В 2021 году в здании бывшего Автомобильно-экспедиционного комбината № 4 «Таганка» открылся музей военной техники «Моторы войны». В музее представлено более 150 единиц военной техники — автомобили, мотоциклы, бронетехника, гужевой транспорт, артиллерия всех стран-участников Великой Отечественной войны.
1 из 2
С июня 1941 года по май 1945 года отечественные заводы выпустили для армии 162600 автомобилей, еще получили от союзников 282100 автомобилей. Руководил автомобильным обеспечением СССР Тягунов Иван Петрович (1898—1967 гг.), который с 1940 года по 1947 год сменил несколько должностей:
1940—1942 гг. — начальник автотракторного управления Красной Армии;
1943 г. — начальник управления снабжения и резерва машин Главного автомобильного управления Красной Армии;
1943—1946 гг. — начальник Главного автомобильного управления Красной Армии;
1946—1947 гг. — начальник автомобильного управления Вооруженных Сил СССР.
Музей состоит из трех частей или залов (павильонов).
В первом зале представлена военная техника СССР и Германии предвоенного периода, то есть до 1941 года.
1 из 2
В 1929 году в Харькове, Москве и Нижнем Новгороде началась сборка машин Ford A. Было собрано 3804 автомобиля Ford A. В 1932 году заработал конвейер ГАЗ, автомобили Ford A стали выпускаться с новым названием — ГАЗ-А. С 1932 года по 1936 год было собрано 41917 таких автомобилей.
ГАЗ-А, 1932 г., СССР
В 1932 году также на основе автомобиля Ford A был разработан легкий бронеавтомобиль ФАИ — Форд, А Ижорский. ФАИ сначала выпускался на Ижорском заводе, затем на Выксинском заводе. В период с 1933 года по 1937 год было выпущено 676 броневиков ФАИ.
Легкий бронеавтомобиль ФАИ, 1933 г., СССР
В 1930 году в США были закуплены трехосные грузовики Ford Timken, собранные на основе Ford-AA. В 1932 году также на основе Ford-AA разработан первый вариант полуторки — ГАЗ-ААА. В период с 1935 года по 1943 год было выпущено 33848 грузовиков ГАЗ-ААА в различных модификациях.
Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА, 1936 г., СССР
Штабной автомобиль для высшего командирского состава Красной Армии разработан в 1936 году на основе грузовика ГАЗ-ААА. В период с 1936 года по 1941 год выпущено всего 194 штабных автомобиля. Представленный экспонат реставрировался 3 года. Других экземпляров из данной серии автомобилей не сохранилось.
Штабной автобус ГАЗ-05-193, 1936 г., СССР
В предвоенные годы грузовики ГАЗ-АА были самой популярной машиной в СССР. В период с 1932 года по 1938 год было выпущено 487000 грузовиков ГАЗ-АА. Представленный экспонат использовался на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя».
Фургон для перевозки хлеба ГАЗ-АА, 1938 г., СССР
Легкая повозка связистов разработана в 1929 году. Повозки связистов Nf. 2 использовались до конца Великой Отечественной войны. Представленный экспонат был захвачен в 1944 году в Нормандии.
Повозка связистов Leichter Fernsprechwagen (Nf. 2), 1937 г., Германия
В 1908 году появилась малая полевая кухня, которая использовалась в Первой мировой войне, затем сохранилась в рейхсвере, а затем в вермахте. В 1936 году появилась модернизированная версия малой полевой кухни Hf. 14. Представленный экспонат также был захвачен в 1944 году в Нормандии.
Полевая кухня Kleine Feldkuche (Hf. 14), 1937 г., Германия
В 1937 году началось производство грузовиков 1.lg. Lkw — «единого дизеля». С 1937 года по 1940 год для нужд вермахта было выпущено 14300 таких грузовиков.
Грузовой автомобиль Einheitsdiesel, 1939 г., Германия
С 1931 года по 1941 год в составе рейхсвера, а затем вермахта использовались санитарные фургоны Kfz. 31. В музеях мира осталось несколько экземпляров такого санитарного фургона. Представленный экспонат ранее находился в Музее Победы в США, но потом был выкуплен и перевезен в Россию.
