Художника Аполлинария Васнецова часто путают с его братом Виктором Васнецовым. Аполлинарий остался в тени великого брата. По этой причине многие не знают, что Мемориальная музей-квартира А. М. Васнецова это вовсе не сказочный дом-музей В. М. Васнецова в переулке Васнецова. Впрочем, начнём по порядку.
Музей художника расположен по адресу Фурманный переулок д. 6. Своё название переулок получил в XIX веке по Фурманному двору — «извозчичьему двору» (от немецк. фурман — «возница, извозчик»). По-видимому, на этом же дворе стояли и пожарные повозки с пожарными трубами («заливными насосами»), почему переулок называли также Трубным.
Аполлинарий Васнецов вместе с семьёй поселился в доме сразу после его постройки. Вот что пишет об этом периоде сын Всеволод Васнецов:
«В начале XX века по нашему переулку проходил путь с товарных станций Николаевской, Ярославской и Казанской железной дороги на торговые склады Зарядья и Замоскворечья, и с раннего утра начиналось движение ломовых извозчиков. Провозили очень много строительных материалов, особенно железных балок и рельс на длинных безрессорных „роспусках“. От тряски по булыжной мостовой их свисающие концы вибрировали и издавали страшный грохот.»
В настоящем переулок, хотя и выходит на Садовое кольцо, оживлённой улицей не является. Булыжная мостовая давно укатана в асфальт, по обеим сторонам аккуратные бордюры. В выходной день, когда почти нет машин, прогуляться здесь одно удовольствие.
1
Зайдём же наконец в подъезд дома, где жил Аполлинарий Васнецов.
2
Звоним в домофон, сотрудники музея открывают нам дверь. На первом этаже небольшой стенд, где представлены старые фотографии здания и двора, а также тексты с воспоминаниями В. А. Васнецова.
Окна в пролётах лестничных клеток от пола до потолка, узорчатые кованые перила, высокие двери, каменные ступени… Подъезд в буквальном смысле дышит стариной! И даже незамысловатая напольная плитка тоже является элементом культурного наследия.
Дом четырёхэтажный. Квартира Васнецова на третьем. Ещё раз приведу воспоминания сына:
«Помню, как мы поселились в квартире, которая стала теперь мемориальным музеем моего отца. По-видимому это произошло в начале 1903 года. Дом был только что отстроен, всюду пахло клеем и свежей краской. На лестницах ещё устанавливали деревянный планшир на перилах, всюду валялись смолистые стружки и обрезки, фигурные чурбаки, которыми я потом играл много лет.»
1 из 3
1
Мемориальный музей художника состоит из двух квартир на одной лестничной клетке напротив друг друга. В квартире № 21 художник жил. Соседнюю позже удалось переоборудовать под музей.
В наши сложные времена о визите желательно договариваться. Экскурсии проводятся по часам и количество посетителей ограниченно.
Мы пришли вместе с сыном, дабы пройти школьную Олимпиаду. Она оказалась сложной, но интересной. Сперва посетили галерею, но я начну рассказ с квартиры художника.
1 из 3
1
Переступая порог, попадаешь в самое настоящее прошлое. В просторный холл выходит четыре двери.
1
Бывшую кухню музейщики приспособили для своих нужд. Часть комнат огорожено. Зайти можно только в зал, но при этом как и чем жил художник, понимаешь.
2
Я люблю мемориальные квартиры. Если в обычном музее результаты творческих работ, то в мемориальной квартире становятся понятней характер, увлечения, интересы. В результате складывается впечатление, словно ты был у человека в гостях.
Хозяин квартиры много путешествовал. На столе географическая карта, где отмечены места посещённые Аполлинарием Михайловичем.
3
Васнецов был художником и потому главное в его квартире это конечно картины.
3
В угловой проходной комнате на стене большое полотно с видом на море. 21 августа 1914 г. произошло солнечное затмение. Многие астрономы хотели его наблюдать лично, но этому помешала Первая мировая война. Аполлинарий Васнецов о затмении знал и вместе с сыном специально приехал в Крым. После запечатлел увиденное на полотне.
1
В зале привлекают внимание портреты жены и сына. Кто рисовал супругу, не скажу. Всеволода вечно юным запечатлел на полотне прославленный дядя — Виктор Васнецов.
1 из 2
3
У Виктора Васнецова в семье было пятеро детей и Всеволод часто общался с двоюродными братьями.
«Комнаты новой квартиры показались мне высокими и звонкими, по-видимому, потому что в них было мало вещей и много мебели. Всю свою жизнь я прожил в этой московской квартире. И все мои друзья и сверстники, у которых я бывал, тоже проживали приблизительно в таких же условиях.»
4
Аполлинарий Васнецов часто ходил на Сухаревский рынок, где покупал антиквариат и предметы старины.
