«Самое дорогое у человека — это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире — борьбе за освобождение человечества.
И надо спешить жить. Ведь нелепая болезнь или какая-либо трагическая случайность могут прервать её».
Более чем уверен, люди моего возраста хорошо помнят замечательную фразу пламенного революционера Николая Островского! В школе на уроке литературы мы её заучивали и выступали у доски. Наверно это происходило не со мной, а с кем-то другим, в абсолютном антимире.
Много раз, перемещаясь по Тверской, я смотрел мимоходом на мемориальную табличку, что установлена на доме Островского, а вот зайти, не получалось.
Москва имеет богатейшую историю. На одних и тех же пятачках разворачивались самые разные события. Иногда они были связаны друг с другом, но чаще нет.
Дом по адресу Тверская 14!!!
Тут и Пушкин бывал, и с Волконскими дом связан, и легендарный гастроном Елисеевский его прославил. Последний год, отпущенный судьбой, здесь жил забытый в наши дни советский писатель Николай Островский.
Выбрав время, я специально приехал, дабы посетить музей-квартиру Н. А. Островского.
У входа посетителя встречает бюст Островского. Руки замерли на груди в несуразном положении. Приподняв брови, писатель явно удивлён, не понимая происходящего.
1 из 2
Если в советское время Островский являлся идеалом и символом, то после 91-ого про пламенного революционера забыли. Из школьной программы «Как закалялась сталь» вычеркнули, и, замечательного фильма, с Владимиром Конкиным в главной роли, уже не показывают.
Интерес к Островскому пропал. Посетителей в его музей приходит мало.
Дабы он хоть как-то функционировал, музейщики вынуждены перекручиваться. На базе музей-квартиры Островского создан культурный центр Интеграция, где проходят концерты музыкантов, выставляют работы художники.
Тверская д. 14 — бывший дом Е. И. Козицкой, построен по проекту М. Ф. Казакова в 1790 г. В последующем неоднократно перестраивался, в том числе под Елисеевский гастроном. В советское время по парадной лестнице жильцы поднимались в родные коммуналки.
1 из 2
Теперь можно купить в буфете кофе, закрыть его крышкой, и, ощущая себя князем, графом или по меньшей мере дворянином, с вальяжным видом пройтись по выставке.
На последнем этаже концертный зал, куда меня не пустили. На втором, по соседству с музеем, на момент визита выставлялась непонятная художница.
Впрочем, почему непонятная? Лично мне, глядя на современных мастеров, всё давным-давно понятно.
Сам музей — три демонстрационных зала, плюс две комнаты, где провёл последние месяцы Островский, работая над романом «Рождённые бурей».
Повторюсь, дом тесным образом связан с Зинаидой Алексеевной Волконской. Княгиня Волконская — замечательная женщина России первой половины XIX века. Происходит из древнего дворянского рода Белосельских-Белозерских, предком коих являлся Рюрик.
Пресытившись светской жизнью, княгиня Волконская, удалившись от света и двора, после короткой поездки в 1822 г. в Италию занялась воспитанием сына и изучением русского языка, истории, этнографии и археологии России.
Волконская автор повестей «Славянская картина V века», «Сказание об Ольге» и целого ряда новелл.
Её научная работа была отрицательно воспринята в высшем обществе столицы, и потому она в конце 1824 года переехала в Москву, в дом своей мачехи княгини А. Г. Белосельской, урожд. Козицкой на Тверской.
Салон Волконской сделался центром артистической жизни, где бывали Пушкин, Баратынский, Мицкевич, Веневитинов, Девитте. Вспоминая один из вечеров, Л. Н. Обери пишет:
«Пушкин взял красивую шаль княгини и сказал нам, что он будет изображать «Скалу в пустыне».
После прошедших перетрясок никаких артефактов, связанных с Волконской, естественно не осталось. Однако музейщики постарались создать антураж эпохи. В зале выставлены: кресло, шкаф-горка, комод с зеркалом, каминный экран, подсвечники, картины, портреты.
1 из 5
1
На стенде редкие книги Волконской, медальоны с портретами современников и другое.
2
В 1825 году Волконская стала членом московского Общества истории и древностей российских, пожертвовала свою библиотеку Московскому обществу испытателей природы.
Княгиня скончалась в 1862 году, похоронена в Риме.