Санитарный фургон Phanomen Granit 25H (Kfz. 12), 1939 г., Германия
Зенитный прицеп If. 5 был вооружен зенитной турелью Zwillingsockel 36 и пулеметами MG-34 для борьбы с низколетящими самолетами. Представленный экземпляр был брошен 342-й пехотной дивизией вермахта в зимнюю кампанию 1941—1942 гг. в Смоленской области.
Зенитный прицеп (If. 5) MG Wagen 36, 1938 г., Германия
Во втором зале представлена техника, используемая в боях 1940–1941 годов.
1 из 2
В 1941 году на базе немецкого мотоцикла BMW R71 разработан советский тяжелый армейский мотоцикл М-72. Представленный экспонат был приобретен в польском музее, куда попал после съемок фильма «Четыре танкиста и собака».
1
Тяжелый армейский мотоцикл М-72, 1941 г., СССР
В 1936 году на основе английского тягача Vickers Utility Tractor разработан советский тягач Т-20 «Комсомолец». С 1937 года по 1941 год выпущено 7780 тягачей данного типа. В начале Великой Отечественной войны «Комсомолец» был самым массовым полубронированным тягачом в мире.
Артиллерийский тягач Т-20 Комсомолец, 1939 г., СССР
На основе немецкого трактора Hanomag Z WD-50 в 1934 году разработан советский артиллерийский тягач «Коминтерн». С 1934 года по 1940 год изготовлено 1798 машин данного типа. Тягач использовался для транспортировки 203-мм гаубиц Б-4 и как эвакуатор танков.
Артиллерийский тягач Коминтерн, 1939 г., СССР
Первый реактивный миномет принят на вооружение Красной Армии в июне 1941 года. Система залпового огня М-8-36 — предшественник «Катюши». Оснащение — 38 направляющих авиационного типа с 82-мм реактивными снарядами.
Система залпового ягня М-8-36, 1944 г., СССР
На основе английского танка Vickers Mk. E в 1933 году начался выпуск советских легких танков Т-26. До 1941 года было произведено 11307 танков этой серии. Данный танк стал самым массовым в предвоенное время.
Легкий танк Т-26, 1936 г., СССР
Легендарный средний танк Т-34, принятый на вооружение Красной Армии в 1939 году. За период Великой Отечественной войны на 7 заводах было выпущено более 35000 танков Т-34. У самого массового танка в истории есть свой музей
Средний танк Т-34, 1941 г., СССР
В 1935 году появился первый в мире тяжелый мотоцикл с телескопическими амортизаторами. Это модель BMW R12, пришедшая на смену модели BMW R11, которая начала производиться в 1929 году. Тяжелый мотоцикл R12 стал самым массовым для компании BMW — только до 1942 года было выпущено более 36000 мотоциклов.
1
Тяжелый мотоцикл BMW R12, 1937 г., Германия
Немецкий легкий полугусеничный тягач использовался для буксировки горных и зенитных пушек, минометов. С 1940 года по 1945 год было выпущено 8345 таких компактных тягачей. После войны трофейные NSU Kettenkrad HK-101 активно использовались в сельском хозяйстве СССР.
1
Легкий полугусеничный тягач NSU Kettenkrad HK-101, 1941 г., Германия
Автомобиль Mercedes-Benz 230 W153 начал выпускаться в 1938 году, использовался для гражданских нужд. Позже автомобиль активно реквизировался у населения. На фронте Mercedes-Benz 230 W153 использовался преимущественно в качестве штабного автомобиля. С 1938 года по 1943 год выпущено 4262 таких автомобиля. Представленный экспонат приобретен в Краснодарском крае у семьи фронтовика.
Легковой автомобиль Mercedes-Benz 230 W153, 1939 г., Германия
Командирские полноприводные автомобили Horch начали выпускаться в 1937 году на трех заводах — Horch, Wanderer, Opel. С 1937 года по 1943 год выпущено 19029 таких автомобилей.
