Музей Анатолия Зверева — лучшего рисовальщика по мнению Пабло Пикассо; получившего золотую медаль в 1957 году из рук Сикейроса, художника-самоучки — находится в Москве по адресу: 2 Тверская-Ямская, 20–22. По этому адресу и направилась, чтобы посмотреть выставку «Мой учитель Леонардо».
Неприметная дверь, но зато примечателен желтый балкончик, который может служить ориентиром.
Это 11-й проект музея, посвященный художнику Анатолию Звереву. На выставке представлено более 170 самых разных работ этого необычного художника, родившего в Москве в 1931 году в многодетной семье, где было 10 детей (остались живы трое: Анатолий и две его сестры).
Из входа почти сразу попадаешь в первый зал музея, справа в небольшом уголке касса и одновременно книжная лавка, хорошая книжная лавка. В музее составлен очень интересный аудиогид, который дают бесплатно (очень удобно ходить по залам и слушать интересные истории о необычном художнике).
Ну что, начнем?
Каждая стена зала посвящена определенной теме. Начнем с животных, которых Анатолий любил рисовать. А рисовал он всем: если не было красок — в ход шли кетчуп и горчица. Не было кисточки — в ход шли пальцы.
На выставке представлены работы, много работ, выполненных тушью и гуашью. Выбираю несколько.
Сестра Зинаида вспоминала, что когда семья возвратилась из эвакуации, брат спал 2–3 часа в сутки, в остальное время занимался рисованием, ходил по музеям, в зоопарк, ездил на этюды в Подмосковье.
Анатолий Зверев закончил семилетку, поступил в ремесленное училище и закончил его по специальности маляр-альфрейщик. Следующий этап учебы — художественное училище 1905 года, которое он не закончил. Версий отчисления несколько: 1) рисовал голых девушек на обратной стороне портретов вождей;2) за непотребный внешний вид; 3) не хотел слушаться преподавателей. Выбрать можно любую.
Следующая стена — автопортреты. Но сначала немного о том, как был открыт талант.
После окончания ремесленного училища Зверев (по прозвищу Зверь за неуемный характер) работал в парке Сокольники и занимался в изостудии, которой руководила Н. А. Румнева, ее брат Александр Румнев преподавал пантомиму во ВГИКе. Он то и разглядел в маляре, который расписал детскую площадку в парке Сокольники диковинными животными, талант и познакомил с его работами своих знакомых.
Рисунки и акварели Зверева А. стали продаваться за символическую плату.
А теперь об автопортретах: они все разные, их много, на выставке всего 24, но в них сквозит какая-то грусть, хотя сам художник был обаятельно веселый и азартный. Автопортреты Зверев писал всю жизнь.
Следующая стена: персонажи.
После создания семьи и повления детей Миши и Верочки в творчестве художника появляются портреты детей.
1
Работы на первом этаже написаны в 50–60 годы прошедшего уже века. Возраст художника от 20 до 30 лет, но он уже известен среди московских и питерских интеллектуалов.
В 1963 году А.Зверев написал свою автобиографию, где можно прочитать: «Учителем себе я избрал Леонардо да Винчи». Он прочитал трактаты этого гения и написал свои, в которых он вступил в диалог со своим учителем. Трактаты его можно увидеть на третьем этаже музея и даже почитать. Кто еще были кумирами Зверева? Рембрант и Гойя, Малевич и Матисс, Рафаэль и Веласкес.
Есть на первом этаже еще один уголок, посвященный ню. Совершенные линии, созданные одним росчерком (так мне показалось).
На втором этаже немного другая живопись и другой этап в жизни художника.
Живопись в цвете. Приятное музыкальное сопровождение. Все очень продумано и приятно для восприятия.
Женским портретам посвящена стена этого зала на втором этаже.
Музой Анатолия Зверева стала Ксения (Оксана) Асеева (девичья фамилия Синякова), 1892 года рождения. Да, да, я не ошиблась, разница в возрасте 39 лет.
Дом Синяковых в Харькове в начале 20 века (когда художник еще не родился) был одним из художественных центров Харькова: у них бывали Бурлюк и Хлебников, Маяковский и Асеев, которые были влюблены в сестер Синяковых (их было пять).
Николай Асеев посвящал Ксении-Оксане стихи:
«Я люблю тебя ту самую,
Все нежней и все тесней,-
что назвавшись мне Оксаною,
шла ветрами по весне».
И она стала его женой. Это ей он посвятил стихи: «Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя — сушь. Мне и в жару без тебя — стыть. Мне без тебя и Москва — глушь.»
В 1963 году Н.Асеев умер (они прожили долгую и счастливую жизнь) и в жизни Ксении- Оксаны начался новый этап. Этап музы художника Анатолия Зверева.
Их знакомство состоялось в конце 60-х и описывается примерно так: шли два художника и думали к кому бы зайти выпить. Удачно зашли. Потом были 17 лет вместе: Зверев и Асеева, до самой ее смерти в 1985 году. Как вспоминают их друзья, их отношения были мощны и сложны, но они любили друг друга.
1
Написаны сотни ее портретов, а также стихов, тоже необычных как и портреты, чемоданы стихов. Они опубликованы в изданной музеем книге.
Стена пейзажей, их немного, написаны в 60–70 годы.
Любимые Сокольники, где родился художник.
На третий этаж поднимаюсь в стеклянном лифте, другого пути нет и бросаю последний взгляд на портреты и пейзажи. В душе что-то отзывается.
На третьем этаже можно почитать трактаты Анатолия Тимофеевича Зверева. Люблю интерактивность в музеях: понажимать на разные кнопочки и стрелочки, полистать, почитать.
«Без отдыха и с отдыхом
Пиши, пиши, пиши.
Без роздыха и с роздыхом
Спеши, спеши, спеши!»- очевидно таков был девиз художника, который был плодовит.
Георгий Костаки (1913–1990) — коллекционер, познакомился со Зверевым в середине 50-х годов и художник стал практически членом его семьи. Георгий Дионисович собрал одную из лучших коллекций АЗ.
Автопортреты на третьем этаже — это уже другой художник Зверев, в тельняшке и в ушанке — он изображает себя похожим на Ван Гога.
И после его смерти в 1986 году его стали сравнивать с этим художником.
Вот такой есть необычный музей живописи в центре Москвы недалеко от станции метро Маяковская.