Как я уже упоминала ранее, выставка «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в. XXI век» меня так впечатлила, что захотелось побывать и в местах, где жили замечательные художники, поближе прикоснуться к их творчеству.
Сначала я погостила в Доме-музее Виктора Васнецова , а потом уже дошла и до квартиры Аполлинария Васнецова. Пока есть возможность, надо использовать. Спасибо большое Максиму , который всячески помогал мне.
Если Виктор Васнецов жил с семьей в своем собственном доме, то семья Апполинария Васнецова поселилась в только что отстроенном доходном доме в Фурманном переулке.
2
Фурманный переулок, 6. В этом доме на третьем этаже тридцать лет прожил художник Аполлинарий Михайлович Васнецов
Переехали они в новую просторную квартиру 1903 году. В пяти комнатах были обустроены гостиная, рабочий кабинет художника, семейная столовая, спальня супруги и детская. Тридцать лет прожил Аполлинарий Михайлович в этой квартире.
1
Музей Аполлинария Васнецова расположен в двух квартирах, одна напротив другой. Предлагается начать именно с той части, где и жил художник.
Гостиная.
3
Гостиная
Сразу из прихожей попадаем в гостиную, этакий салон, со старинной мебелью и немецким пианино середины 19 века.
2
Пианино с бронзовыми подсвечниками, на стенах картины.
3
На пианино играла жена художника — Татьяна Ивановна. В доме часто устраивались музыкальные вечера для друзей. В гостиной Васнецовых встречались самые разные люди — писатели, художники, ученые, общественные деятели.
Над диваном портрет Всеволода, написанный его дядей Виктором Васнецовым.
3
Настоящий «летописец» большой семьи, Виктор Михайлович написал множество портретов родных — отца-священника, братьев, детей и племянников. Портрета Татьяны Ивановны нет на привычном месте, он на выставке в Новой Третьяковке.
4
4
Фотография братьев Васнецовых. На ней четверо из шести братьев Васнецовых - Виктор, Аполлинарий, Аркадий и Александр.
Двери из гостиной ведут в кабинет-спальню Аполлинария Михайловича.
Кабинет-спальня А. М. Васнецова.
5
Кабинет-спальня
Кабинет-спальня А. М. Васнецова в 1910–1917 годы. На столе личные вещи и письменные принадлежности, среди которых небольшой бюст Данте, привезенный художником из путешествий по Италии. На столе карта Москвы начала 20 века.
1
Она напоминает о работе художника в Московском археологическом обществе и Комиссии по изучению старой Москвы. Оказывается, в 1909 году обсуждался вопрос, пройдет ли трамвай по Красной площади, и голос Аполлинария Михайловича был решающим, он считал, что новая транспортная артерия необходима жителям Замоскворечья.
Над столом пейзаж «Московский дворик зимой», написанный из окна домашней мастерской. Над турецким диваном и напротив входа — этюды, созданные в усадьбе Демьяново под Клином в 1920-е годы. Художник любил с семьей проводить летние месяцы в живописной усадьбе с 1903 по 1917 годы.
Кабинет обставлен мебелью в «неорусском» стиле, которая выполнена по проектам художника в Абрамцевской столярной мастерской. В Абрамцево была удивительная творческая атмосфера, где Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Елена Поленова энергично осваивали разные виды искусства. Аполлинарий пробовал себя в создании эскизов для керамической и столярной мастерской.
Мастерская — бывшая столовая.
4
Мастерская- бывшая столовая
В этой комнате Аполлинарий Васнецов работал последние 15 лет своей жизни. После революции семья испытывала трудности, были проблемы с отоплением, все жили в маленькой комнате с печкой -буржуйкой, да и про поездки в любимое Демьяново пришлось забыть.
