Всем хороша московская улица Варварка — и расположена она в самом сердце столицы, и звездный московский кремль поблизости, и красавица Москва-река. А еще здесь все дышит древностью, ведь как на параде, по ее четной, «красной» линии, выстроились храмы, один древнее другого, и настоящие боярские палаты. Место это, Китай-город, Зарядье, исстари было знатным — патриаршим, боярским, «государевым». Когда-то она была горой и называлась «Псковская горка». Спускаясь сегодня с Варварки по лестнице, что находится у остатков крепостной стены Китай-города, сразу за храмом Святого Георгия на Псковской горе,
13
это ощущаешь: постройки на чётной стороне стоят на 2–3 этажа как бы ниже улицы. «Псковской» эта часть горы стала потому, что при Василии III сюда были переселены знатные люди из мятежного Пскова.
15
Один из главных и уникальных памятников Варварки — палаты бояр Романовых XV века — «Старый государев двор, что на Варварском крестце или у Варвары-горы» — трехэтажный, нарядный, словно игрушечный, терем.
11
Владельцем дома, который мы называем «палаты бояр Романовых», был Никита Романович Захарьин-Юрьев. Жил он в XVI веке и этот дом не строил. На этом месте уже стояли каменные палаты, надстроенные деревянною светлицею. Вероятнее всего, Никита Романович получил усадьбу в качестве приданого после женитьбы на Варваре, дочери боярина Ховрина.
6
Когда сестра Никиты Романовича, Анастасия Романовна, вышла замуж за царя Ивана Васильевича IV (Грозного), царский родственник стал одним из самых высоких сановников того времени. Усадьба на Варварке досталась его старшему сыну, Фёдору Никитичу. Уже в молодости он зарекомендовал себя как большой эрудит, первоклассный наездник и первый московский щёголь. Изображений боярина Феодора Никитича Романова мы не имеем, и судить о его внешнем виде до патриаршества можем лишь по описаниям современников. «В молодости Федор Никитич был очень красив, ко всем приветлив и при том он так хорошо сидел на коне, что все видевшие его приходили в изумление». Кроме того, он был хороший семьянин, а сложен настолько хорошо, что московские портные того времени, желая сказать, что платье сидит хорошо, говорили будто бы: «ты второй Федор Никитич».
7
Потрет боярина Федора Никитича Романова, Илья Репин (прототипом молодого боярина на картине стал великий князь Константин Константинович)
Фёдор Никитич взял в жёны Ксению Ивановну Шестову. Из шестерых детей, родившихся в этом браке, в живых остались только дочь Татьяна да сын Михаил, остальные умерли в младенчестве.
В царствование Бориса Годунова всех Романовых обвинили в заговоре с целью отравить государя и самим занять престол. Фёдора Никитича пытали, а потом сослали в Сийский монастырь под Архангельском, где он стал иноком Филаретом, Ксению Ивановну постригли в Заонежском монастыре под именем Марфа. Их пятилетнего сына Мишу разлучили с родителями, вместе с тёткой отослали на Белоозеро, а усадьбу на Варварке отписали в казну.
7
Все изменило наступление Смутного времени -Лжедмитрий I назвался сыном Ивана Грозного, сводным братом царя Фёдора Иоанновича. Таким образом, он должен был признать Романовых, ведь они были его родственниками (царь Фёдор Иоаннович и Фёдор Никитич Романов были двоюродными братьями). Последнего вызвали в Москву и возвели в сан митрополита Ростовского и Ярославского. Привезли в Москву и его жену, инокиню Марфу с сыном Михаилом. Вероятно, в этот период Марфа с сыном жили на Варварке, в их старом доме.
После падения Лжедмитрия I Филарет вначале оказался в плену у Лжедмитрия II, после освобождения отправился в Смоленск во главе русского посольства к польскому королю Сигизмунду III, где снова был пленён и вернулся в Москву лишь в 1619 году.
7
Марфа и Михаил после освобождения Москвы от поляков уехали в свои родовые костромские вотчины, затем в Ипатьевский монастырь. Что было дальше — знаем мы все — в монастырь прибыло Великое Посольство с сообщением об избрании 17-ти летнего Михаила Фёдоровича на царство.
С 1613 года Романовы жили в Кремле. Марфа стала инокиней Вознесенского монастыря. В 1619 году, когда Филарет вернулся на родину, его венчали на патриаршество. Он стал соправителем сына и был им до конца жизни, фактически руководя московской политикой.
В 1631 году скончалась инокиня Марфа, и её смерть побудила царя и патриарха основать Знаменский монастырь и передать ему земли, на которых стояла родовая усадьба.
13
Знаменский монастырь
Дом Романовых стали использовать для монастырских нужд.
В 1668 году Знаменский монастырь со всеми постройками выгорел, сильно пострадали и древние палаты. После перестройки палат они долго использовались монастырём как казённые кельи.
