Вот как не встрепенуться, если где-то обещают показать наряды от знаменитого кутюрье? Тем более, когда это «где-то» находится в Зарядье, а значит очень даже по пути. Ну, и времени, надо полагать, понадобится немного, т. к. где же там — в Старом Английском дворе — развернуться? Небольшое ведь совсем здание.
15
Весна в Зарядье...
В общем, прочитав о выставке «ЛАМАНОВА. Русский дресс-код», решила сходить обязательно.
2
Не так давно в Москве уже показывали некоторые из работ легендарного российского модельера, но в павильон под «Рабочим и колхозницей» (странно звучит, но не мной придумано))), где размещалась та экспозиция (времен НЭПа, если ничего не путаю), я так и не собралась: ВДНХ как раз совсем не по пути. То ли дело Зарядье! Мимо пробегая можно заскочить!
10
Почему-то сам Старый Английский двор мне фотать не захотелось. Он слева, а по центру - храм Максима Блаженного на Варварке.
На месте оказалось, что выставочное пространство совсем уж сузилось: постоянные экспонаты Старого Английского двора не потревожили, отдав временному проекту лишь подклет белокаменного средневекового дома. Ведет в эту, самую старую часть здания, довольно крутая лестница; и древность, когда спускаешься, ощущается будь здоров! Толщину стен — а они здесь до двух метров — прямо-таки на уровне спинного мозга чувствуешь.
Наряды нарядами, но заодно узнала еще, откуда само слово «подклет» взялось. Оказывается, «клетью» звалась главная составляющая почти любой постройки в русском зодчестве. Использовалась клеть для хранения имущества, либо как летнее жилище, спальня. Ну, а подклет, это, соответственно, либо цокольный этаж, либо и вовсе подвал, как здесь. В церковных подклетах нередко размещались усыпальницы, подклеты в купеческих домах позволяли сохранить товар и от летнего зноя, и от зимней стужи, и от пожаров.
В наше время под сводами глубокого подвала Старого Английского двора создали мультимедийный мономузей #ПОДКЛЕТ. Экспозиции здесь строятся вокруг одного знакового предмета, исторического артефакта, диковины, явления. «#ПОДКЛЕТ — интеллектуальный аттракцион, кабинет редкостей, помещенных в мультимедийное поле». Оказывается, мне повезло «прочитать» аж одиннадцатую «главу» проекта (именно так тут называют каждую из экспозиций). До того чего только не демонстрировали: от коллекции берестяных грамот до «Твида по-русски». То есть направленность весьма разнообразная, выбирай на свой вкус.
Благополучно не «пересчитав» старинные вытертые ступени, добралась до собственно подклета. И поначалу расстроилась: платьев, как и обещал анонс, всего пять… А я-то надеялась, что это «очепятка» какая-то…
12
Но — «мультимедийное поле» недаром упомянуто. На стенах размещены экраны, где много чего можно посмотреть -почитать в дополнение к «объектам» реальным.
Выставка «ЛАМАНОВА. Русский дресс-код» это совместный проект парка Зарядье и музея МХАТ. Оказывается, музей Художественного театра располагает одной из самых обширных коллекций предметов, созданных Надеждой Ламановой. В его фондах хранится более 50 костюмов к разным спектаклям. А те пять, что были представлены на выставке, это платья дам из спектакля «Анна Каренина» 1937-го года. И прежде всего удивляет, насколько тщательно они сделаны.
11
Порой ведь театральные костюмы только издалека хорошо смотрятся, вблизи выясняется, что и мех не мех, и шелк на самом деле искусно покрашенный ситчик. Эти же платья выглядят так, будто их носили в жизни, а не на сцене.
6
Так что 11-я глава проекта #ПОДКЛЕТ посвящена творчеству Надежды Ламановой в том числе и как театрального художника.
