День Военно-морского флота в России отмечается в последнее воскресенье июля. Москва не морской город, по-этому, празднования проводятся не такие масштабные как в Севастополе, Санкт-Петербурге, Новороссийске, Мурманске, Североморске, Владивостоке и других морских городах. Тем не менее, в Москве проживает много людей, связанных судьбой с Военно-морским флотом.
На севере Москвы на канале имени Москвы устроен небольшой по столичным меркам музейный комплекс, посвященный Военно-морскому флоту. Это музей истории Военно-морского флота России и подводная лодка, переделанная под музей. На набережной установлены два корабля и несколько экспонатов на морскую тематику.
Пусть в Москве празднования Дня Военно-морского флота не такие масштабные, тем не менее, в этот день у музейного комплекса собираются и служившие матросами, и офицеры высшего ранга.
Перед одним из входов в парк «Северное Тушино» установлена памятная доска и два кораблика. Это то место, где нужно входить в парк и спускаться к набережной.
1 из 2
Музей расположен практически напротив Северного речного вокзала.
2
Спустившись к воде, первым нас встретил амфибийный десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «СКАТ». Катер проектировали в Санкт-Петербурге, строили его в 1969–1974 годах в Зеленодольске и Феодосии. Было выпущено всего 29 катеров, которые использовались не только для высадки десанта, но и для поиска и спасения экипажей космических кораблей при их приводнении в акватории Аральского моря.
1 из 2
1
Десантно-штурмовой катер СКАТ
Следующий экспонат — транспортно-десантный экраноплан «Орленок», который состоял на вооружении Военно-морского флота с 1979 года по 1993 год. Экраноплан использовался для переброски морского десанта, мог взлетать при высоте волн до 2 метров и набирать высоту до 3000 метров.
1 из 2
2
Транспортно-десантный экраноплан Орленок
Рядом с экранопланом для осмотра установлены крупные детали подводных лодок.
1 из 3
1
Гребной винт подводной лодки из бронзы
Памятник адмиралу Федору Федоровичу Ушакову. К памятнику приносят цветы, отдавая дань памяти великому русскому флотоводцу, причисленному к лику Святых.
2
Наиболее интересным объектом в музейном комплексе является подводная лодка проекта 641Б «Сом» — Б-396 «Новосибирский комсомолец». Водоизмещение надводное — 2770 тонн, подводное — 3600 тонн. Длина — 90,2 метра, ширина — 8,6 метра, высота — 12,2 метра, осадка — 6,7 метра. Автономность плавания — до 80 суток.
1 из 3
3
Дизель-электрические подводные лодки проекта 641Б (по классификации НАТО «Tango») предназначались для уничтожения надводных кораблей противника, ведения разведки, прикрытия конвоев и минных постановок.
Подводная лодка спроектирована на ЦКБ МТ «Рубин» в Санкт-Петербурге. С 1973 года по 1982 год в Нижнем Новгороде построено 18 подводных лодок данного проекта.
Подводная лодка состоит из семи отсеков: первый — торпедный, второй и четвертый — жилые и аккумуляторные, третий — центральный пост, пятый — дизельный, шестой — электромоторный, седьмой — агрегатный и жилой.
Из первого, третьего и седьмого отсеков могла осуществляться эвакуация экипажа.
Осмотр подводной лодки начинается с ее носовой части. Первый отсек — торпедный, в котором находятся 6 торпедных аппаратов. На борту могло находиться до 24 торпед или 24 мин.
Стеллажный боезапас находился по правому и левому бортам. В пространстве между стеллажами в свободное от вахты время отдыхали матросы и старшины, для чего были оборудованы три яруса коек на металлических стойках и цепях.
Подводная лодка вооружалась торпедами калибра 533 мм (длина — 8 метров, вес — 2 тонны, скорость — 80 км в час или 45 узлов).
Также через торпедные аппараты мог осуществляться выход подводников на поверхность при аварии на глубине не более 100 метров.
Второй — жилой отсек. Экипаж лодки состоял из 78 человек, из них 17 офицеров.
1 из 4
1
Кают-компания
Третий отсек — центральный пост или главный командный пункт. Отсюда проводилось управление всеми процессами и боевыми частями корабля.
1
Здесь устанавливались системы «Вольфрам» — для управления процессом погружения и всплытия, «Пирит» — для управления носовыми и кормовыми рулями. Из центрального поста осуществлялись выход в боевую рубку, руководство торпедной атакой, визуальное наблюдение за надводной целью через перископы (перископ командира, перископ штурмана).
В рубке штурмана установлен комплекс кораблевождения и навигации для получения данных о местоположении корабля и параметров движения подводной лодки и нанесения их на морские навигационные карты.
В рубке радиометристов установлен комплекс для определения параметров движения надводных целей — курс, пеленг, дистанция. В рубке акустика установлен гидроакустический комплекс (гидролокатор) и антенный комплекс (гидрофоны).
Все автоматизированные комплексы объединялись в систему «БИУС» — боевую информационно-управляющую систему.
Между отсеками таких переходов, как представлено на фотографии ниже, нет. Этот проход прорезали для удобства осмотра музея.
На боевых подводных лодках между отсеками только люки, которые должны быть всегда задраены.