7
В 1856 году Александр II принял решение о восстановлении старого государева двора и создании музея «Палаты бояр Романовых». Их выкупили у Знаменского монастыря, а восстановление поручили архитектору Фёдору Фёдоровичу Рихтеру.
Основные предметы поступили из Оружейной палаты. В музее представлено много подлинных артефактов, личных вещей Михаила Фёдоровича, патриарха Филарета и инокини Марфы. Музей открылся 27 августа 1859 года, и не закрывался даже в годы советской власти.
Сегодня музей рассказывает о быте знатной столичной семьи второй половины XVII века. Идемте же, хотя бы на полчасика представим себя в атмосфере исторического костюмированного фильма. И первым увидим макет палат — предположительно, так они выглядели после восстановления в 1674 году.
6
Затем, спустившись по узенькой лестнице, мы попадаем в кирпичный подвал XVI века.
4
Здесь хранились запасы продовольствия и домашний скарб.
8
Затем переходим в казну — самое древнее помещение палат, датируемое XV веком. Своды ее выполнены из белого камня — в конце XIV века из подобного выстроили белокаменную стену Московского Кремля.
Деньги в домах знати хранили в холщовых мешках. Но богатство исчислялось не только монетами. Посуда для пира стоила немалых денег и тоже служила мерой достатка. К богатству относилась и «мягкая рухлядь» — так на Руси называли меха, поэтому у стены стоит сундук с мехами.
Непременным атрибутом каждого знатного человека было оружие — холодное и огнестрельное, ведь в любую минуту великий князь или царь мог призвать его в военный поход, и слуга государев должен был явиться на сбор «конным, людным и оружным».
8
А теперь поднимемся в жилую часть.
5
В каждом знатном доме того времени существовали мужские и женские половины. Мы идём в мужскую половину по Красному крыльцу. В старину оно было открытым. На левой стене окна украшены наличниками, напоминая о том, что когда-то здесь была внешняя стена палат. На ночь окна закрывали ставнями. Реставратор Ф. Ф. Рихтер решил сделать крыльцо закрытым.
4
Перед нами — кабинет боярина. В кабинете вся мебель деревянная, работы русских мастеров — столяров и резчиков по дереву. Комната мала по размеру, так как небольшое помещение легче отапливать.
14
Интересной реликвией этой комнаты считаются подлинные кожаные обои, тиснёные, раскрашенные золотой краской. Боярин сидел за столом, принимал посетителей, читал документы. Документы писали на листах бумаги, чаще всего скорописью без разрывов и знаков препинания.
9
Трапезная или столовая палата — самое красивое помещение дома. Орнамент потолка (в основном — растительный) был взят из рисунков украшений царских грамот.
15
В элементах ясно читается виноград, вишни, крыжовник, лимон и ананасы. Причем последние не считались чем-то очень диковинным — и лимоны, и ананасы выращивали в теплицах, в висячих садах в Москве.
12
В центре потолка под люстрой (паникадилом) находится государственный герб — двуглавый орёл. На стене видны изображения грифонов — герба рода Романовых.
11
Будучи царским воеводой, Никита Романович служил в Пернау или Пернове, современный Пярну (Эстония). Ему очень понравился герб города, и он выбрал себе такой символ. Также на стенах и сводах присутствуют монограммы — переплетённые буквы МФР (Михаил Фёдорович Романов).
16
Из трапезных палат одна из дверей ведет в библиотеку. Она рассказывает об интересах хозяина дома и об уровне развития печатного дела и просвещения в России XVII века.
9
Книги, как ценное имущество, хранились в сундуках и нишах. Традиционно значительную часть библиотеки составляла литература религиозного содержания.
5
9
Переходим в терем — изолированную часть дома, где располагалась комната хозяйки дома.
4
Здесь сохранено традиционное убранство помещения: потолки и стены обиты деревом и украшены резьбой. По периметру расположены лавки, покрытые суконными полавочниками. У стены — печь с изразцами, рядом с ней — короб с тканями.
12
Жизнь в тереме была устроена по монастырскому образцу: высшими добродетелями женщины считались смирение, забота о семье, душе, стремление угодить Богу и мужу.
Боярыня ведала всеми домашними делами и распоряжалась слугами. Самой главной заботой хозяйки было воспитание детей, поэтому в комнате находятся колыбель и детские игрушки.
4
Мальчики жили с матерью до 5–6 лет, затем их переводили на мужскую половину, девочки жили на ней до замужества, к которому готовили приданое. На первом плане — сундук-укладка, где хранилось все необходимое для семейной жизни: ткани, одежда, головные уборы, украшения.
11
На столе -книги, свидетельствующие о грамотности хозяйки дома.
8
В красном углу — икона Богоматери, перед ней на аналое раскрыта Псалтырь.