Командирский автомобиль Horch 901 Typ 40 (Kfz. 12), 1941 г., Германия
В третьем зале представлена техника, используемая в боях 1942–1945 годов. Особое внимание стоит уделить военной технике союзников обеих сторон.
1 из 2
Осенью 1941 года системы залпового огня «Катюша» ставили на тягачи СТЗ-5. Позже, в 1943 году системы залпового огня начали ставить на американские Studebaker US6.
Система залпового огня М-13, 1944 г., СССР
В 1943 году разработана самоходная артиллерийская установка СУ-76 М, которая стала самой массовой в истории. С 1943 года по 1945 год выпущено 13679 СУ-76 М. За последние 2 года войны редкие операции обходились без использования самоходной артиллерийской установки данной модели.
Самоходная артиллерийская установка СУ-76М, 1944 г., СССР
Модернизированный артиллерийский тягач ГАЗ-67Б начал выпускаться в 1943 году. За годы Великой Отечественной войны было выпущено всего около 2500 таких машин. Тягачи ГАЗ-67Б в основном использовали для транспортировки 45-мм противотанковой пушки и дивизионной пушки ЗИС-3. Только к концу войны ГАЗ-67Б стали использовать как командирскую машину.
Артиллерийский тягач ГАЗ-67Б, 1944 г., СССР
Британский легкий бронеавтомобиль-разведчик разрабатывался с 1938 года, в боевые действия вступил в 1940 году. Последняя версия Daimler Dingo имела существенное дополнение — водонепроницаемую систему зажигания. Всего было выпущено 6626 таких бронеавтомобилей.
Легкий бронеавтомобиль Daimler Scout Car Dingo (Mk. III), 1944 г., Великобритания
В 1942 году грузовым подразделением Dodge была выпущена командирская машина WC-56. Если предшественники этой модели использовались как разведчики, то WC-56, а позднее WC-57 использовались командирским составом. В 1945 году на такой машине Георгий Константинович Жуков принимал парад у 82-й авиадесантной дивизии США.
Командирская машина Dodge WC-56, 1943 г., США
В 1942 году шведская компания Volvo разработала полугусеничный тягач, но на вооружение его приняли только в 1944 году. До 1956 года выпущено всего 108 таких артиллерийских тягачей.
Полугусеничный тягач Artilleritraktor m/43 (Volvo HBT), 1944 г., Швеция
В 1941 году фирмой Porsche разработан тяжелый автомобиль-внедорожник, но производился он на заводе Steyr. По-этому, автомобиль получил название Steyr 1500A, а не Porsche Typ 147. В период с 1941 года по 1945 год произведено 18850 таких машин.
Тяжелый командирский автомобиль Steyr 1500 A/01 (Kfz. 69), 1942 г., Австрия
Первая модель Tatra 57 была выпущена в 1932 году. В 1939 году после оккупации Чехословакии немцами стала выпускаться модель Tatra 57K. Обновленная машина использовалась в вермахте в качестве легкой командирской машины.
Командирский автомобиль Tatra 75K, 1942 г., Чехословакия
Первые Fiat-SPA TM 40 поступили на вооружение в 1942 году. Тягач использовался для транспортировки 90-мм зенитной пушки, 149-мм гаубицы, средних танков на прицепе.
Артиллерийский тягач Fiat-SPA TM 40, 1942 г., Италия
В 1937 году на основе мотоциклов Harley-Davidson в Японии стали выпускать военные мотоциклы Rikuo, что в переводе означает «король дорог». Всего было выпущено около 18000 таких мотоциклов, которые использовались разведчиками и связистами.
Тяжелый мотоцикл Rikuo Type 97, 1942 г., Япония
Столь объемная и интересная экспозиция была собрана благодаря военно-историческим клубам «Капонир» и «Дивизион», коллекционерам — Игорю Шишкину, Евгению и Наталье Шаманским, Вячеславу и Людмиле Лен, Святославу Петрушко.
Адрес музея: г. Москва, ул. Рогожский вал, д. 9/2, стр. 2. Время работы музея можно уточнить на сайте http://warmotors.ru/