2
Четвертый отсек — аккумуляторный и жилой. Здесь располагались аккумуляторные ямы в два яруса, в каждой яме находилось 112 элементов батареи. Общий вес аккумуляторной батареи составлял 300 тонн. Здесь же в каютах размещались офицеры и мичманы. Сейчас отсек переоборудован под экспозиционный зал.
1
Подводная лодка «Новосибирский комсомолец» совершила 4 боевых похода, потопив 2 транспорта и сторожевой корабль противника.
Макет подводной лодки в масштабе 1:40.
1 из 4
Пятый отсек — дизельный. Подводная лодка оснащалась 3 дизельными двигателями по 1900 л.с. каждый. Максимальная надводная скорость — 13 узлов, подводная — 16,5 узлов.
1 из 2
Шестой отсек — электромоторный, в котором находилось 2 бортовых электромотора по 1350 л.с. каждый, средний электромотор 2700 л.с. и электромотор экономического хода 149 л.с.
1 из 2
Седьмой отсек — агрегатный и жилой. Как и в первом отсеке здесь располагались спальные места для матросов и старшин — 12 коек.
Рабочая глубина погружения составляла 240 метров, предельная глубина погружения — 300 метров. Кормовой входной люк предназначался для выхода экипажа из аварийной подводной лодки. Также в отсеке располагалась станция пожаротушения ВПЛ (воздушно-пенная лодочная).
Музей истории Военно-морского флота России расположен напротив подводной лодки. Для входа на подводную лодку нужно приобрести билет в кассе Музея истории Военно-морского флота России. Вход для детей бесплатный, но им все равно дадут свой билетик.
1 из 2
1 из 2
Учебно-тренировочная торпеда
Начинается экспозиция музея с истории о первой попытке создать подводную лодку. Представлен макет потаенного судна крестьянина Ефима Никонова, который он сконструировал в период царствования Петра I. По задумке Ефима Никонова специальный подводный корабль должен был уничтожать надводные корабли противника как с помощью диверсантов, так и с помощью особых снарядов. Первое испытание проводилось на реке Нева, где потаенный корабль разбился о камни, после чего его разработка прекратилась.
2
Судно Ефима Никонова
Основная часть экспозиции музея рассказывает об истории военно-морского подводного флота. Военно-морской флот России был официально создан после развала СССР в 1992 году. Основателем же русского Военно-морского флота является конечно же Петр I. 30 октября 1696 года боярская дума по представлению царя Петра I приняла постановление «Морским судам быть…», что и является официальной датой основания военного флота России. Действующим главнокомандующим Военно-морским флотом России с 2019 года является адмирал Евменов Николай Анатольевич.
1 из 5
У меня нет возможности пересказывать всю историю Военно-морского флота, так как для этого необходимо проштудировать не одну энциклопедию. Хотел бы остановиться на нескольких интересных экспонатах музея.
Предметы, принадлежащие фон Эльснеру Константину Николаевичу — моряку-подводнику, лейтенанту, командиру подводной лодки «Минога», участнику Первой Мировой войны.
1 из 2
Именной жетон офицерский, в память окончания Морского корпуса и поступления на службу в подводной лодке Минога в 1913 году и знак об окончании военно-морского отдела Николаевской морской академии
2
Адмирал Военно-морского флота СССР, Народный комиссар военно-морского флота СССР, Военно-морской министр СССР, Главнокомандующий Военно-морского флота СССР Кузнецов Николай Герасимович.
3
Николай Герасимович Кузнецов
Днём образования подводного флота России принято считать 19 марта 1906 года, когда Николаем II был подписан указ о выведении из состава миноносных сил двадцати подводных лодок-миноносцев, которые успешно выполняли погружения с 1902 год по 1905 год. В музее представлены макеты основных проектов подводных лодок.
1 из 2
Предметы с АПРК «Курск», трагически затонувшей в 2000 году в Баренцевом море.
1 из 3
Личная книжка
На втором этаже музея интересная коллекция бескозырок разных флотов мира.
1 из 3
ВМФ Великобритании, 1950-2000 гг.
Также на втором этаже выставка художника-мариниста Спиридонова Вадима Владимировича.
1 из 5
2
На внешнем рейде Порт-Артура. Морской дозор, 2022 г.
2
За музеем на набережной установлены еще несколько экспонатов.
1
Чугунный якорь Холла
Выпускное буксируемое устройство «ПАРАВАН» предназначено для обеспечения связи с подводной лодкой, находящейся на глубине до 160 метров.
Выпускное буксируемое устройство ПАРАВАН
Аварийный буй предназначен для определения местонахождения аварийной подводной лодки.
Аварийный буй
Выдвижные устройства подводной лодки. Слева направо: выдвижное устройство МТ-70 для скрытного наблюдения с борта подводной лодки за окружающей обстановкой и определения местонахождения лодки по звездам, выдвижное устройство «Завеса» для избирательного приема оперативной информации, выдвижная антенна «Синтез» для приема и передачи информации с помощью космической связи.
Выдвижные устройства подводной лодки
Прогуливаясь дальше по набережной можно наблюдать только рабочую деятельность Северного речного вокзала.
1 из 2
Вот так, тихо и без шума празднуется День Военно-морского флота в Москве.