2
Ещё одним увлечением было изготовление мебели.
3
Васнецов для краснодеревщиков делал эскизы и они по чертежам делали мебель, которая больше походила на антиквариат средних веков из царских палат, либо из хором боярина.
2
Много раз слышал, но здесь впервые увидел стул с перекидной спинкой, которая могла вставать вперёд и назад.
3
Старая Москва! Обожаю рассматривать чёрно-белые фотографии, изучать рассказы Гиляровского и его современников.
Из воспоминаний Всеволода Васнецова, кв. 21:
«Окна детской выходили во двор, очень тихий, поросший травой, особенно густо — персидской ромашкой. По двору почти никто не ездил, иногда только осенью подмосковные крестьяне привозили в телегах яблоки, упакованные в свежую солому.
Заезжали торговцы рыбой, они кричали „риба, риба живая“. Старьёвщики татары кричали во дворе „старьём берёём, шурум-бурум, у менееест товар продавааат“. Взывали они монотонно, немного гнусовато. Голосами, как несмазанный скрип незамысловатого колеса, кричали ходячие слесари — „чиним, паяем, старые умывальники мотаем, донья вставляем“.
Заходили во двор „петрушка“ и китайцы-фокусники, заходили дрессировщики обезьян и гадальщики с попугаями, сидевшими на шарманке и вытаскивавшими билетик вашей судьбы.
Двор жил своей разнообразной и интересной жизнью. Двор давал концерты, пел, двор кричал, продавая и покупая, чиня и паяя, причём каждый кричавший, в зависимости от ремесла, имел свою интонацию, свой определённый мотив.
Отцу очень нравилась эта разноголосая жизнь двора, она чем-то напоминала ему деревенские ярмарки. Иногда он подражал крикам старьёвщиков, паяльщиков, разных торговцев и у него получалось удивительно похоже».
1
Аполлинарий Васнецов прожил здесь 30 лет до самой смерти. При жизни его часто посещали: Иван Бунин, Владимир Гиляровский, Климент Тимирязев, Фёдор Шаляпин, Василий Поленов, Михаил Нестеров, Константин Коровин и другие известные люди.
После 1917 г. началось уплотнение квартир. В каком году не скажу, но здесь тоже была коммуналка. Возможно Васнецовых потеснили ещё при жизни художника.
1
В 1956 г. в стране отмечали 100-летие со дня рождения Аполлинария Васнецова. В газете «Вечерняя Москва» группа интеллигентов опубликовала открытое письмо о необходимости восстановления мемориальной мастерской выдающегося художника.
(Дом-музей старшего брата В. М. Васнецова открыт для посещений в 1953 г.)
Времена были тяжёлые. Мама рассказывала, как в те годы люди не только по коммуналкам, но и по подвалам жили. Однако власти пошли на встречу. Через два года соседей расселили и квартиру отремонтировали.
Всеволод Васнецов с женой занял две комнаты, в остальных создали мемориальные залы. Сын художника и его супруга передали в ведение музея около 2000 экспонатов: картины, этюды, рисунки, мебель, личные вещи, архивные документы и книги.
1 из 3
1
Всеволод стал первым директором и вместе с женой проводил экскурсии.
2
Многие художники, лично знавшие Васнецова, стали дарить музею свои картины и небольшие эскизы.
1
Они представлены в зале.
1
В двух других комнатах именно Васнецов.
Биография сына тоже весьма интересна. Вместо кисти и красок он выбрал профессию лётчика, его дальнейшая жизнь была связана с Севером.
С 1922 по 1932 участвовал в полярных экспедициях на «Персее» и других судах, вначале как научный сотрудник, в дальнейшем стал руководителем экспедиций. Был сотрудником Государственного океанографического института.
В 1933 году осуждён тройкой ОГПУ на три года условно, в 1989 реабилитирован. В 1940-х годах был директором Ильменского заповедника. Скончался в 1989 г.
2
Повторюсь, Всеволод Васнецов в образовавшемся музее занимал две комнаты, одна из которых проходная. Заходить не разрешают, но интерьер виден и понятен. Здесь книги, фотографии, мебель уже из другой, более близкой нам эпохи. Комнаты сына для осмотра были открыты в 2003 году.
1 из 2
2
По словам научного сотрудника, правнуки Аполлинария Васнецова мемориальную квартиру периодически посещают, но живописцем никто из них не стал.
В 1980 году по постановлению Моссовета было принято решение о расширении музея за счёт соседней квартиры № 22. Спустя три года начались реставрационные работы по разработанному Всеволодом Васнецовым плану.
Были оборудованы выставочные залы, хранилище фондов, кабинеты научных сотрудников, административные помещения.