Имя Ламановой несомненно самое значимое для отечественной моды первой половины 20-го века. Мода Российской империи не была ни самостоятельной, ни оригинальной. Фасоны туалетов брались из французских или немецких журналов мод, ателье и дома моды также держали иностранцы. Уроженка деревни Шутилово Нижегородской губернии (родилась в 1861 году) Надежда Ламанова стала исключением из этого правила.
Она дружила со знаменитым Полем Пуаре, ее портрет писал Серов. Талант Надежды Петровны ценили основатели МХАТа Станиславский и Немирович-Данченко, ее новаторское видение впечатляло и парижских коллег-конкурентов. К середине 19-го века мир моды, предназначенный раньше лишь представителям высших сословий, становится более доступным. Уже была изобретена швейная машинка, появились искусственные красители для тканей, открывались магазины готового платья. Правда, положение в обществе все же имело значение:
3
На экранах можно было полистать изображения дамских туалетов по годам. Заметно, что в середине 19-го века царствовали кринолины.
3
И экранная страничка уверяла, что придумал сие сооружение из нескольких металлических обручей Чарльз Фредерик Ворт. Но меня бес попутал почитать о кринолинах дополнительно, в результате выяснила, что юбки на металлическом каркасе существовали еще в 16-м веке! И название «кринолин» как раз-таки к обручам отношения не имеет: в середине позапрошлого века пышную форму юбки поддерживал льняной чехол (line- лён), проплетенный конским волосом (сrin). Но, видимо, такой чехол все же не позволял делать нижнюю часть платья супер-объемной, и вскоре конский волос только в названии и сохранился. Его заменили нижние юбки, державшиеся уже не на металлических, а на костяных обручах, которые, были легче.
Заслуга же Ворта в том, что он пошел еще дальше и придумал делать совсем легкие — и гибкие! — кринолины из проволоки. Дамам стало куда проще проходить, например, в двери. В связи с чем, объемы юбок достигли совершенно невероятных размеров! К тому же кринолины стали общедоступны (не от Ворта, конечно!), а на их изготовление уходили ежегодно сотни километров проволоки.
Но французский модельер английского происхождения действительно стал первым во многом: так, например, именно он придумал устраивать модные показы с манекенщицами, первым начал ставить на изделия свою метку (пришивал ленточку с именем), в 1871-м основал первый в истории дом моды House of Worth.
Наряды его и правда были чудо как хороши, некоторые из них видела пару лет назад на выставке придворного костюма в ГИМе: Ворт создавал туалеты и для императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III.
Вот даже и не знаю, предполагали ли представленные на выставке наряды наличие корсета? Во времена Анны Карениной их, конечно же, носили все без исключения. В том или ином виде это орудие пытки просуществовало до Первой мировой войны. Фотографии из МХАТовской постановки, пожалуй, свидетельствуют в пользу оных — вон какая талия у дамы:
3
Но все же в 1937-м отыграть целый спектакль, и надо думать, достаточно длинный, будучи затянутой в корсет, было уже очень непривычным.
Кстати, разделение корсета на верхнюю и нижнюю части (пояс для чулок) произошло в 1903 году по предложению парижского врача Жозефины Гош-Саро. Но это уже будет царство модерна, а до того, в последней трети 19-го века, наступила эпоха турнюра.
3
И как раз в это время, с открытия собственного ателье началась карьера Надежды Ламановой. Будущему гению моды всего 24 года!
5
А гений признанный — все тот же Чарльз Ворт — первым был и тут: именно он нафантазировал турнюр, полностью вытеснивший к 1879-м годам набивший оскомину кринолин. «Турнюр представлял собой ватную подушечку, валик или сборчатую накладку из простеганной и жестко накрахмаленной ткани, которые закрепляли при помощи завязок или ленты чуть ниже талии на заднем полотнище нижней женской юбки. Благодаря этому приспособлению фигура приобретала характерный силуэт с выпуклой нижней частью в форме буквы S. При этом эффектно подчеркивалась талия и рельефность фигуры».
