27-го апреля в Царицыно (Хлебный дом) открылась выставка «Под маской Венеции».
Анонс был многообещающим: «Проект „Под маской Венеции“ подарит москвичам и гостям столицы эмоциональное погружение в атмосферу этого необыкновенного города, атмосферу любви и свободы. Головокружительный карнавал под открытым небом, воображаемая прогулка по улицам и каналам, путешествие в прошлое, знакомство с культурой XVIII века — интерактивные возможности выставки помогут влюбиться в этот город тем, кто там ещё ни разу не был, и открыть для себя новую Венецию тем, кто так же, как я, знает этот город и восхищается им» (Эдит Куснирович, исполнительный директор Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес»).
И, разумеется, в один из дней неожиданных майских каникул я отправилась в Царицыно. Опасалась, что будет много народа, но нет! Что в общем-то и хорошо, только вот часть посетителей отсеивалась по причине, которой вполне могло бы и не быть. Дело в том, что вход только по онлайн билетам. Такая история сейчас во многих музеях, но до сих пор, купив заранее электронный, я обнаруживала, что в кассе спокойно можно приобрести билет доковидным способом. Потому в этот раз электронный решила не покупать — вдруг какой-нибудь кирпич на голову, и плакали тогда мои денежки.
Оказалось, здесь все строго — действительно только электронные! Ну, у меня-то телефон с инетом с собой, потыкала пальчиком в экран, купила. А многие, узнав, что без онлайн никак, разворачивались и уходили. Так и не узнав, что это только первая часть билетного аттракциона.
Дяденька на входе на экран с подтверждением оплаты смотреть отказался, ему требовались только мои 36,6. Спустилась на эскалаторе вниз, в фойе, и опаньки — табличка: ваш электронный билет следует обменять на бумажный в кассе! То есть?! А за каким тогда, простите, бесом, требование покупки онлайн?! И ладно бы электронный просканировали, и мигом выдали бумажный, нет — кассир, глядя на экран моего телефона, стучала по клавишам, что-то куда-то вводя. Я томлюсь у «прилавка». Смысл?! Как насчет «контактов»?! Наконец с бумажным билетиком топаю на контроль, и вижу передо мной девушку с распечатками билетов (постарался человек дома!) и… в дополнение к ним с бумажными! Тоже заставили получать! Нет, как хотите, а либо всем этим ковид-функционерам надо лечить головы, либо это откровенное издевательство над нами, бедными… А скорее всего — и то, и другое…
Уф… Какие-то неправильные эмоции перед «головокружительным карнавалом»…
К счастью, после контроля попадаешь в просторный, светом наполненный атриум Хлебного дома, который и сам по себе хорош, а этим утром тут к тому же шла репетиция органного концерта. Бонус! И музыкотерапия… Звуки органа, мне кажется, всегда гармонизирующее воздействие оказывают, вот и сейчас, были ой как кстати… Посидеть бы послушать подольше, но уже вижу маску над аркой слева, хочется поскорее посмотреть, что же там…
8
К залам выставки ведет лестница, на стене — рисунки гондол. Симпатично!
1
Ну-с, вот и вход! И — та-дамм: встречает вас еще одна табличка, извещающая, что фото- и видеосъемка категорически запрещены! Приплыли… Расстроилась, конечно, но решила, что авось как-нибудь и получится? Ну, хоть на телефон? Правда, в первом зале без вариантов — тут почти пусто и дама-смотритель бдит изо всех сил. Хотя, что бы случилось с золотым львом (позолоченное дерево) и ажурным ферро гондолы, единственными экспонатами здесь, от съемки без вспышки, право слово, не знаю.
Анонс выставки обещал, что посетители побывают на знаменитом карнавале, заглянут в казино, в светский салон, в будуар знатной венецианки… Звучит весьма неплохо! Увы, реальность весьма скромна. Залы вернее было бы назвать комнатами, и сами по себе невелики, и экспонатов там совсем немного.
Похоже, не стоило и расстраиваться из-за запрета съемки… Чуточку мне все же удалось попиратствовать, но это было сложно…
Из описания выставки на сайте музея: «Композиция выставки предлагает выбрать один из двух маршрутов — и двух вариантов отношений с удивительным городом XVIII века в период ее прощального яркого цветения».
Нет, ну если три комнаты слева от входа и три справа это МАРШРУТЫ, то конечно… Интересно, у кого это не хватит сил на оба сразу, что надо «выбрать»?..
Первый «зал» справа посвящен карнавалу, но, увы, праздничного здесь, собственно, ничего. Кроме картины изображающей вообще-то не карнавал, а ежегодный обряд обручения Венеции с морем. Даже ни единой красивой маски! Имеется, правда, витрина с плащом табарро, капюшоном-пелериной дзендале, двумя масками ларва (разновидность маски баута со своеобразным «клювом» в области подбородка, благодаря этому клюву изменялся голос, становился гулким и зловещим, бывают черного либо белого цвета).
4
Конечно, маски эти были самыми популярными среди горожан, но самыми интересными их точно не назовешь.
