4
Ту-4

Сверхзвуковой дальний бомбардировщик Ту-22 М, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1969 году. Первый советский серийный сверхзвуковой дальний бомбардировщик с крылом изменяемой стреловидности.

Ту-22М
Ту-22М

Фронтовой бомбардировщик Ил-28, разработанный в ОКБ им. С. В. Ильюшина в 1948 году. Один из первых реактивных бомбардировщиков, который являлся носителем ядерного оружия. Также использовался как разведчик, торпедоносец, буксировщик.

Ил-28
Ил-28

Ударно-разведывательный самолет Су-100, разработанный в ОКБ им. П. О. Сухого в 1972 году. В данной модели впервые в мире применена система дистанционного управления по трем каналам с четырех-кратным резервированием.

2
Су-100
Су-100

Многофункциональный истребитель Су-35, разработанный в ОКБ им. П. О. Сухого в 1992 году.

1
Су-35
Су-35

Военно-транспортный самолет Ан-12, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Олега Константиновича Антонова (ОКБ им. О. К. Антонова) в 1957 году. На этом самолете установлено 39 мировых рекордов высоты и скорости.

1
Ан-12
Ан-12

Тяжелый военно-транспортный самолет Ан-22 «Антей», разработанный в ОКБ им. О. К. Антонова в 1965 году. Первый в мире широкофюзеляжный и крупнейший для своего времени самолет.

Ан-22 Антей
Ан-22 Антей

Корабельный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Александра Сергеевича Яковлева в 1970 году. Первую посадку на палубу крейсера «Москва» штурмовик совершил 18 ноября 1972 года.

Як-38
Як-38

Стратегический бомбардировщик Ту-95, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1952 году. За 40 лет службы на базе Ту-95 были подготовлены различные модификации — дальний разведчик, самолет разведки и целеуказания кораблям ВМФ, ракетоносец, противолодочный самолет, летающая лаборатория.

1
Ту-95
Ту-95

Сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1968 году. Первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. В 1983 году работы по дальнейшей модернизации и использованию Ту-144 были прекращены.

Ту-144
Ту-144

Истребитель-перехватчик МиГ-31, разработанный в ОКБ им. А. И. Микояна в 1975 году. Первый истребитель, перелетевший через Северный полюс.

МиГ-31
МиГ-31

Аналог экспериментального пилотируемого орбитального самолета (изделие «105–11»), разработанный в ОКБ им. А. И. Микояна в 1976 году.

ЭПОС
ЭПОС

Тяжелый транспортный вертолет Ми-12, разработанный в опытно-конструкторском бюро имени Михаила Леонтьевича Миля (ОКБ им. М. Л. Миля) в 1967 году. Рекорд грузоподъемности вертолета — 40 тонн на высоту 2250 метров.

1
Ми-12
Ми-12

Противопожарный вертолет Ми-6ПЖ2, разработанный в ОКБ им. М. Л. Миля в 1971 году.

2
Ми-6ПЖ2
Ми-6ПЖ2

Транспортно-боевой вертолет Ми-24В, разработанный в ОКБ им. М. Л. Миля в 1972 году, использовался в локальных военных конфликтах, поставлялся за рубеж.

2
Ми-24В
Ми-24В

Ангар № 8 — экспозиция «Уникальные летательные аппараты».

1 из 2
Центральный музей Военно-воздушных сил
 

Тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец», сконструированный Игорем Ивановичем Сикорским в 1913 году. Первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик. Использовался в Первой мировой войне.

Илья Муромец
Илья Муромец

Разведчик-бомбардировщик «Вуазен» («Voisin»), разработанный французским конструктором Габриелем Вуазеном в 1914 году. Состоял на вооружении авиации России в годы Первой мировой и гражданской войн. Серийно собирался на отечественных авиазаводах.

Вуазен (Voisin)
Вуазен (Voisin)

Самолет рекордной дальности АНТ-25, разработанный в ОКБ им. А. Н. Туполева в 1933 году. Мировой рекордсмен своего времени по дальности беспосадочного полета.

АНТ-25
АНТ-25

Фронтовой истребитель МиГ-15 бис, разработанный в ОКБ им. А. И. Микояна в 1949 году, успешно применялся в войне в Корее.

МиГ-15 бис
МиГ-15 бис

Аэросани «Север-2», разработанные в опытно-конструкторском бюро имени Николая Ильича Камова в 1959 году. Автомобиль «Победа» с авиационным мотором АИ-14, установленный на лыжи, использовался для почтовых и пассажирских рейсов в районах Сибири, Дальнего Востока, Казахстана.

1
Север-2
Север-2
1
Ангар №8
Ангар №8

В Центральном музее ВВС я был раньше, в 2002 или 2003 году, когда учился в старших классах школы. На тот момент он мне показался скучным, серым, ржавым. Нынешнее состояние и содержание музея нас приятно удивили!

3
Центральный музей Военно-воздушных сил

Адрес Центрального музея ВВС России: Московская область, Щелковский район, поселок Монино, улица Музейная, 1. Время работы музея можно уточнить на сайте https://cmvvs.ru/

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Центральный музей ВВС РФ

ул. Музейная, пос. Монино Подробнее об объекте