3
Резной табурет- подарок Елены Поленовой
Начались проблемы и с работой. Молодые авангардисты создавали новое революционное искусство, а реализм стал считаться пережитком монархического прошлого. Аполлинарий Михайлович был уволен, а все его имущество из мастерской, включая картины, было привезено к дому и свалено в кучу возле подъезда. При этом не побрезговали даже тем, что художник в это время был тяжело болен.
4
На мольберте картина «Дача, где я жил».
В 1924 году семью Васнецовых еще и уплотнили, поэтому бывшая столовая стала мастерской, как самая светлая комната. В комнате стоит мольберт с картиной «Дача, где я жил», как напоминание о доме, который в течение десяти лет семья снимала в имении Демьяново.
Центральное место на стене занимает большое полотно в тяжелой золоченой раме «Ифигения в Тавриде».
6
Шкафчик-аптечка - подарок Елены Поленовой
Аполлинарий, как и старший брат Виктор, были любителями русской старины, которую покупали как в антикварных магазинах, так и на Сухаревском рынке.
Кабинет Всеволода и Екатерины Васнецовых.
Две комнаты, которые можно лишь посмотреть со стороны, отличаются по стилю и относятся к другому историческому периоду — второй половине XX века. Это комнаты сына и снохи Аполинария Михайловича.
3
Именно они, Всеволод Аполлинарьевич и Екатерина Константиновна, являются создателями музея. Всеволод был полярником, участвовал в экспедициях по морям Северного Ледовитого океана, был на Новой Земле. Во время одного из плаваний он познакомился со своей будущей супругой — морским геологом Екатериной Константиновной. У Всеволода Аполлинарьевича была богатая, интересная и не простая жизнь.
После столетнего юбилея Аполлинария Михайловича, в 1956 году было принято решение создать мемориальный музей, похоже кому-то стало стыдно, что с таким замечательным художником, воспевающим Русь, поступили не красиво. Коммунальную квартиру расселили, и Васнецовы переехали в две маленькие комнаты, в остальных же трех начали восстанавливать интерьеры начала XX века.
4
Комнаты Всеволода и Екатерины Васнецовых
Самым любимым увлечением Всеволода была охота, трофеи на стене справа от входа: шкура белого медведя, убитого на Новой Земле, и рога оленя и косули из подмосковных лесов.
2
На диванчике примостилась оригинальная кукла ручной работы, которую Екатерина Константиновна привезла из Парижа, этой куколке уже более ста лет.
Постепенно музей разрастался, Всеволод Аполлинарьевич передал большое количество личных вещей и картин Аполлинария Михайловича, к тому же еще и многие художники дарили свои работы.
Первыми экскурсоводами были Всеволод Аполлинарьевич и Екатерина Константиновна , затем появились музейные работники, штат увеличивался, и было принято решение о расширении музея. Для этих целей освободили коммунальную квартиру напротив, где и открыли три новых зала.
Зал «Родина»
Зал «Родина» посвящен детству братьев Васнецовых. Васнецовы происходили из старинного рода священнослужителей, известного с середины 17 века. Семейные реликвии представлены на стендах.
4
Зал "Родина" . Большой буфет .
Слева от входа — Большой буфет, который больше напоминает сказочный терем. Выполненный по эскизам Аполлинария Васнецова буфет входит в столовый гарнитур из восемнадцати предметов, созданный в мастерских Кустарного музея в 1910–1911 годах, в собрании музея находится 15 предметов мебели из этого гарнитура.
2
Большой буфет .
Васнецов создавал мебель основательную, практичную, и одновременно сказочную.
3
Около двери в следующий зал — необычный экспонат. Это часть расписного стеллажа из мастерской на Мясницкой.
1
После работы всегда оставались на палитре краски, настоящий художник не мог выбросить такое добро, остатками красок расписывал рабочий стеллаж, столы, табуреты.
Зал «Пейзаж»
3
Залы "Родина" и "Пейзаж" .На журнальном столике альбом с семейными фотографиями.
Зал представлен двумя основными направлениями творчества Васнецова, это пейзаж и историческая картина.