5
Право слово не знаю, чем турнюры были удобнее кринолинов! Правда с трех сторон платья стали уже, и дамам теперь не требовался целый диван, чтобы уместиться на нем с широченными юбками, но турнюр и вовсе позволял присесть только боком на краешек стула. В связи с чем — тадаммм! — какой-то умник додумался помещать в заднюю часть платья складные стульчики, которые можно было незаметно разложить и отдохнуть.
5
По мне так уж лучше кринолин, чем ходить с прикрепленным, пардон, к попе стульчиком!
Но, вернемся все же от кутюрье парижского (кстати и этот термин появился благодаря Чарльзу Ворту) к «кутюрье всея Руси». Происходит Надежда Ламанова из обедневшего дворянского рода, отец ее к моменту рождения старшей дочери имел чин полковника. После окончания Мариинской женской гимназии в Нижнем Новгороде Надя уезжает из родительского дома, решив самостоятельно зарабатывать на жизнь. Причем не учительницей или гувернанткой (соответствующее свидетельство было получено в гимназии), а довольно неожиданно — закройщицей, поступив в Московскую школу кройки и шитья О. А. Суворовой. После двух лет учебы Ламанова начала работать в мастерской госпожи Войткевич, быстро став известной среди московских модниц.
7
Причем, модницы вспоминали: «истиранит примеркой, но зато и платье получится, как из Парижа!». «Тирания» эта происходила от необычного метода работы Ламановой: она никогда не делала рисованных эскизов и выкроек. Надежда Петровна долго рассматривала фигуру клиентки, а затем начинала творить: набрасывала ткань прямо на заказчицу, намечала складки, драпировку, закалывала материал множеством булавок, требуя при этом не ойкать от уколов, не вздрагивать и уж тем более не двигаться. «Страдания» могли длиться час! Наконец раздавалось: «Снимайте осторожно, эскиз готов». После чего прообраз платья отправлялся к швеям.
2
Сама Ламанова за швейную машинку не садилась никогда. Не знающие этого клиентки иногда просили: «Только, пожалуйста, сшейте вы сами». И слышали в ответ: «Я вообще не умею шить». ????????? Немая сцена))) «Да, — продолжала Ламанова, — я только оформляю модель, какой она мне видится! Шить — это не мое дело. Ведь архитектор, создавая здание, не станет носить на своем горбу кирпичи, его не заставишь вставлять стекла в оконные рамы — для этого существуют подмастерья…»
К 24-м годам Надежда Ламанова открывает собственное дело, а в 1904 году ее ателье обрело самый известный свой адрес, разместившись в специально построенном четырехэтажном доме на Тверском бульваре, 10. Со временем у нее стало работать около 300 мастериц. Огромен был и доход: мастерская давала до 300 тысяч рублей в год, то есть более 800 рублей в день. Для сравнения — в начале века средняя зарплата в России была 37 рублей 50 копеек в месяц.
В начале 1900-х годов Париж остается признанной столицей моды, и Надежда Ламанова часто бывает там и даже «держит квартиру». Одной из самых ярких фигур мира моды первой четверти 20-го века считался Поль Пуаре. Ламанова была с ним хорошо знакома и во время своего визита в Россию в 1911-м году лекции «о современном дамском платье» Пуаре читает на Тверском, 10, в ателье Ламановой.
В своей книге «Одевая эпоху» Пуаре так вспоминал о своем визите в Москву: «Мысленно проезжая по Москве, не могу не задержаться у Дома Моды мадам Ламановой, знаменитой портнихи тех прекрасных времен, с которой я дружил и о которой всегда вспоминаю с теплым чувством. Она открыла мне всю фантасмагорию Москвы, этого преддверия Востока. Как сейчас я вижу иконы, Кремль, миниатюрные колокольни Василия Блаженного, извозчиков, гигантских осетров, икру на льду, чудесную коллекцию современной живописи господина Щукина и вечера в Яре».
В 1898 году Надежде Ламановой было пожаловано звание поставщицы Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны. А через шесть лет Надежда Петровна стала и стала поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны.
