Особняк был построен архитектором Карлом Карловичем Гиппиусом по заказу известного мецената и основателя театрального музея Алексея Александровича Бахрушина.
Особняк был построен архитектором Карлом Карловичем Гиппиусом по заказу известного мецената и основателя театрального музея Алексея Александровича Бахрушина.
Сохранился уникальный акварельный рисунок особняка Бахрушиных с автографом К. К. Гиппиуса, он храниться в запасниках театрального музея А. А. Бахрушина.
Виды особняка с улицы Лужнецкой, ныне улица Бахрушина.
Вход в особняк Бахрушиных. Культурный слой Москвы поднялся с 19 века почти на метр и поэтому необходимо спускаться вниз по ступенькам, чтобы попасть в особняк Бахрушиных.
План особняка Бахрушиных и эскизы его фрагментов, подготовленные К. К. Гиппиусом с утвержающей личной печатью А. А. Бахрушина и редкие фотографии интерьеров дома из запасников театрального музея.
Бахрушины были богатейшими московскими купцами. Они занимались кожевенным и суконно-ткацким производством, жили в Замоскворечье и здесь же были расположены их фабрики. В те времена это была окраина Москвы и здесь разрешалось размещать производство кожевенных дел мастерам и кузнецам. От того времени остались названия Кожевнической улицы, одноименных переулков и проезда, а также название всего московского района Кожевники. Также здесь селились татары, а предки Бахрушиных были из татар, и здесь также есть улица Татарская. Дед А. А. Бахрушина Алексей Федорович переехал с семьей в Москву в 1821 году, быстро развернулся и уже через 15 лет числился в списках московского купечества. Его особняк с большим земельным участком был расположен на площади Зацепа за Павелецким вокзалом. От его дома практически ничего не осталось, за исключением 2-х флигелей, это строения № 6 и № 8 по Кожевнической улице. На месте особняка сегодня построен офисный центр «Открытие Брокер».
Место где располагалось фамильное имение Бахрушиных
Земля, на которой стоит Павелецкий вокзал, также принадлежала семье Бахрушиных и когда в 1900 году царское правительство задумало на этом месте построить вокзал, то ему пришлось выкупать землю под вокзал у семьи Бахрушиных. На месте парка, который был разбит в фамильном имении Бахрушиных, сегодня расположен музей РЖД, оказывается есть сегодня такой музей в Москве. Внимания заслуживает красивое здание с башенкой по адресу ул.1-ая Кожевническая, д.1, здесь была гостиница Бахрушиных. Сегодня здесь очередной офисный центр и свободного доступа в него нет, во внутреннем дворике еще сохранилось образцы украшения здания.
Дом с башенкой по адресу Ул. Кожевническая, д.1, где располагалась гостиница Бахрушиных
Музей РЖД на месте парка дома Бахрушиных
Сразу за гостиницей весь квартал до Водоотводного канала занимали фабрики Бахрушиных. Фабрики были оснащены самым передовым оборудованием, качество кожаных изделий было высокое и они поставлялись в том числе в Европу. После революции все фабрики были национализированы, а в советские времена здесь была расположена фабрика «Парижская коммуна». Сегодня здесь сплошные офисные здания.
Родственники Бахрушиных селились как правило поблизости от родового гнезда, например, сохранился прекрасный особняк дяди А. А. Бахрушина Константина Петровича, расположенный по адресу Новокузнецкая улица дом 27/6 строение 1. Его также оформил архитектор К. К. Гиппиус. С 1933 года и по настоящее время здесь находится Московская городская прокуратура и доступа туда разумеется нет.
Отец А. А. Бахрушина Александр Алексеевич был управляющим семейной кожевенной фабрикой и вникал во все детали производства, говорят, что два раза в день лично обходил все производство и знал поименно большинство рабочих. Бахрушины особенно разбогатели во время русско-турецкой войны, т. к. были поставщиками кожевенных изделий в русскую армию. Московский род Бахрушиных был сказочно богат, только на благотворительные цели они передали 5 млн. российских золотых рублей, это по современному курсу соответствует сумме в 26 млрд. рублей. Но при этом жили достаточно скромно, много строили в Москве, утверждается, что половина Тверской улицы застроено на бахрушинские деньги.
