Старый автобусный парк с историей еврейского народа
Раньше это был гараж для автобусов, который построили известный архитектор Константин Мельников ( тот самый, от которого на память остался необычный дом-мастерская в виде цилиндра в одном из арбатских переулков) и не менее известный инженер Владимир Шухов ( автор Шуховской телевизионной башни около станции метро Шаболовская).
Было это в начале 20 века и назывался гараж Бахметьевским. В военное время здесь ремонтировали машины и делали детали для "Катюш". После войны гараж опять стал гаражом. В начале 90-х гараж переехал, стал ветшать и требовал ремонта. Долго думали, что же здесь разместить? И теперь в нем Еврейский музей и центр толерантности, в котором вся история еврейского проходит перед глазами. Часто бывают разные выставки. Сейчас в музее две: "Энди Уорхол" ( видела ее раньше) и "Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие". Пришла не в первый раз, здесь бывает много художественных выставок из разных музеев страны, иду смотреть еврейский авангард, но пишу о музее впервые.
Как добраться? Вариантов несколько. Первый раз шла от станции метро "Марьина роща": минут 10, но очень витиевато и спрашивала то и дело дорогу у прохожих. Музей знают, поэтому дорогу нашла быстро. Другой вариант: до метро станция "Новослободская" и далее на трамвае 50 до остановки "ДК МИИТ. Еврейский музей и центр толерантности". Название остановок пишут на табло, так что сложно проехать. От остановки идти совсем чуть-чуть до здания необычной формы: яркий конструктивизм. Этот вариант "как добраться" мне нравится больше.
2
2
Огромное выставочное простанство поражает своими разнообразными инсталяциями, множеством фотографий и видеофильмов.
Интересна комната, где возникают персонажи и ведут диалоги: из небытия возникает еврейская мама и ведет беседу со своим сыном, сначала с маленьким, потом с большим. Такие они еврейские мамы.
Можно посмотреть еврейскую кухню, а также посидеть за столом с известными еврейскими деятелями и посмотреть с ними фильм.
Но обо всем по порядку. Описывать мое странствие по основной экспозиции буду, конечно, выборочно, а выставку о еврейском авангарде покажу потом в фотоальбоме.
Кстати, около кассы есть карта музея, из которой видно, что его форма необычна - это не привычный прямоугольник, а параллелограмм.
Иду смотреть историю этого древнего народа, начиная с корней русского еврейства, хотя в музее показана параллельная история этого народа других стран, даже Марокко и Эфиопии.
На входе слева история с 4 века нашей эры и до начала Великой Отечественной войны,
в центре - экспонаты, посвященные религии, а также разные инсталяции, с правой стороны о послевоенном времени до нынешних дней. Чтобы все это внимательно осмотреть нужен не один день.
1
Большинство нынешних русских евреев являются потомками тех ашкеназских евреев, которые мигрировали из Западной Европы в Восточную. Однако в древности и в Средневековье на территориях, которые позднее отошли к Росийской империи, проживали другие группы евреев. Более полутора тысяч лет назад евреи с Ближнего Востока и из Персии, образовали уникальные по своему характеру общины горских грузинских и бухарских евреев. Оказалась в России и еврейская группа кераимов.
2
В "Повести временных лет" говорится о том времени, когда в 987 году правитель языческой Руси великий князь Руси Владимир Святославич отправил посланцев узнать о разных религиях. Послы вернулись и поведали следующее: религия мусльман печальна и они не пьют хмельного. Это было неприемлемо для Руси по понятным причинам. К религии иудеев ( в то время иудейство исповедовали хазары) Владимир проявил интерес, но после того, как узнал об изгнании евреев, решил, что Бог оставил их. ( Хотя о каком Боге могла идти речь, если Русь была языческая). Посланцы были поражены великолепием христианского Константинополя и посоветовали Владимиру выбрать христанство.
Вера выбрана и отношение к иноверцам было соответствующее. "Нежеланны в наших границах" - таков был вердикт.
1
В Средние века евреи жили в различных королевствах и княжествах Западной и Центральной Европы. Ухудшение отношений к ним стало причиной преследований и изгнаний. Многие евреи отправились в другие земли на восток - в Польшу, несмотря на недоброжелательность польской католической церкви и враждебное отношение граждан-христиан. К середине 17 века польская еврейская община была самой большой.
1
Значимые события 16 века в истории еврейства были таковы.
1
1
В истории еврейского народа был период с названием "Хмельнитчина"- в середине 17 века Богдан Хмельницкий возглавил крупное востание казаков и украинских крестьян: повстанцы нападали на польскую знать, разоряли имения и католические монастыри, а также жестоко расправлялись с евреями, видя в них пособников шляхты.