В 1986 году музей вошёл в состав Третьяковской галереи. После смерти последнего члена семьи — Екатерины Васнецовой — в 1997-м вся коллекция и помещения были переданы в дар Третьяковке.
В квартире 22 первым делом попадаешь в небольшой холл, где обустроена касса, и витрина с книгами и буклетами.
1 из 3
1
Экспозиция разделена на три зала, в каждом из которых художник раскрывается со своей стороны.
Виктор и Аполлинарий Васнецовы родились в Вятской губернии (Кировская обл). В 1850 году Виктору было два года, когда отец, сельский священник, перевёз семью из села Лопьял в Рябово. 6 авг. 1856 г. родился младший брат Аполлинарий.
Отец принадлежал к старинному дворянскому роду, являлся человеком разносторонним и многое старался передать детям, вызывая у них любовь к художественному творчеству. Однако, увы, художниками стали только Виктор и Аполлинарий. Старший безусловно повлиял на младшего.
В 1870—1871 гг. Аполлинарий брал уроки у М. Э. Андриолли, сосланного на Вятку за участие в польском восстании 1863 г. Под воздействием его и других ссыльных молодой человек увлёкся идеями народничества. Сдал экзамен на звание учителя и начал преподавать близ Вятки в сельской школе. Позже в своих идеях разочаровался и уехал в Москву.
1 из 2
1
В 1918—1924 гг. Васенцов погрузился в атмосферу воспоминаний. На основе детских рисунков была создана серия акварелей «Моя Родина». Они проникнуты любовью и задушевностью. Вниманию зрителя предстают окрестности Рябово в разные времена года.
1
Картины выполнены в смешанной технике (итальянский карандаш или уголь, фиксатив, акварели).
2
В зале «Моя Родина» есть витрина, где представлены найденные Васнецовым вблизи Рябово окаменелости, небольшие гравюры, а также стенка стеллажа из мастерской художника.
1 из 2
1
Вятский край издавна славился резьбой по дереву. Аполлинарий Васнецов, перебравшись в Москву, стал посещать Абрамцевский кружок художников, где увлёкся изучением образцов русской резьбы. В конце позапрошлого века, по рисункам художника, в Абрамцевских мастерских был изготовлен целый ряд предметов.
Нельзя пройти мимо массивного буфета с восковой полировкой, украшенного резьбой, орнаментом, изображением птиц и животных, где ни одна, даже самая мизерная деталь, не повторяется.
1 из 2
3
Перекидное кресло в мемориальной квартире (я показывал), чайный столик, табуретки, кресла, а также целый ряд других предметов изготовлены по эскизам художника.
Если европейская мебель часто была ажурной, то здесь каждый стул, стол, кресло своими формами заявляют — мы из средневековья, мы русские.
3
Второй зал самый большой, состоит из двух экспозиций. В прежние времена между комнатами была стенка. Её убрали, отчего зал стал не только больше, но и светлей.
2
Экспозиция «Пейзаж» своим названием говорит сама за себя.
Осенью 1878 г., окончательно решив стать художником, Аполлинарий переезжает в Москву. Учится мастерству у старшего брата, берёт уроки у Репина и Поленова, общается с художниками Абрамцевского кружка. В результате начинает писать ярче и красочней.
2
На раннем этапе творчества А. Васнецов старается совершенствовать увлечение пейзажной живописью, дабы как можно лучше отобразить красоту природы.
1
С 1883 г. молодой художник участвует в выставках передвижников. Его картину «Серый денёк» покупает П. М. Третьяков. В 1888 г. Васнецов становится членом Товарищества.
В 1880-90-ые годы Аполлинарий много путешествует, о чём позже напишет: «Воспитали меня как художника-пейзажиста главным образом мои путешествия и поездки у себя на Родине и за границей.»
2
В зале представлена часть этюдов, созданных на Украине, Урале, Кавказе, в Крыму, а также в Финляндии, Франции, Италии.
2
На стенде карта путешествий, личные вещи, книги.
1 из 2
1
!890–1900 гг. — расцвет творчества. В это время создаются наиболее значимые произведения. В 1900 г. присуждается звание академика живописи. В 1903 г. Васнецов становится одним из членов-учредителей Союза русских художников, объединения, последовательно отстаивавшего реалистические традиции русского искусства.
В 1900 г. в Париже на Всемирной выставке за свои картины «Зимняя сказка» и «Элегия» Аполлинарий удостоился серебряной медали.
У последней судьба интересная. В начале Первой мировой войны, находясь на одной из выставок, картина была похищена.
2
Уже после смерти художника в середине 40-х (возможно в войну) к семье Васнецовых обратился человек. Он предложил, поменять свёрнутую в рулон «Элегию» на этюды. Обмен состоялся. Судьба этюдов неизвестна, зато «Элегия» украшает музей.