4
Работа ученика Аполлинария Васнецова. Петр Петровичев. Март. 1945 г.
4
Демьяново. В тени лип. 1907 г.
5
Кипарисы. Крым. 1924-1925 гг.
После переезда в Москву в 1870 году, Аполлинарий Михайлович оказывается в Абрамцевском кружке, в кругу единомышленников. В 1883 году он впервые выставляет свои работы, картину «Серенький денек» покупает Третьяков.
5
Зал "Пейзаж". Рядом с роялем чайный тумбовый столик с фанерной столешницей и ажурной резьбой в нижней части. У стен большой обеденный стол и массивные стулья.
После этого вдохновленный молодой художник начинает активно путешествовать. На стенах представлены работы, созданные во время поездки художника в Европу в 1898 году: «Париж. Бульвар Монсурри и железнодорожный вокзал», «Собор Парижской богоматери», а также помпейские этюды.
4
На одном из стендов личные вещи художника, образцы минералов с Урала.
4
2
Минералы привезенные А. Васнецовым из поездок по Уралу. 1890-е годы
А также все то, что он обычно брал на длительные прогулки.
3
Полочка с кистями и красками , которыми пользовался художник. Дымковская игрушка из Вятской губернии.
2
Любил художник рисовать Крым, который по словам самого Аполлинария Михайловича, научил его рисовать светлые картины.
4
Дом бывшего Археологического общества на Берсеневке. 1923 г.
3
5
Новодевичий монастырь.
4
С начала XX века Аполлинария Михайловича все больше занимает тема Москвы. Именно ей посвящены работы собранные во второй части зала. Художник выбирает сюжетами своих картин и этюдов старинные усадьбы и здания: Лефортово, усадьба Найденовых, Коломенское.
Зал «Старая Москва»
В 1920 -е годы Васнецов практически полностью посвятил свое творчество теме Москвы. Художник сотрудничал с Московским музеем, рисовал для него. В небольших этюдах запечатлены уголки уходящей Москвы.
2
Малый двухъярусный буфет с дверцами. Верхний ярус украшает резная корона с изображением плодов.
5
Малый двухъярусный буфет с дверцами. Верхний ярус украшает резная корона с изображением плодов.
В работе над историческими реконструкциями Васнецов применял не только талант художника, но и опыт ученого и археолога.
1
Аполлинария Михайловича часто приглашали на археологические раскопки, которые проходили при строительстве метро. Увиденное было интересно художнику, он делал записи, зарисовки, проводил измерения.
4
Двор удельного князя
Все увиденное, дополнив художественной фантазией, Аполлинарий Михайлович изображал в картинах о старой Москве. Основная часть работ на выставке в Новой Третьяковке, но здесь тоже есть что посмотреть.
5
Новгородский торг XVII век. 1908-1909 гг.
2
Я была очень рада увидеть в подлиннике картину «Облака и золотые купола. Симонов монастырь». Об этой картине я узнала в прошлом году, когда побывала в Симоновом монастыре, и вот встреча через год. Со второй половины 1920-х годов Москва стремительно теряла свой прежний облик. Васнецов успел запечатлеть один из храмов, который не дожил до сегодняшних дней. О Симоновом монастыре, когда-то грозном форпосте Москвы я написала здесь .
6
«Облака и золотые купала» Симонов монастырь. 1927 г
На этой приятной ноте я и заканчиваю рассказ о музее-квартире Аполлинария Васнецова.
Я очень рада, что выставка сподвигла меня поближе познакомиться с творчеством семьи Васнецовых.
Полезная иформация:
Адрес музея. Фурманный переулок, 6. Кв 21 — 22.
Ближайшие ст.метро Красные ворота и Чистые пруды
Время и часы работы: со среды по воскресенье, c 10.00 до 17.00
Цена билета -350 руб, льготные 0, 180, 210 рублей.
Цикл материалов "Вологда-Ярославль-Москва .Июнь 2024."