В этот раз в январе 2023 года на сайте правительства Москвы я скачал список музеев, работающих бесплатно на новогодних праздниках. Однако, этот список оказался фейковый.
Как оказалось впоследствии все четыре посещенных мною музея ещё как были платными.
Мало этого, я попал в дом-музей Н. В. Гоголя на Никитском бульваре за два часа до его открытия.
В Яндекс-картах было указано что музей открывается в 10:00, а в реальности открылся он в 12:00. И телефон музея не отвечал.
Ну что же делать?
От нечего делать прогулялся по Старому Арбату в очередной сто первый раз.
В 12:00 я был уже в музее.
2
История здания прослеживается с 17-го века, когда на участке, принадлежавшем сотнику Ивану Бутурлину, были построены первые каменные палаты.
Впоследствии зданием владели семья Алексея Плохово, а также жена тайного советника Мария Салтыкова.
В 1802 году под её руководством был составлен план постройки, объединяющий отдельно стоящие палаты здания. Современные формы придал усадьбе следующий владелец имения — коллежский ассесор Дмитрий Болтин, увеличив в 1809 году её длину с 14 до 22 саженей.
Во время пожара 1812 г. были уничтожены все деревянные постройки во дворе участка, а каменное строение сильно пострадало.
К 1822 году усадьба была перестроена новым владельцем генерал-майором Александром Талызиным, который увеличил размеры участка и видоизменил фасады. Николай Гоголь въехал в усадьбу в 1848-м по приглашению новых владельцев — графов Александра и Анны Толстых. Ему отвели две комнаты в нижнем этаже дома, где писатель прожил до своей смерти в 1852 году.
На кассе я скачал бесплатный код на смартфон и осматривал музей с аудиогидом.
Было очень интересно.
По экспозициям доступен виртуальный тур.
2
Дом-музей Гоголя (официальное название Дом Н. В. Гоголя — мемориальный музей и научная библиотека) — государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы.
Расположен музей в бывшей усадьбе графа Александра Толстого по адресу Никитский бульвар, 7а, где писатель прожил четыре года — с 1848 до своей смерти в 1852-м.
В 1923 году по инициативе Надежды Крупской в здании усадьбы графа А. Толстого на Никитском бульваре (дом № 7) была организована библиотека Наркомпроса.
Через два года после его окончания на первом этаже музея открылись мемориальные комнаты Николая Гоголя, обстановку которых воссоздали по воспоминаниям его современников, а в 1979 году — Городская библиотека № 2 была переименована в Библиотеку имени Н. В. Гоголя.
В фонде библиотеки хранится большая коллекция партитур русских и советских композиторов, более трёхсот томов собраний сочинений прижизненных и посмертных изданий Гоголя, коллекция научных трудов по биографии и научному наследию писателя.
На начало 2018 года музей является единственным центром памяти Гоголя в России.
Музейная экспозиция состоит из шести мемориальных комнат, расположенных на первом этаже здания.
Ежегодно проводится научная конференция «Гоголевские чтения», концерты и художественные выставки.
1
В первом зале (Прихожей) посетителей встречает знаменитая гоголевская шинель.
2
Гоголь не имел своего дома и жил как перекати поле, перевозя вещи и рукописи в этом дорожном сундуке.
1
По замыслу художника и автора экспозиции музея Леонтия Озерова, в каждой комнате есть символическая инсталляция в виде «ведущего» предмета.
В прихожей акцент сделан на сундук, символизирующий частые путешествия Гоголя и его временное пребывание в Москве.
1
Мы во втором зале — ПАРАДНОЙ.
Николай Гоголь впервые посетил Москву в июне 1832 года.
Благодаря знакомству с историком Михаилом Погодиным он был введён в круг литераторов и стал бывать в гостях у Аксакова, Щепкина, Киреевского Хомякова, Черткова, Боткина и других.
В период с 1832 по 1848 год Гоголь неоднократно посещал Москву, останавливаясь у Сергея Шевырёва и Михаила Погодина ссора с которым в 1848 году и послужила поводом для принятия приглашения графа Толстого поселиться в этом доме на Никитском бульваре.
В этой усадьбе писатель продолжил работать над вторым томом «Мёртвых душ», рукопись которого он сжег за несколько дней до своей смерти.
Известно, что в гости к Гоголю приходили Тургенев, Михаил Погодин, Сергей Аксаков, Михаил Щепкин, Смирнова-Россет, Шевырёв.
2
Вот здесь автор «Мертвых душ» творил свои бессмертные шедевры.
«…Первая [комната] вся устлана зеленым ковром, с двумя диванами по двум стенам (1-й от двери налево, а 2-й за ним, по другой стене); прямо печка с топкой, заставленной богатой гардинкой зеленой тафты (или материи) в рамке; рядом дверь у самого угла к наружной стене, ведущая в другую комнату, кажется, спальню, судя по ширмам в ней, на левой руке; в комнате, служащей приемной, сейчас описанной, от наружной стены поставлен стол, покрытый зеленым сукном, поперек входа к следующей комнате (спальне), а перед первым диваном тоже такой же стол».
— Писатель Осип Бодянский.
1
Мы в гостиной.
Часы остановлены здесь на трех часах ночи — времени смерти писателя.
1
1
В гостиной центральным объектом является камин, который связывается с сожжением второго тома «Мёртвых душ».
1
1
Основной проблемой организации экспозиции стало отсутствие мемориальных вещей Гоголя.
В связи с этим, большое количество экспонатов было взято из коллекций близких друзей писателя: диван Александра Островского, стол Михаила Погодина, фаянсовая чернильница — дар художника Элия Билютина — была привезена из Кибинец, где Гоголь проводил время со своей матерью.
1
Мы в кабинете.