В России пребывание иудеев ограничивалось со времен Ивана Грозного. Петр Первый заявлял о своем безразличии к вере человека, для него было важно, чтобы человек знал свое дело и был порядочным ( но был против появления новых иудейских общин в империи).
Екатерина Первая повелела в 1727 году изгнать из России всех евреев.
Елизавета Петровна в 1742 году повторила этот указ и на замечание Сената, что эта мера может принести убыток государству, ответила: " От врагов христовых не желаю интересной прибыли".
Потом был период покоя, но уже при Николае 1 была провозглашена новая цель - "слияние евреев с обществом". Для ее воплощения была введена такая принудительная мера как введение массовой воинской повинности для еврейских мальчиков.
Александр Второй провел ряд реформ, которые были направлены на интеграцию евреев в рускую жизнь (были предприняты попытки ввести для еврейского населения русский язык, культуру и обычаи). С 1860 годы был принят закон о возможности проживания вне черт оседлости.
1
Если раньше, еврею нужно было получить специальное разрешение на временный выезд за пределы черты оседлости, то с 1860 года купцы 1 гильдии получили право жить где угодно. Такую же привилегию получили ученые со степенью и ремесленники.
Отмена крепостного права, развитие железных дорог и демографический рост в среде российских евреев ( в 1800 году их было менее 1 млн., в 1897 году - уже 5, 2 млн.) изменили положение в худшую сторону.
В поисках средств к существованию они покидали свои местечки и ехали в крупные города - Одессу, Варшаву, Киев, Вильна, Минск.
1
1
Еврейские купцы в Одессе.
1
Так выглядели крупные города того времени. Можно присесть на лавочку и рассмотреть огромные фотографии.
После убийства Александра Второго в 1881 году началась волна погромов, которые были спровоцированы разными социальными факторами.
О жизни народа в то время можно посмотреть фильм на большом экране, а также короткометражные фильмы (биографии) в компании персонажей русско-еврейской истории, предварительно коснувшись экрана и познакомившись с ними поближе.
1
1
1
1
Иехуда-Лейб Гордон (1831-1892)- выдающийся ивритский поэт 19 века. В его стихах звучал призыв к евреям получать светское образование и становиться полезными для тех стран, в которых они живут.
1
Лев Мартов (1873-1923) - видный деятель Российской социал-демократической партии (РСДРП). В 1903 году разошелся во взглядах с Ленином и стал лидером меньшиков. Внук издателя Александра Цедербаума. Странно, что не написано его имя Юлий Осипович Цедербаум, а только псевдоним. После революции жил в Берлине.
1
Исаак Левитан (1870-1900) - выдающийся мастер русского пейзажа, получал заказы от знатных лиц империи, включая царскую семью. Тем не менее несколько раз высылался из Москвы во время выселения евреев из города.
В музее много фотографий, посвященных знаменитым евреям того времени, которые занимались банковским делом, юриспруденцией, музыкой. Среди знакомых имен: семья Гнесиных. Сестры Гнесины ( Евгения, Елена, Мария, Елизавета и Ольга) - музыканты и педагоги, основали в 1895 году в Москве музыкальную школу, которая стала потом комплексом музыкальных учреждений. Российская академия музыки Гнесиных сейчас известна во всем мире.
1
1
1
А потом случилась революция и послереволюционное время, о котором тоже можно посмотреть фильм.
1
Этому периоду с 4 века до начала войны посвящено все выставочное пространство с левой стороны от входа в этот огромный бывший гараж для автобусов.
В середине этого огромного пространства кинозал, а также ряд витрин посвящен Торе и ее священным текстам.
1
1
Чехол для Свитка Торы. Бессарабия. 1925 год. По обычаям ашхеназских евреев, для хранения Свитков Торы изготавливался чехол из дорогой материи с богатой вышивкой.
Инсталяция кухни и комнаты, рассказ о еврейских местечках, которые называли штетл и как там жили, много разных историй и экспонатов из обыденной жизни.
1
1
1
1
Как указано в аннотации к еврейскому местечку, за всю историю еврейских скитаний нигде евреи не чувствовали себя столь комфортно, как в штетле.
К рыночной площади штетла примыкали главная синагога, дом учения, помещения для ритуального омовения, за ними располагались небольшие молельные дома и школы, ремесленные мастерские и лавки, богадельни и жилые дома - от лачуг бедняков до особняков процветающих евреев, которые возглавляли общины.
Почти в каждом местечке черты оседлости был штибл - хасидский молитвенный дом ( хасизм одно из ведущих направлений в иудаизме, возник в 18 веке).