(Портрет З. А. Волконской в костюме Танкереда из одноимённой оперы Дж. Россини)
Экспозиции второго и третьего зала рассказывает о книгах Островского, о работниках музея, о ВОВ.
Часть экспонатов личные вещи и подарки, которые Островский получал от читателей.
Глядя на панно, невольно подумал о Японии. Нет, это постарались харьковские пионеры, именуемые в музее школьниками.
1 из 2
На одном из стендов членский билет Союза писателей СССР.
В наши дни тема Гражданской отведена на задний план. Вроде и была такая, но кто за что воевал, замалчивается.
В советское время подробнейшим образом освещался жизненный путь Николая Островского, отчего Павка Корчагин не сходил с экранов.
Нынешние пропагандисты нашли другое решение.
Теперь в музее биография писателя освещается совсем чуть-чуть. Информационный удар делается не на содержание книги, а на эффект который она произвела в обществе и особенно во время ВОВ.
1 из 3
Ничего удивительного в этом нет. Николай Островский в советском обществе являлся символом самопожертвования.
О жизни писателя поговорим позже, тем более что его сочинения действительно помогали воевать и их брали с собой на фронт.
На одном из стендов боевой путь книги, которую она проделала от Харькова до Днестра вместе с подразделением. Позже, когда солдаты вернулись с войны, боевой томик Островского они передали в одноимённый музей.
Роман «Как закалялась сталь» издавался миллионными тиражами, переведён на 75 языков народов СССР и 56 языков мира.
Когда калмыков, чеченцев и ингушей в годы войны выселяли из родных мест, на сборы давалось не более 2-х часов. Взять разрешалось самое необходимое, то, что ты мог нести.
Самые стойкие брали переведённого на родной язык Островского, надеясь, что несгибаемый автор поможет пережить трудности.
С августа 1941 по июнь 1942 г., когда основные экспонаты были эвакуированы, Александра Волкова являлась хранительницей мемориальной квартиры.
Даже во время бомбёжек она не покидала здания, дежурила у телефона, сбрасывала с крыши зажигалки.
В ту тревожную осень мимо проезжала военная техника, грузовые автомобили, аэростаты. 7 ноября 1941 г. из окна второго этажа Волкова наверняка наблюдала, как по улице движутся колонны бойцов — участники парада на Красной площади.
1 из 2
Музей официально закрылся. Однако сюда приходили фронтовики с просьбой — показать комнату любимого писателя. Волкова солдатам не отказывала.
Ещё один сотрудник музея Рудим Владимир Васильевич в самом начале войны оказался призван на фронт. Поднимая градус патриотизма, служил в литературной газете 5-ой армии «Советский боец», где писал статьи и стихи.
1 из 2
Интересный случай произошёл с музейным радиоприёмником. 25 июня вышло постановление о сдаче радиоприёмных и передающих устройств. На выполнение отводилось 5 дней.
Сотрудников музея обязали сдать радиоприёмник СИ-23, ранее принадлежавший Островскому. Решение было найдено. Приёмник в присутствии управдома вывели из строя и опломбировали.
В 1942 г. режиссёр Марк Донской снял фильм «Как закалялась сталь». Сыгравший Павку Корчагина Виктор Перст-Петренко через год ушёл на фронт. Домой вернулся с медалью — «За победу над Германией».
11 июня 1943 г. на должность научного сотрудника в музей зачислили Д. Е. Соколову и уже через неделю командировали на Брянский фронт. Для агитации Соколовой предоставили грузовик, на котором она ездила по частям, демонстрируя фильм и рассказывая про Островского.
Художники Дома Красной Армии разукрасили Агитмашину, на которой Соколова, вместе с фильмом и небольшим музеем, по фронтовым дорогам дошла до Вислы.
1 из 4
После смерти писателя основателем музея стала вдова Раиса Порфирьевна Островская (Мацюк) 1906 — 1992 гг. Супруги познакомились в Новороссийске, куда Николай Алексеевич приехал на лечение. К этому моменту он уже передвигался на костылях. В семье Мацюк Островский прожил с 1926 по 1928 год, после чего молодые люди поженились.
Раиса, выполняя роль секретаря, поддерживала мужа в литературном творчестве.
1 из 2
(Фото из сети)
Она стала первым директором музея Николая Островского.