В 1898 г. Аполлинарий Михайлович совершает творческое путешествие по Европе. Экспозицию «Городской пейзаж» украшают его работы «Париж. Бульвар Мансури и ж/д вокзал», «Собор Парижской Богоматери», «Озеро Комо», а также помпейские этюды.
Поездка сыграла важную роль в его творчестве. После Италии он научился передавать солнечный колорит. Позже Васнецов признавался, что если бы не поездка в Европу, «он так и остался бы чёрным художником».
4
В любом случае, Россия до конца жизни была определяющей темой творчества.
1
Васнецов несколько раз посещал Новгород, Псков, Кострому, бывал на Украине. Однако, с началом нового XX века, его всё больше и больше начинает интересовать Москва. Васнецов выбирает для сюжетов Лефортово, Коломенское, Найдёново.
4
Почти всё лето 1927 г. художник провёл в селе Коломенское. Друзья, обратите внимание на картину что над роялем в левом углу. Здесь интересно подобран ракурс! Через ворота башни показано массивное основание церкви Вознесения.
3
Изменение облика Москвы, быт и нравы жителей, Васнецов отображал в произведениях. В 1891 г. он работает над иллюстрациями М. Ю. Лермонтова «Песнь о купце Калашникове». В 1897 г. С. И. Мамонтов приглашает оформить в Частной опере декорации «Хованщины» М. П. Мусорского.
А. М. Васнецов много трудился как исследователь, изучал архивы, старинные карты, воспоминания посещавших Москву иностранцев, знакомился с летописями, принимал участие в археологических раскопках.
4
С 1900 г. входил в комиссию Московского археологического общества по сохранению культурного наследия. В том же году совершил полет на воздушном шаре, чтобы с высоты увидеть любимый город.
1 из 3
2
С 1918 г. возглавлял Комиссию по изучению старой Москвы и проводил археологические исследования при земляных работах в центральной части города. В 1931 году стал единственным из художников, публично выступившим против сноса храма Христа Спасителя, написав письмо в газету «Известия».
2
Понимая, что старая Москва стремительно исчезает, в 20-ые годы Аполлинарий Михайлович создал целую серию акварелей на тему истории Кремля — от строительства первых стен в 1156 году до расцвета в конце XVII века.
Работал в оригинальной манере: рисунок делался углём (мягким карандашом), фиксировался, затем накладывалась акварель.
2
В экспозиции «Москва и её окрестности» несколько работ этой серии.
3
На мой взгляд, художник рисовал предполагаемую Москву. Как выглядело то или иное место, он точно не знал и потому выбрал подобный стиль.
1
Более других тронуло за душу «Гонцы. Ранним утром в Кремле. Начало XVII века».
6
На картине нет ни одной проходной детали. Смотреть нужно не спеша и очень внимательно. От понимания мелочёвки может меняться смысл.
Васнецов изобразил внутреннее пространство Кремля вблизи Собакиной (Арсенальной) башни. Что там было в средние века, никто не знает, и потому художник на правах автора воплотил фантазии.
Зима. Город ещё спит. Ставни почти во всех домах закрыты, кое-где дымят печи. Но утро уже наполнено тревогой. Ощущение страха передают чёрные птицы в небе. Апологетом беспокойства являются два всадника. Они скачут по деревянной мостовой, тревожно оглядываясь. Ворвавшись в город, гонцы лошадей на шаг не перевели — их весть крайне важна.
Слева на переднем плане дом богатого боярина, где слуга, углядев гонцов, уже спешит по лестнице. Фасад оформлен в древне-русском стиле. Возле дома колодезный журавель. У железных дверей фонарь. На стене забора колючие ветки — защита от воров. На углу злая химера с открытой пастью.
По другую сторону улицы живут люди попроще. Тут и хибара, что топится по чёрному, и дом воеводы, с расписными воротами и деревянными человечками по бокам, и даже небольшая церквушка.
А вот известие, что принесли гонцы, на всех будет общее. Оно затронет и богатых и бедных.
Картина написана в 1913 году к 300-летию возшествия на престол Романовых. По этой причине трактовать её можно по разному: то ли гонцы принесли весть о приближении Самозванца, то ли о провозглашении царём юного Михаила.
1 из 2
4
Ещё одна знаковая работа «Шум старого парка» написана в 1926 г. и по сюжету роднится с «Элегией». В этот год умер старший брат Виктор. Боль утраты, совместно с размышлениями о бренности бытия, нашли отображение на полотне. Этой картиной Аполлинарий Михайлович мистическим образом прощается с современниками.
1 из 2
3
Подводя итог, могу честно сказать, здесь тот случай, когда школьную Олимпиаду мы проходили с удовольствием!
1
Друзья, мемориальную квартиру А. М. Васнецова для посещений настоятельно советую!