2
Интерактивное изображение императора Николая Первого неожиданно для посетителей вдруг «оживает» и начинает хвалить «пьеску» Гоголя «Ревизор».
1
1
1
В кабинете Гоголя стоит кресло, представляющее первое прочтение Гоголем пьесы «Ревизор» перед приглашёнными литераторами.
1
1
Макет Александровского театра, в котором состоялась в 1836 г. премьера комедии «Ревизор».
1
Экспозиция посвященная комедии «Ревизор».
2
2
1
В 3 часа ночи с понедельника на вторник 11—12 февраля 1852 года, то есть в великое повечерие понедельника первой седмицы Великого поста, Гоголь разбудил слугу Семёна, велел ему открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и сжёг. Наутро он рассказал графу Толстому, что хотел сжечь только некоторые вещи, заранее на то приготовленные, а сжёг всё под влиянием злого духа.
Гоголь, несмотря на увещевания друзей, продолжал строго соблюдать пост; 18 февраля слёг в постель и совсем перестал есть. Всё это время друзья и врачи пытаются помочь писателю, но он отказывается от помощи, внутренне готовясь к смерти.
20 февраля врачебный консилиум решается на принудительное лечение Гоголя.
Результатом его явилось окончательное истощение и утрата сил; вечером того же дня писатель впал в беспамятство.
1
Николай Васильевич Гоголь скончался утром в четверг 21 февраля 1852 года, не дожив месяца до своего 43-летия.
1
1
В «Комнате памяти» хранится посмертная маска писателя.
Мы с вами побывали в зале ПАМЯТИ.
1
Следующий — зал ВОПЛОЩЕНИЙ.
Зал воплощений под таинственную музыку позволяет погрузиться в мир произведений великого писателя.
2
«Дуб в Диканьке».
2
«Старосветские помещики».
2
Этим летом я прослушал аудиокнигу «Старосветские помещики» в исполнениии актера Олега Борисова и поэтому мне было волнительно смотреть экспозицию.
2
«Тарас Бульба».
1
«Вий».
«Страшная месть».
1
«Пропавшая грамота».
1
2
«Майская ночь или утопленница».
2
«Ночь перед рождеством».
2
1
«Тарас Бульба».
1
«Нос».
1
«Невский проспект» и «Записки сумасшедшего».
1
1
«Ревизор».
Ниже — «Мертвые души».
1
Помещик Собакевич.
2
Помещик Плюшкин…
2
Бронзовая статуэтка — «Чуб и Панас» из «Ночь перед рождеством».
1
Устроители музея предлагают посетителям сделать пожертвование на подарок музею.
1
«Дом Гоголя» стремится сохранить «культурную память» о писателе. В центре проходят лекции по искусству и литературе, художественные спектакли и концерты, также работает детская студия. Каждый год в доме писателя проходит международная научная конференция «Гоголевские чтения».
В 2017 году в театрально-музыкальной гостиной «Дома Гоголя» открылся кинолекторий «Без ума от музыки», где еженедельно читались лекции по американскому кино 1930–1940-х годов.
В том же году состоялся концерт музыкантов оркестра «Новая Опера» с программой инструментальной и вокальной музыки XVII–XIX веков и кинолекторий, посвящённый фильму Рязанова «Карнавальная ночь».
2018 год начался со спектакля «Мёртвые Души», организованного совместно с театральным объединением «МАР-Т», музыкальной сказки «Сокровища старого сундука» и постановок спектаклей вместе с Греческим культурным центром.
Ирина Монахова считает, что лазерные технологии не должны использоваться в музейной экспозиции, посвящённой жизни Гоголя:
«Всё-таки хочется надеяться, что в дальнейшем музей Гоголя, шагнув из „комнат“ во всё здание, перерастёт сегодняшний „игровой“ период и дозреет до глубокой классической простоты музейного жанра, и тогда Гоголю будет здесь просторно, а вещи второстепенные (технические новшества и спецэффекты) займут более скромное место».
1
Во дворе усадьбы на Никитском бульваре в 1959 году был установлен памятник Гоголю, созданный в 1909 году скульптором Николаем Андреевым и архитектором Шехтелем к 100-летию со дня рождения писателя и стоявший до переноса на Пречистенском (ныне Гоголевском) бульваре.
1
По другую сторону Арбатской площади (которая в 1919 году называлась Гоголевской) находится ещё один памятник писателю работы скульптура Томского, который был установлен в 1952 году, в год столетия со дня смерти писателя.
Прошу обратить внимание что в России власти не сносят памятники украинским писателям в рамках «деукранизации», никто не закрывает музеи, как это делается в одной из бывших союзных республик выбравшей путь «дерусификации, свободы и евроинтеграции».
В 1844 году Гоголь так отвечал на запрос Александры Осиповны Смирновой:
»Скажу вам одно слово насчёт того, какая у меня душа, хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой, — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории их прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собою нечто совершеннейшее в человечестве».
Несомненно, что в творчестве писателя сказались украинские черты. Такими считают особенности его юмора, который остался единственным образцом в своём роде в русской литературе. Как писал А. Н. Пыпин — «украинское и русское начала счастливо слились в этом даровании в одно, в высшей степени замечательное явление».
В переданном со слов Данилевского споре писателя с О. Бодянским о русском языке и творчестве Тараса Шевченко было отражено предположительное понимание поздним Гоголем особенностей русско-украинских отношений.
»Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочению одного, владычного языка для всех родных нам племён. Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров… Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно».
Из этого спора вытекает, что к концу жизни Гоголя волновал не столько национальный вопрос, сколько антагонизм веры и безверия.
А сам писатель склонялся к умеренному панславизму и синтезу славянских культур.
В подготовке материала использованы сведения из Википедии.