Алексей Александрович Бахрушин, основатель театрального музея, был из третьего поколения московского рода Бахрушиных. Коммерческое дело было уже налажено, деньги поступали регулярно и работать с раннего утра до позднего вечера не было необходимости. С утра до пяти часов дня Алексей бывал на заводе, помогая отцу в делах, а вечера отдавал светской жизни. Увлекался театром, сам играл в любительских спектаклях. Увлекался коллекционированием различных предметов, среди которых были и восточные раритеты и все, что связано с именем Наполеона и т. п., но это были сиюминутные увлечения. А вот коллекционирование театральных раритетов стало страстью всей его жизни. Благодаря этому увлечению А. А. Бахрушина и появилось прекрасное здание на углу бывшей Лужнецкой улицы (с 1959 года улица Бахрушина) и Зацепского вала, которое за красоту и изящество называли в то время «Версаль на Зацепе». У здания было очень выгодное расположение и оно действительно стало украшением Замоскворечья.
Знаменитая фотография 1900-х годов дома Бахрушиных, хранится в запасниках театрального музея
Еще одна старинная фотография дома Бахрушиных
В 1895 году 30-ти летний А. А. Бахрушин женился на 19-ти летней Вере Васильевне Носовой, которая стала его единомышленницей и верной помощницей в деле собирания театральных раритетов. Она была дочерью выходца из купеческого сословия миллионера-суконщика В. Д. Носова. Родители купили для молодоженов дом № 29 по Лужнецкой улице (с 1959 года улица Бахрушина) и земельный участок, на котором в 1898 году архитектором К. К. Гиппиусом для семьи А. А. Бахрушина был построен особняк в готическом стиле. Идея оформления дома в готическом стиле принадлежала видимо А. А. Бахрушину, который часто бывал в Европе и видел оформление зданий в таком стиле. А. А. Бахрушин постоянно вмешивался в ход строительства, он был упрямым и постоянно поправлял архитектора, ведь недаром на семейном гербе Бахрушиных изображен чертополох — символ самостоятельности и упрямства.
Красота в деталях. Герб рода Бахрушиных над входом в особняк.
Цокольный этаж по первоначальному проекту отводился под театральный музей, на втором этаже был расположен кабинет А. А. Бахрушина и жилые помещения. Дом был оборудован весьма современными инженерными коммуникациями. В то время в Москве появилась первая электростанция вблизи Кремля, А. А. Бахрушин смог договориться и за огромные деньги провел электричество в свой особняк. Вслед за электричеством появился телефон и опять за большие деньги А. А. Бахрушин установил телефон в своем доме. Это был первый дом в Замоскворечье, оснащенный электричеством и телефоном. Но и это ещё не всё. В доме был установлен редкий в те времена водогрейный котел, работающий на угле и специальная отопительная система с трубами, вмурованными в стены, которая работает до настоящего времени.
Бюст основателя театрального музея А. А. Бахрушина. Есть шутка смотрителей музея, что это Бахрушин разговаривает по телефону с Кремлем.
Совместно архитектором К. К. Гиппусом и А. А. Бахрушином были созданы уникальные внутренние интерьеры. Готический стиль внутри здания полностью выдержать не удалось, с подачи А. А. Бахрушина здесь появились и восточные мотивы и русский шатровый стиль, поэтому специалисты чаще называют эклектику в качестве основы внутреннего оформления особняка. Доминантой оформления вестибюля, который сохранился в первозданном виде, является резьба по дереву, которую выполнил в стиле модерн известнейший в то время краснодеревщик Султанов. Арочные двери и окна вестибюля, парадная лестница с двумя массивными креслами-тронами в сочетании с тяжёлым темно-коричневым цветом дерева и многочисленными резными элементами с растительными орнаментами вызывают ощущение присутствия в католическом храме. Но оформление потолков в восточном и псевдорусском стиле полная противоположность оформлению стен, дверей и окон, поэтому в целом это эклектика. В вестибюле также сохранились подлинные витражи в двух арочных окнах и зеркало, в которое смотрелись все знаменитые посетители особняка А. А. Бахрушина. Удивительны гобелены или, как их еще называют, шпалеры на стенах вестибюля, им уже более 100 лет, но они не теряют своей красоты. Сохранились почти вся дверная фурнитура особняка А. А. Бахрушина и дверной колокольчик, в который звонили гости дома Бахрушиных, среди которых были Великие князья Романовы, выдающиеся балерины, актёры, режиссёры и писатели рубежа 19–20 века. К сожалению, интерьеры остальных помещений здания утеряны за 20 век, это были нелегкие времена, когда неоднократно стоял вопрос даже о сохранении самого здания.