С началом войны, вместе с большинством экспонатов, Островская отправилась в эвакуацию. По возвращении подала заявление на фронт.
Просьбу удовлетворили в конце августа 1943 года.
В полках и дивизиях Брянского фронта Островская рассказывала бойцам о Корчагинцах.
Раиса Порфирьевна о совместной жизни с Островским вспоминает интересный случай. В 1932 году, когда они жили по адресу Мёртвый пер. д. 12 кв. 2, «Как закалялась стал» впервые напечатали в издательстве «Молодая гвардия».
1 из 2
Начинающему писателю выплатили авторский аванс, и он должен был заплатить подоходный налог в размере 2 рубля.
Денег постоянно не хватало и про налог забыли. Из Райфо пришёл инспектор и описал единственную ценную вещь — настенные часы. Налог они срочно оплатили и часы остались в семье.
Итак, чем объясняется популярность Островского? Николай Алексеевич прожил 32 года, из которых 9 был прикован к постели. По мере утраты здоровья, начал писать о своей жизни и об участии в Гражданской войне.
(Фото из интернета)
Потеряв возможность ходить, ослепнув, Островский вошёл в историю как автор романа «Как закалялась сталь» и был принят в Союз писателей.
Во времена моего детства споры про коммунизм, будет они или нет, периодически возникали. Помню двух разгорячившихся стариков, детьми заставших Гражданскую. Первый про Островского утверждал:
— Фанатик! Таких не было и нет. Корчагин выдуманный персонаж.
— Нет! Такие люди в Революцию были и я их видел, — парировал собеседник.
Николай Алексеевич Островский родился 29 сент. 1904 г. в Волынской губернии в семье отставного унтер-офицера и дочери переселенца из Чехии.
Жили не богато. По причине незаурядных способностей Николая досрочно приняли в церковно-приходскую школу, которую он с успехом окончил.
Батрачил по найму. В Революцию сблизился с большевиками. Участвовал в большевистском подполье, боровшимся с оккупировавшими Украину немцами.
В июле 1919 г. вступил в комсомол. С шестнадцати лет воевал в 1-ой Конной под командованием Котовского. В августе 1920 года, в боях за Львов, получил травму глаза и ранение в спишу шрапнелью, после чего оказался демобилизован.
В 1922 году некоторое время параллельно с учебой в электротехникуме участвовал в комсомольском строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров в Киев, при этом сильно простудился, затем заболел тифом.
После лечения в Бердянске Островский вернулся в Киев.
В середине ноября того же 1922 года резкий ветер нагнал на Днепре ледяное «сало». Плоты, которых ожидали в низовьях реки, могли зазимовать у Киева. На спасение лесосплава мобилизовали комсомольцев. Работал среди них и Николай Островский. Он простудился и заболел анкилозирующим полиартритом (тяжелая болезнь суставов).
В больнице Николай пролежал две недели. Долечиваться не стал, уехав домой в Шепетовку.
Островскому только что исполнилось восемнадцать лет. Здоровье оказалось настолько разрушенным, что врачебная комиссия постановила перевести его на инвалидность.
Островский скрывает от родных решение комиссии, признающее его инвалидом 1-й группы. С января по конец марта 1923 года провёл три месяца в больнице, далее работал в пограничных с Польшей городах Западной Украины — Берездове и Изяславе.
В Берездове Николай сначала работал техником райкоммунхоза. Был политруком Всевобуча и бойцом частей особого назначения (ЧОН).
Был секретарём райкома комсомола в Берездове и Изяславе, затем секретарём окружкома комсомола в Шепетовке (1924 год). В том же году вступил в ВКП(б).
Одним словом, Островский лез в самую гущу событий, не жалея себя, отчего в 23 года сделался инвалидом. Даже писать самостоятельно не мог, надиктовывая жене. В своём Пашке Корчагине писатель воспроизвёл себя.
(Фото из интернета)
Его герой оказался востребован. СССР переходил от НЭПа к индустриализации. Стране позарез были нужны Стахановы, Ангелины и перевыполняющие план Корчагины.
Единственное, в СССР только-только закончилась борьба с троцкистами, и про неудачную войну с Польшей, где Островский участвовал, тоже не любили вспоминать. Роман многократно редактировался.
