Возвращаясь из майской поездки по Европе, я специально выделила день на московские музеи. И первым из них стал Музей современной истории России. Расположен очень удобно: от м. Пушкинская 5 минут. Пройти мимо невозможно… почти невозможно, разве что мегалогичнму человеку просто не придет в голову, что история ХХ века расположилась в бывшем Английском клубе, в здании первой трети века XIX. На полукруглой площадке у входа стоят орудия времен 1917 года: свершилась революция, клуб прекратил свое существование. И уже через 3 года здесь был открыт Музей революции, который впоследствии видоизменился до Музея современной истории.
Что означает «современной»? Период охвата — около 150 лет, предыдущие этапы представлены в Историческом музее. А здесь первые залы посвящены отмене крепостного права, самодержавию и предреволюционной истории России от Русско-японской войны до анархистов и народовольцев.
Здание недолго пустует: уже в 1922-м здесь открывается выставка «Красная Москва» — к 5-летию революции. Таким образом, уже через 3 года музей будет отмечать свой 100-летний юбилей. Сначала в его залах демонстрировалась история революционно-освободительного движения в нашей стране, включавшая, конечно, не только события 1917 г., но и задолго до того: XVII—XIX вв., крестьянские восстания, декабристы, революционеры-демократы, гражданская война и т. д.
Еще через пять лет задачи расширились, и в музее можно было увидеть экспозиции, рассказывающие о строительстве социализма, культуре и быте нового, советского, общества.
То здесь, то там можно встретить большие подборки картин советских художников тех лет. Сейчас эти хрестоматийные полотна часто называют наивными, но кто знает — может, через 100 лет наши современные шедевры будут вызывать улыбку у потомков?
1927-й, Кузьма Петров-Водкин: «Первая демонстрация» («Семья рабочего в первую годовщину Октября»).
А это Георгий Нисский, «Самолет „Москва“» (1939).
Вообще к началу Великой Отечественной войны музей стал одним из самых значительных среди музеев исторического профиля. В его коллекции было уже около миллиона артефактов, и это не считая выставки подарков от советского народа И. В. Сталину (выставка открылась в 39-м и существовала до ХХ съезда, т. е. до разоблачения культа личности. Теперь она снова функционирует, и подарков этих — великое множество со всей страны).
К моему огромному сожалению, с 10 по 16-й залы были закрыты на ремонт. То есть военные годы я не увидела вовсе, часть 30-х и 50-х тоже остались «за кулисами». Особенно жаль, что скрыта самая большая коллекция советского политического плаката. Спросила сотрудницу, можно ли рассчитывать, что к осени откроются. «Нет-нет, не раньше следующего года».
Поэтому пласт истории длиной в двадцать лет пока что, увы, пропущен. Переходим сразу к 1953-му.
Немного о формате залов: он достаточно дискретный, и дело даже не в том, что часть их закрыта на ремонт. Здесь нет ни постепенного перехода от года к году, ни плавного повествования. Даже надписи в витринах минималистичны и только на русском языке(не позавидуешь иностранным посетителям!), на английском есть только описание у входа в каждый зал. Школьникам определенно ходить без грамотного взрослого спутника смысла нет, как вариант — взять экскурсию.
Поэтому от музея получаешь не столько информационную, сколько эмоциональную составляющую. Вместо сухих аннотаций, взятых словно из энциклопедии, — просто предметные иллюстрации вех нашей истории: вот VI фестиваль молодежи и студентов в Москве, вот освоение целины, первый полет в космос, вручение Нобелевской премии нашим физикам, а вот и перестройка, следом — очень современные залы, посвященные 90-2000-м, где в режиме нон-стоп крутится «Намедни-93»…
Письмо Бориса Пастернака Евгению Евтушенко.
В плане экскурсий музей кроме привычных гидов предлагает робота-экскурсовода. Правда, лишь в одном зале — минут на 20. Робот — парень старательный, но не навязчивый: легко идет на компромисс, все время спрашивает, продолжать ли дальше, и если какая-то тема поднадоест — легко и охотно переходит к следующей «по мановению руки», буквально достаточно нажать пальчиком на его дисплей))
Хороший музей! Порадовали интерактивности, сенсорные экраны, мульмедийные проекторы. И даже некоторая сумбурность показа кажется соответствующей сумбурности прошлого века.
Про удобство расположения я уже сказала, осталось назвать цену: 300 руб. полный билет, пенсионерам и студентам — полцены. В отзывах многие говорят, что фотосъемка — за отдельную плату, но в мое посещение этого не было, мне фотографировать бесплатно никто и ничто не препятствовало, если не считать множества стекол и бликов в витринах. Думаю, что в следующем году, если доведется побывать в Москве, зайду сюда снова: все-таки хочется посмотреть те самые залы с 10-го по 16-й…