13
Платье вечернее из розового шифона на атласном чехле. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой. Вторая половина 1890-х. Фото из Сети.
11
Платье вечернее (лиф и юбка) из жёлтого бархата и шифона. Принадлежало императрице Александре Федоровне. Мастерская Н. Ламановой. Начало XX в. Фото из Сети.
Несколько костюмов для знаменитого «русского» бала 1903-го года были изготовлены в ателье Ламановой. В том числе костюмы Елизаветы Федоровны и ее супруга Великого князя Сергея Александровича.
4
Костюмы эти до мельчайших подробностей повторяли старинные наряды времен первых Романовых.
Для графини Софьи Александровны Ферзен был создан костюм боярыни 17-го века.
3
Княгиня Варвара Долгорукая (сестра Софьи Ферзен), которую Ламанова для этого бала одела в девичий наряд родной ей Нижегородской губернии, писала: «Талант, вкус и стиль Надежды Петровны Ламановой были исключительны. Мы гордились ею. Никто не мог сравниться с ней, даже лучшие дома французской моды».
Носить платье, сшитое в ателье Ламановой, было невероятно престижным. На лучших вещах появляется ее автограф, напечатанный золотой краской по белой шелковой ленте корсажа.
В 1901 году по приглашению К. С. Станиславского Ламанова начинает работать с Московским Художественным Театром.
Причем для этого «поставщице Двора» необходимо было получить высочайшее разрешение, т. к. в дореволюционное время работа театрального художника считалась «ступенькой вниз».
7
Платье вечернее из плотного белого шёлка и шифона. Мастерская Н. Ламановой. 1910-е. Фото из Сети.
Надежда Петровна, «связавшись с богемой», рисковала очень многим: и репутацией, и расположением клиентов, и положением в обществе. Но костюмы для спектакля «Вишневый Сад» в МХТ так понравились публике, что необходимое разрешение было дано.
Теперь у Ламановой одевались Вера Холодная, Ольга Книппер-Чехова, Вера Коралли, балерины Тамара Карсавина и Екатерина Гельцер. В платьях от Ламановой изображены на портрете Серова Мария Ермолова,
5
Валентин Серов. Портрет М.Н.Ермоловой. 1905. Фото из Сети.
а на портрете Сомова — Ефимия Носова (дочь Павла Рябушинского, известная собирательница русского изобразительного искусства начала 20-го века).
5
В последнее десятилетие века 19-го наступает эпоха модерна. В моду входит легкий струящийся силуэт.
4
Одежда украшается пышным декором, используются дорогие ткани и кружева, вышивка и стразы, стеклярус, перья. А вот корсеты приобретают максимальную длину, корректируя силуэт от шеи до колен! Но это уже закат их владычества.
И, кстати, Ламанова одной из первых в России поддержала идею Поля Пуаре — обходиться в женском костюме без корсета, что и начала делать уже со второй половины 1900-х.
Казалось, так будет всегда, но случился 1917-й… Дом на Тверском бульваре национализируют, лишают имущества, но Надежда Ламанова с мужем принимают решение не покидать Россию. Даже несмотря на то, что 1919-м два с половиной месяца она провела в Бутырской тюрьме. Причем, без предъявления какого-либо обвинения. Вызволил Надежду Петровну из заключения Максим Горький.
Ламановой уже 58, жизнь перевернулась с ног на голову, однако, едва придя в себя выйдя из тюрьмы, она обращается к Луначарскому и получает разрешение открыть и возглавить Мастерские современного костюма, переключившись с создания эксклюзивных туалетов на выпуск платьев, «которые были бы приспособлены по своей простоте, удобству и дешевизне к нашему новому рабочему быту».
Трудности, похоже, только придают Надежде Петровне энергии.
2
Нет тканей? Будем шить из лоскутов, полотенец, простыней, одеял, занавесей!