11
Самая светлая комната в палатах была художественной мастерской. Здесь боярыня, ее дочери и мастерицы занимались рукоделием.
11
«Белые мастерицы» шили белье, а «золотые мастерицы» вышивали золотом, серебром, шелками, низали жемчуг, шили и украшали дорогую одежду. На столе лежат приготовленные к работе вещи: крой мужской одежды из турецкого бархата, скально для перемотки уточных нитей, ларчики, в которых хранили предназначенные для украшения одежды жемчуг, кораллы, драгоценные камни, разноцветное стекло.
8
На переднем плане — деревянный ткацкий стан, изготовленный без единого гвоздя и украшенный резьбой.
9
Привлекают внимание слюдяные окна. Хотя в XVII веке стекло уже было известно на Руси, в окна предпочитали вставлять слюду. Первое стекло русской работы было низкокачественное, мутного бутылочного цвета и мало подходило для окон. Добывали слюду на Севере. Поскольку она крошилась, то в рамы вставляли мелкие кусочки, из металлической оправы часто создавали орнамент. Слюда пользовалась большим спросом и в Европе, её импортировали на запад, во многих странах этот минерал называли «мусковит», по стране — экспортёру.
9
Сени — обязательая принадлежность богатого дома, соединяли жилые покои с другими помещениями. В центре витрины находится женское платье (душегрея). Такое платье нашли при раскопках в Китай-городе, оно хорошо сохранилось в деревянном сундуке. Но здесь в музее представлена реконструкция, подлинник находится в Государственном историческом музее. В правой витрине на верхней полке находится раскрытая книга, это «Домострой».
5
Написанный в XVI веке, труд сей содержал свод бытовых и религиозных правил и советов. В книге были главы о том, как вести себя в храме, в гостях, за столом, как чтить царя. Некоторые главы рассказывали о воспитании детей. Отдельные главы содержали сведения о том, как нужно воспитывать мальчика или девочку.
Некоторые части книги прописывали отношения между супругами: «Следует мужьям воспитывать жен своих с любовью примерным наставлением: жены мужей своих вопрошают о всяком порядке, о том, как душу спасти. Богу и мужу угодить и дом свой подобру устроить, и во всем покоряться мужу; а что муж накажет, с любовью и страхом внимать и исполнять по его наставлению и согласно тому, что здесь писано». Книга регламентировала, за что муж может побить жену. Но также ему следовало после наказания пожалеть и простить супругу. Подробно расписывались обязанности каждого члена семьи, вот так, например, должна вести себя примерная жена: " И чад своих поучает, как и служанок, и не гаснет светильник ее всю ночь: руки свои простирает на труд, утверждает персты на веретене», или же «Жене же тайком от мужа не есть и не пить, захоронков еды и питья втайне от мужа своего не держать; у подруг, у родни тайком от мужа своего питья и еды, поделок и подарков никаких не просить и самой не давать, и ничего чужого у себя не держать без ведома мужа; во всем советоваться с мужем, а не с холопом и не с рабой. А завтракать мужу и жене не годится врозь, разве уж если кто болен; есть же и пить всегда в положенное время».
В «Домострое» также были кулинарные рецепты, он давал актуальные советы по рачительному ведению хозяйства. Как вам, например, такой лайфхак: «Какой же рыбы нет в запасе или запас издержался, а целой бочки одному не одолеть купить, возьми товарища или двух — бочку осетрины или белужины или сельдей или какой-нибудь рыбы, или осетрины, или икры какой купи вместе: тогда с рубля пяти алтын не додашь; и не будет чего в запасе, а для гостя или себе понадобится что купить, такого на рынке не сыщешь, а если и достанешь не в пору — и купишь втридорога, и кусок не в радость»?. «Домострой"в зажиточных семьях читали наравне с Библией.
8
Спускаемся на этаж и попадеам в «комнату старших сыновей».
3
11
Сыновья боярина проводили много времени за учением. Отец редко сам учил детей, он был занят на службе. Для этой цели он нанимал учителей, как правило, подьячих — старательных, исполнительных, образованных людей, которые не могли высоко подняться по службе, потому что происходили из недостаточно знатных родов.
13
Времени на освоение наук у мальчиков было немного. Старших сыновей очень рано отправляли на государеву службу. Например Миша Романов поступил стольником на службу к царю Василию Шуйскому в 10-ти летнем возрасте.
Одна из них — букварь Кариона Истомина — иллюстрированная азбука, в которой каждой букве соответствовала картинка. Также в сундуке видим Часослов — сборник молитв, есть здесь и учебник риторики.
Учили мальчиков и географии. Далеко не каждая богатая семья могла позволить себе глобус. По тем временам он стоил годового жалования высшего государственного чиновника.
На комнате старших сыновей осмотр экспозиции заканчивается.
8
Адрес палат: Москва, ул. Варварка, 10
Стоимость билета для взрослых граждан РФ — 500 руб.