Музей располагается слева от Павелецкого вокзала. Перед самим зданием обустроен небольшой парк и детская площадка. Нынешняя жизнь накладывает свои правила — дабы попасть на территорию парка или в музей, нужно пройти через пост охраны.
Музей располагается слева от Павелецкого вокзала. Перед самим зданием обустроен небольшой парк и детская площадка. Нынешняя жизнь накладывает свои правила — дабы попасть на территорию парка или в музей, нужно пройти через пост охраны.
У музея сложная судьба. В начале 1980 года по радио было передано сообщение, что закончен ремонт траурного поезда В. И. Ленина. 15 апреля того же года в честь 110-летия вождя мирового пролетариата состоялось открытие нового здания, сооружённого за рекордно короткий срок — 1 год.
В 1991 году над павильоном нависла угроза исчезновения. Так, во время августовского путча в музее уже отсутствовала охрана и здание было обесточено. Однако тогда демонстранты обошли музей стороной.
В 1992 году был закрыт музей В. И. Ленина, филиалом которого был музей-павильон, в связи с чем вход в здание отныне был закрыт. В том же году Ленинская площадь была переименована в Павелецкую, а адрес бывшего музея сменился на Кожевническую ул., дом 2.
В начале 1990-х в павильоне открылся автомобильный салон, а рядом располагалось автостоянка. В 2001 году музей-павильон перешёл в собственность музея Московской железной дороги.
Новая экспозиция открылась 5 августа 2011 года. Она занимает площадь около 1800 м², располагается в здании с прилегающей территорией парка площадью 1,5 га.
Посетитель, купив билет и раздевшись в гардеробе, сразу может познакомиться с макетом Казанского вокзала.
Первоначально вокзал назывался Рязанским. Это связано с названием общества Московско-Рязанской железной дороги — компании, возникшей в 1856 году как Московско-Саратовская железная дорога. В 1912 году Москва получила связь по железной дороге с Казанью. В связи с этим вокзал был переименован в Казанский. Однако ещё около двадцати лет использовались оба названия.
Зайдя в зал, первым делом обращаешь внимание на старый паровоз серии У127 — главный экспонат всей экспозиции.
Паровоз построен в 1910 году. Экспонат является уникальным, единственным сохранившимся в России и мире паровозом этой серии с осевой формулой 2-3-0. 23 января 1924 года паровоз У127 провел траурный поезд с телом умершего Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы.
В 1937 году после снятия с эксплуатации было решено сохранить его как памятник. Так он стал первым мемориальным паровозом.
Другие экспонаты на стендах вокруг паровоза. Первые рассказывают о строительстве и о железнодорожниках 19-ого века.
Любопытно выглядит инсталляция первого железнодорожного бизнес-класса.
Оказывается, в тех вагонах второй половины 19-ого века была даже ванна.
На стендах фотографии, приказы, наградные грамоты и даже маслёнки.
Интересна выложенная на полу карта первой московской окружной железной дороги. Рядом на стенде фотографии первых станций.
Нельзя обойти внимание инсталляцию кабинета начальника железнодорожного вокзала.
Начальник сидит за столом, а сзади на стене портрет царя Николая Второго.
Помощник держит в руках телеграмму.
Рядом на фотографии дети, ученики школы железнодорожников.
Похвальный лист и портфель какого-то начальника.
Следующий стенд посвящён Революции и первым дням Советской власти.
Так выглядел в те годы мандат.
Агитационный листок.
Воззвание к железнодорожникам.
Фотография самих железнодорожников.
Хочется напомнить, что оные активнейшим образом поддержали большевиков. Советская власть периодически проводила забытые ныне субботники. В некоторых случаях железнодорожники организовывали их по своей собственной инициативе.
В музей приходят школьники. На момент моего посещения, проводилась Олимпиада. Дети подходили к обозначенным в опроснике экспонатам, внимательно их рассматривали и отвечали на вопросы.
Здесь же большая голова Ленина, под которой на плазменном экране демонстрируется фильм, как люди встречают выставленный здесь паровоз с телом Ильича.
Старая железнодорожная форма.
На следующих стендах рассказывается о советских железнодорожниках во время ВОВ.
Железнодорожный транспорт сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.
Железнодорожники обеспечили подготовку и проведение более 50 стратегических и наступательных операций.
Доля железнодорожного транспорта в грузообороте в военные годы:
в 1941 году — 93%;
в 1942 году — 52%;
в 1943 году — 58%;
в 1944 году — 68%;
в 1945 году — 76%.
Скоро газеты вообще уйдут из жизни. Под стеклом газета железнодорожников — Гудок от 9 мая 1945 года.
Было время, когда стрелки приходилось переводить вручную. Макет самого первого российского паровоза. Справа паровозная топка.
А это уже макет современной железнодорожной цистерны.
Над большим залом устроен балкон, где ещё один маленький зал. Поднимаемся наверх.
Здесь вот такие старые фонари.
А это стенд с уже более современными экспонатами.
Дабы посмотреть третий зал, нужно спуститься вниз.
Здесь макеты российских вокзалов и макет железной дороги в Европе.
За стеклом железнодорожная форма,
подстаканник с фигурками,
паровозы и вагоны.
На стендах подарки и грамоты,
которые дарились, как отдельным заслуженным железнодорожникам,
так и целым коллективам.
Инсталляция воспроизводит домашнюю жизнь обычного железнодорожника.
Обратите внимание на первый советский телевизор.
Рядом сын играет в паровозики.
Любопытен комод и старый детский стул.
В своё время целое поколение одиноких женщин писало во все инстанции, с целью узнать — в какой электричке, когда и в каком вагоне ездит Гоша, из фильма «Москва слезам не верит». Побывав в данном музее, я могу сказать, что Гоша с Катей находятся именно здесь.
У Гоши по-прежнему грязные ботинки, которых он, как и в фильме, стесняется.
Катя в журнале читает стихи.
Рядом на старых деревянных скамейках сидят пенсионеры.
Чуть в стороне, на уже более новых сидениях, бренчит гитарой компания комсомольцев.
Вот таким мне увиделся музей.