Некоторые горячие головы считают, что это вообще не он написал, с чем я абсолютно не согласен. В литературе главное не оболочка, а сюжет. Островский многое видел и это многое сумел переосмыслить. Пережитое могло поместиться в несколько жизней.
В 1935 году Островского наградили орденом Ленина. Правительством были подарены дом в Сочи и квартира в Москве на улице Горького (нынешняя музей-квартира).
Казённая квартира была заранее обставлена типовой мебелью. Островские въехали сюда в конце 1935 года. Николай Алексеевич на ту пору уже почти не видел, попросив жену и близких познакомить его с расположением комнат и вещей.
(Фото из интернета)
Конечно, многое с тех пор изменилось, но, как мне показалось, здесь по прежнему обитает дух Островского. Переступая порог, попадаешь в прихожую.
1
На стене довоенный плакат, извещающий об открытии музея и несколько фотографий.
От двери просматриваются сразу две комнаты. Обе огорожены. Заходить не разрешается — можно только смотреть. Левая узкая и длинная выполняла роль спальни.
Пару минут я молча изучал взглядом диван, стол, шкаф и кресло и железную кровать, на которой отошёл от жизни Островский. На стене простенький ковёр. Рядом прикроватный светильник, накрытый красной материей.
Чуть выше ковра портрет председателя ЦИК Украины Г. И. Петровского. Именно он вручил писателю орден Ленина. По другую сторону комнаты на Петровского смотрит товарищ Сталин.
1 из 3
За полгода до смерти писателя началась Гражданская война в Испании. Островский сожалел, что не может взять в руки оружия. На большой карте Испании Раиса Порфирьевна отмечала ход боевых действий.
Лечащий доктор М. К. Павловский подарил пациенту бюст французского писателя-коммуниста Анри Барбюса. Скульптурка в музее сохранилась. А вот книги Барбюса, где он упоминает репрессированных революционеров, в СССР из обращения изъяли.
Вторая комната больше. Она выполняла роль зала.
По просьбе Островского 15 ноября 1936 г. здесь состоялось заседание президиума правления Союза писателей по обсуждению заключительной части романа «Рождённые бурей». Присутствовали Серафимович, Фадеев, Колосов и ряд других писателей. Островского перенесли в зал вместе с кроватью.
1 из 2
Книга была одобрена и Островский, согласно замечаниям рецензентов, приступил к доработке текста.
14 декабря все работы оказались закончены. К сожалению выхода книги автор не дождался. На следующий день состояние писателя резко ухудшилось. Вывести его из кризиса не удалось, 22 декабря 1936 г. Николая Алексеевича не стало.
В обеих комнатах у входа установлены таблички. Прочитать их могут как зрячие, так и слепые. И тут невольно возникает вопрос, кто в наши дни зрячий, а кто слепой?
В конце Перестройки Шахназаров снял фильм «Город Зеро», где есть следующий эпизод:
Филатов попадает в приёмную директора завода Джигарханяна, а там голая секретарша печатает на машинке. Люди заходят и выходят и никто не замечает, что она голая.
Филатов, попав к директору, сообщает, что его секретарша голая. Тот выходит посмотреть, удивляется, да, и в правду голая, после спрашивает у посетителя суть вопроса?
Эпизодом режиссёр показал, как легко и просто люди перестают замечать элементарные вещи! В прежние времена в России задавались вопросом — что делать? Теперь на повестке дня — как жить?
У А. И. Пантелеева есть рассказ «Честное слово», как мальчик, дав слово, остался на посту. Пришлось позвать военного, дабы тот снял часового с поста. И где теперь тот мальчик? Наверняка живёт в нищете, ибо все свои деньги давным-давно подарил Мавроди.
Честное слово, хочется понять, отправился бы Островский в поликлинику, дабы сделать прививку от ковид 19?
Увы, россияне с подобным не спешат. Уровень доверия власти никакой. Тридцать лет у населения воспитывали чувство эгоизма, отбивая причастность к Корчагину — теперь слышим, что кто-то кому-то что-то должен?
Горьковский Данко вынул сердце и осветил путь. Люди прошли, про Данко забыли, а сердце растоптали. Классика жанра! С другой стороны, как Ларра жить тоже не хочется…
Р. S. Расстрелянный директор Елисеевского, Зинаида Волконская и Николай Островский — три человека из одного дома с такой разной судьбой.