1
Меньше, чем через десять лет после полного вроде бы краха, имя Ламановой вновь звучит в Париже: в 1925-м на Международной выставке коллекция, созданная в содружестве с Верой Мухиной, получает Гран-При «За национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Преображенный гением модельера, русский стиль в одежде становится популярным течением.
5
В последние годы Надежда Петровна в основном работала для театра. Благо тут можно было вновь вернуться к великолепию былых времен. Фотографии из мхатовской «Анны Карениной» 1937-го года впечатляют: сколько народа нужно было одеть!
4
И не абы как, а в полном соответствии с эпохой.
6
В ту пору классику еще не играли босиком и в мешковине…
3
7
Даже такая деталь, как петля для подхватывания шлейфа (специальные крючки для этого существовали!), и то не была забыта.
8
6
Вот она эта петля — шнурочек зелененький внизу юбки:
3
Обратила на него внимание, т. к. год назад в Костроме как раз думала, каким же образом использовался подобный крючок, не просто же за подол юбку цепляли?!
Один из экранов выставки позволял как бы примерить на себя наряды из спектакля: ткнешь пальчиком на изображение понравившегося, и его проекция возникает в большом «зеркале». Встаешь напротив — и платье на тебе.
5
Идея-то интересная, но малость непродуманная. Во-первых, рост у всех разный, мне, чтобы «совпасть» с изображением приходилось встать на носочки, во-вторых, платье поверх куртки — так себе смотрелось))). Летом, когда одежды меньше, и она с коротким рукавом, наверное, получалось бы лучше.
Кроме того, на еще одном экране, рядом с подиумом с настоящими платьями, демонстрировались 3D проекции работ Надежды Ламановой послереволюционного периода. Увы и ах почему-то видео сюда не вставляется хоть убейся, пришлось грузить их отдельно. Вот ссылки:
Голубое пальто, мне кажется, фасон на все времена!
Прожила Надежда Ламанова жизнь долгую и необычайно насыщенную, оставаясь до последних дней тысячу раз женщиной. Вот как она выглядела по воспоминаниям очевидца в 78 лет: изящный строгий костюм кремового цвета, отделанный бархатом, юбка длинная, но не слишком — видны были ноги в шелковых чулках и, что удивительно для ее возраста, на высоких каблуках, на руках с ухоженными ногтями — дорогие кольца. И легкий аромат французских духов, стойкий, как она сама.
6
А это прямо до мурашек: незадолго до смерти Надежда Петровна сказала своей близкой подруге Вере Мухиной: «Я, наверное, скоро умру, потому что у меня осталось всего только две капли духов «Коти»…
2
Не стало Надежды Ламановой в октябре 1941-го… Родилась в год отмены крепостного права, а скончалась за два месяца до своего 80-летия. Скоропостижно, и увы, не последнюю роль в этом сыграл нервный срыв: опоздала на эвакопункт, и коллектив МХАТа, которому она как художник посвятила почти половину жизни, отбыл в эвакуацию, не дождавшись ее…
7
Оказалась никому не нужна…
Широкой публике имя Ламановой долгие годы было практически неизвестно. Да и каких вообще модельеров знали в Советском Союзе? До Славы Зайцева только специалисты ведали, кто там что творит на Кузнецком мосту. Хотя на самом деле работы Надежды Петровны видели абсолютно все, если учесть, что, например, костюмы Любови Орловой в фильме «Цирк» созданы именно ею.
Но работники «модного цеха» Надежду Ламанову, конечно же, помнили. Пользуясь ее опытом, в условиях массового пошива старались уйти от чего-то «средненького кое-как», создавали при минимуме средств свой стиль, «делали» моду вопреки всему.
В наше время забытые имена возвращают из небытия, и уже более десяти лет в Росси проходит международный конкурс молодых художников-модельеров имени Надежды Ламановой — выдающейся женщины, умевшей сохранять достоинство и преданность любимому делу на самых крутых виражах истории.
Крохотный зал и всего пять платьев… Думала быстренько напишу, вставив немногие фото, а в итоге такое вот погружение в тему получилось…