1
Религиозное обучение было важной ценностью в местечке и большинство детей получали ( по меньшей мере) начальное образование в хедере ( религиозная начальная школа).
Пространство о войне - это боковая часть стены бывшего гаража, место не для слабонервных. Документальный фильм о начале войны, об убийствах и зверствах, Бабий Яр и статистика убитых евреев по городам. Звучат стихи Евгения Евтушенко "Бабий Яр".
1
1
1
Невозможно остаться равнодушным и не почувствовать боль.
Настоящий танк и настоящий самолет и много документальных и других экспонатов.
1
1
Знакомую по фильмам желтую нашивку в виде шестиконечной звезды можно увидеть в одной из витрин музея. Идея об этом исходила от Главного начальника безопасности Рейнхарда Гейдриха, а воплотил ее комендант польского города Влоцлавека.
1
Фотографии партизан и плакаты немецкой пропаганды, много подлинных документов ( письма и открытки с фронта, похоронки и многое другое).
1
1
Аба Ковнер (1918-1987)- командир объединенного партизанской организации в Вильнюсе ( фотография сделана после взятия города войсками Красной армии).
1
Во время войны и после было много написано замечательных стихотворений советскими поэтами-евреями и их можно послушать. Стихотворение Семена Гудзенко "Перед атакой" читает Владимир Высоцкий.
"Когда на смерть идут,- поют,
а перед этим можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою - час ожидания атаки...".
Юлия Друнина - "Целовались", Давид Самойлов - "Сороковые", а сколько было написано песен на музыку Матвея Блантера : "В лесу прифронтовом", "Враги сожгли родную хату" и многие другие. А "Катюша" ? Тоже на музыку Матвея Блантера и на стихи Михаила Исаковского.
Все это можно послушать, никому не мешая, а также посмотреть короткометражный фильм об этих людях.
1
1
Матвей Блантер (1903-1990)- автор многих известных песен, а "Катюша" стала поистине народной.
1
Полина Гельман (1919-2005) - советская летчица, совершившая в годы Великой Отечественной войны более 800 боевых вылетов в составе женского гвардейского Таманского авиаполка легких ночных бомбардировщиков. Его летчиц называли "ночными ведьмами". В 1946 году была удостоена Звания Героя Советского Союза.
Писатели Илья Эренбург и Василий Гроссман, фотографы Евгений Халдей и Дмитрий Бальтерманц, как и сотни других евреев - военных журналистов и фотокорреспондентов, были глазами и голосом советского народа.
Военным корреспондентом был Александр Бродский, отец поэта Иосифа Бродского.
Под редакцией генерал-майора Давида Ортенберга выходила самая читаемая газета во время войны "Красная звезда".
1
Многие не вернулись с войны и зал памяти напоминает об этом.
1
Во время войны советские еврейские деятели культуры собирали и пытались опубликовать документальные свидетельства о Холокосте на территории СССР и подготовили "Черную книгу".
В СССР она была запрещена, но сейчас издана и ее можно прочитать.
1
Размышления о прошлом и будущем можно послушать из уст разных известных деятелей еврейского народа.
1
Война закончилась и началась мирная жизнь.
1
Празднование Победы на Красной площади.
Много трогательных фотографий о возвращении домой.
А дальше было создание самостоятельного Еврейского государства: в 1948 году в Москву прибыл первый посол Израиля в СССР Голда Меир ( в книжной серии "Женщина - миф" издано интересное описание ее жизни).
И все бы ничего, но потом появились "безродные космополиты", дело "врачей-убийц" и так далее.
1
Воссоздана мрачная камера Лубянки, через которую прошли члены Еврейского комитета, а также другие именитые арестанты: Николай Бухарин, Осип Мандельштам, Всеволод Мейерхольд, шведский дипломат Рауль Валленберг, который во время войны спас тысячи евреев.
1
Еврейский антивоенный комитет был создан в 1942 году. В 1948 году был распущен как "гнездо шпионов" и рассадник "антисоветской агитации". Следствие велось более трех лет. В 1952 году 13 обвиняемых были приговорены к расстрелу. Из подсудимых по этому делу удалось выжить лишь Лине Штерн (1878-1968). Первую в СССР женщину-академика приговорили к 3,5 годам лишения свободы.
1
А далее правая стена выставочного пространства занята фотографиями, документами и видеофрагментами о современной жизни еврейского народа.
Но поскольку лимит фото закончился, далее пойдет текст о еврейских праздниках и другая интересная для меня ( а может быть и для вас) информация ( люблю узнавать что-то новое). В таких посещениях музеев всегда намечаю планы: куда съездить, что почитать и посмотреть.