В Музее истории медицины я уже был. Компанию составила Лена, о чём после написала заметку Метаморфозы Университета: От Императорского до Сеченского.
В Музее истории медицины я уже был. Компанию составила Лена, о чём после написала заметку Метаморфозы Университета: От Императорского до Сеченского.
С момента нашего визита прошло три года. Слева от здания, как и прежде, мощная глыба гранитного обелиска Медикам героям ВОВ.
А вот справа появился новый памятник посвящённый Подвигу медицинских работников в борьбе с COVID-19. Он представляет скульптурную композицию: фигуры медиков, где за их спинами — Земля. Сверху надпись: «Подвигу медицинских работников в борьбе с COVID-19».
Открытие состоялось в июле 2021 г. Основная идея — противостояния добра и зла — медицинских работников и Covid-19. Автор — Салават Щербаков, академик Российской академии художеств, народный художник России.
Надо сказать, в музей я направился не сам по себе. Меня попросили, сопроводить детей на экскурсию. Я был в полной уверенности, что предстоит осмотр уже знакомой экспозиции. Оказывается, нет, детей до 16 лет туда не пускают. Для младшего возраста существует другой музей.
Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова (Сеченовский университет) — старейший, крупнейший и ведущий российский медицинский университет, основанный в 1758 году. С 1955 года носит имя выдающегося русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова.
Это самый настоящий город в городе со множеством разновозрастных и разноплановых зданий. Какое из них старейшее, сказать не берусь. В любом случае, привлекает внимание бревенчатый дом позапрошлого века. В прежние времена здесь жили врачи, работавшие в больнице. В советские годы избу перенесли на новое место. Какое-то время использовали в хозяйственных целях и вот теперь это музей.
Заходим, раздеваемся в гардеробе, в коридоре две большие картины. Художников не запомнил. На первой отображено начало операции. Она называется «Человек будет жить».
На второй фронтовая медсестра дежурит возле отдыхающих бойцов.
Музей интерактивный, посвящён подвигу медиков в ВОВ.
Сотрудники в игровой форме рассказывают и показывают, что происходило с солдатом на фронте после ранения. В первой комнате инсталляция медицинского блиндажа.
На стенах карты и плакаты, телефон, чашки и тарелки, на полках медицинские растворы.
Однако главный элемент стол с нависающей лампой. Ребятам дают плащи и пилотки, игрушечные винтовки и автоматы.
Прежде всего хочется рассказать о героическом подвиге медсестёр и санитаров, находившихся на переднем крае. Следуя за наступавшими войсками, они осматривали павших на предмет ранений.
Если боец был ранен, накладывали жгут с запиской о времени затяжки (в тёплое время год держать жгут более одного часа нежелательно). После, при помощи плащ-палатки, бойца перетаскивали в безопасное место. Если у солдата было оружие, медсестра обязана была эвакуировать его вместе с автоматом, винтовкой и даже пулемётом. В противном случае считалось, что она не выполнила приказ.
В чуть более безопасном месте они сдавали раненного дежурившим санитарам, те на носилках относили бойца в полковой госпиталь, а медсестра ползла обратно за следующим солдатом.
При этом обстрела противника никто не отменял. Медсёстры и медбратья часто погибали вместе с ранеными.
В полковом госпитале происходил первичный осмотр.
В первую очередь делали перевязки, распределяя, кто нуждается в срочной операции.
Помню в фильме «Они сражались за Родину» есть эпизод, как солдату (Бондарчук) фельдшер разрезает сапоги, дабы подобраться к ранам, и как тот ругается.
Эпизод из жизни. Медикам категорически запрещалось отвечать раненым, если те вдруг, находясь в неадекватном состоянии, начинали материть спасителей.
Следующим этапом, если ранение было серьёзным, являлся санитарный поезд.
Музейщики воспроизвели инсталляцию купе.
Лиц не видно, солдаты лежат спиной.
О необходимости санитарных поездов впервые высказывался Н. В. Склифасовский.
Многие его разработки были внедрены в жизнь во время ВОВ.
Санитарный поезд доставлял в госпиталь.
Их старались обустроить в глубоком тылу.
Очередная инсталляция даёт возможность понять, что представляла собой больничная палата.
Какими были матрасы, одеяла, посуда, что такое утка.
Все окна заклеены крест накрест. Чёрная ткань штор оригинальная, помнит немецкие бомбёжки.
Последний зал самый большой. Его главным элементом являются фигуры военврачей, одетых по форме ВОВ.
Здесь демонстрируются фильмы и кинохроника.
Маршалу Рокосовскому принадлежит фраза — Берлин брали раненые! Это действительно так, 72% советских солдат возвращались в строй, продолжая воевать. У союзников и немцев показатели ниже.
За свои подвиги во время ВОВ 13 медиков удостоились звания Героя Советского Союза.
Ещё раз повторюсь, музей интерактивный. Для детей в форме игры рассказывается и показывается, как перевязывать рану, как ползти, перетаскивать и переносить раненого, не поднимая больного поменять простынь в госпитале и многое другое.
После экскурсии детям на память подарили ручки в виде шприцов, значки, пилотки и фломастеры. Очень достойный и познавательный музей. Для школьников однозначно рекомендую!