Вид вестибюля от входа на лестницу, ведущую на жилой этаж особняка
Вид вестибюля в сторону входной двери
Арочное окно с сохранившимися витражами
Арка в псевдорусском и восточном стилях и расписной потолок
Резные украшения вестибюля
Сохранившаяся фурнитура внутренних дверей
Оригинальный дверной звонок особняка Бахрушиных
Испытанием для особняка Бахрушиных стали времена после революции 17-го года. Два года до 1919 года стоял вопрос о сохранении театрального музея в принципе. Затем усилиями Луначарского музей был передан в Наркомпрос, директором музея все-таки назначили А. А. Бахрушина и стали выделять хоть какие-то средства. Особняк национализировали, а семье Бахрушина выделили две небольшие комнаты, где раньше жила гувернантка. А. А. Бахрушин был директором музея до 1929 года и до последнего своего дня являлся гарантом сохранения своего собрания. А далее директором поставили идеологически правильного руководителя. И он стал брать возрастающую год от года арендную плату с жены А. А. Бахрушина, Веры Васильевны, которая ютилась в тех же комнатках для гувернатки. Это было не лучшее время для супруги А. А. Бахрушина, которая прожила здесь до 1949 года. Капиталистическая сущность музея не давала покоя пролетариату и рабочие национализированных в округе фабрик писали письма наверх с требованием перепрофилировать музей в клуб. До клуба дело не дошло, но лепнину отбить пришлось. Потом появились идеи снести здание особняка, ведь все равно его помещений не хватает для размещения собранных коллекций, и построить многоэтажное новое здание в стиле сталинизма вдоль Садового кольца с площадью в десятки раз превышающей площадь особняка. Решение об этом уже было принято, но помешала война. В войну в здании особняка разместили почти сотню солдат войск ПВО, которые защищали Павелецкий вокзал от немецких налетов. Здание не отапливалось и было разрешено сжигать в буржуйках мебель и предметы интерьера, и здесь осуждать солдат никак нельзя, это было действительно тяжелое время. После войны здание стояло разоренное, настолько разоренное, что когда его предложили передать под представительство Латвийской ССР, то последовал отказ от бывшей братской республики. Страна залечила раны, музей восстановили и он получил своих почитателей. Но испытания на этом не кончились, грянула перестройка, финансирование музея опять практически прекратилось. Мало того, господин Березовский, офис которого — дом приемов Логоваз находился недалеко от места расположения музея, решил заполучить особняк в собственность, обещая его отремонтировать. Но бог миловал. Если бы это случилось, то все интерьеры, которые пережили даже войну, были бы окончательно и безвозвратно утрачены, зачем новым русским раритетная рухлядь. В 2015 году в бывшем особняке Бахрушиных наконец началась первая за 120 лет реставрация. Правда денег хватило только на фасады, выходящие на Зацепский Вал и ул. Бахрушина, со стороны внутреннего двора фасады не ремонтировались. Справедливости ради надо отметить, что реставрация была проведена действительно профессиональная, все окна были не заменены, а тщательно отреставрированы, т. е. основой окон осталось дерево прошлого века. Фасадам возвращены именно те украшения и краски, которые были задуманы и исполнены архитектором К. К. Гиппиусом. Восстановлена строго по эскизам К. К. Гиппиуса чугунная ограда здания со стороны ул. Бахрушина. Летом прошлого года бывший особняк Бахрушиных во всей своей первоначальной красе предстал перед посетителями. В планах, правда далеких, закончить реставрацию всех фасадов и начать реставрацию внутренних интерьеров, но при этом надо будет закрывать музей для посетителей. Так что это очень сложный вопрос.
Есть возможность сравнить: что было и что стало с фасадами особняка Бахрушиных. Фасад выходящий на ул. Бахрушина отреставрирован, фасад выходящий во внутренний двор ждет своей очереди на реставрацию.
Восстановленная по эскизам К. К. Гиппиуса чугунная ограда особняка Бахрушиных, но что-то уже видны следы ржавчины.
Удивительна русская история и судьба знаменитого особняка Бахрушиных отражает ее как зеркало. Этот выдающийся образец русской архитектуры сумел выжить в перипетиях русской истории 20 века и есть надежда, что будет существовать, пока существует русская культура.