4
Далее проходим в «казино». В центре комнаты стоит стол-витрина, с двумя интерактивными экранами, один из которых не работал (уже?! открылись неделю назад!). Стол разделен на сектора, укрытые плотными салфетками, поднять разрешается, но только в перчатках, которые не у всех есть (почему не выдать?!), под салфетками можно увидеть старинные карты, что-то вроде рулетки, и попытать счастья, «сделав ставку» и перекинувшись в картишки с неким синьором на экране. Что за игра, не вникала, но процесс очень уж быстро заканчивается. Минуты две от силы. При мне посетитель «выиграл» с комментарием: «фигня какая-то»)))
После весело (ну, по идее-то…) проведенного времени, видимо, всячески нагрешив, попадаешь в знаменитую тюрьму Поьмби. Тут полумрак, и гравюры с рисунками тюремных ужастиков. Гравюры, кстати, являются основными экспонатами и предыдущих залов. Полагаю, многие из них действительно очень ценные (прибыли большей частью из собрания музея Коррер), но не моя тема, увы… Некоторые нравятся, но те, что представлены здесь — не из их числа.
Правда, почему-то в этом зале в дополнение к тюрьме, рассказывается еще и о монастырях, и в качестве «иллюстрации» — картина мастерской Пьетро Лонги «В монастырской приемной». Бальзам на мою душу! Пьетро Лонги люблю!
4
В одном из залов-Ка’Реццонико, где Пьетро Лонги в изобилии, зависла надолго, помнится. (И никаких запретов на съемку, между прочим…) До того хороши эти сценки из жизни! Столько интересных деталек! И почти всегда какой-нибудь барбос среди действующих лиц))) Вот и здесь тоже — справа, возле девочки с кольцом сидит!
6
Весьма оживленно в этой приемной, и собакен, и кукольный театр, и роскошная дама под маской.
7
Родственники и друзья пришли развлечь насельниц, которые из-за решетки взирают на мирскую жизнь. Можно было бы пожалеть бедняжек, кабы не знать, что венецианские монастыри чаще всего отнюдь не являлись оплотом благочестия.
Далее возвращаемся ко льву и ферро и следуем налево, «вторым маршрутом», попадая «в гости к знатному вельможе». Нет, все же буйное мое воображение иногда только во вред… Когда читала о будуаре знатной дамы и приеме у вельможи, именно будуар и некий светский салон и представляла…
Оказалось, салон это всего лишь одна витрина с мужским костюмом и женским платьем, одним креслом, одним зеркалом, парой-тройкой вазочек, супницей и стеклянными фруктами.
8
Фрукты и вазочки хороши, конечно, но…
3
Напротив витрины — портрет Элизабетты Кверини Вальер, последней коронованной догарессы Венеции.
3
В будуаре — опять же одна единственная витрина, с платьем, в которое наряжали во время торжественных церемоний статую Девы Марии (при чем тут будуар не поняла…). Кроме него — зеркало в роскошной раме из фарфора, корсет, пара туфель, пара флаконов и еще какие-то дамские штучки.
2
И завершает «второй маршрут» кабинет купца. Где весь народ толпится возле стола в центре: тут можно «попробовать», приподняв стеклянную колбу (перчатки!!! которые вот здесь как раз выдают; спрашивается, почему не сделать то же в «казино»?), старинные ароматы: амбра, сандал, дуб и т. п. Здесь, конечно, рассказывается о торговых делах, но всяческие «мерные цепи» меня не впечатлили совсем.
В последнем зале (вот он и правда слегка похож на зал) в режиме нон-стоп демонстрируется небольшой фильм (минут на пять-семь) о связях Венеции и России. Начиная от посредничества венецианцев в устроении брака между Софией Палеолог и Иваном III и заканчивая визитом в сей дивный город графа и графини Северных. Последний эпизод сопровождался показом обретших цвет и куда больший размер гравюр.
Ну, собственно и всё… Можно снова возвращаться ко льву и ферро! Да, почему-то звуковым фоном выставки выбрали крики чаек. Совершенно не помню, чтобы они были такими уж громкими в Венеции. Или внимания не обращала?..
На выходе застала разговор на повышенных тонах двух дам и смотрительницы. По поводу фотосъемки… Нет, ну правда — в самой Венеции редкий случай, когда запрещают, а тут?! Причем, я потом пробежалась еще по двум выставкам здесь же, в Хлебном доме — филимоновской глиняной игрушки и какой-то современной керамики. Та же история — фотать ни-ни! Шедевр в виде по мне так обычного унитаза в том числе))).
Больше всего меня озадачило то, что даже поясняющие таблички к экспонатам фотать нельзя! Не бред?!
Так что орган снова оказался кстати… Кажется, едва ли не самое приятное воспоминание от посещения…
5
В общем, я скорее разочарована… Конечно, было бы странно ожидать впечатлений бОльших, чем непосредственно в музеях Венеции, но и поностальгировать не получилось… Слишком уж анонсы расходятся с действительностью. Тем, кто их пишет, надо бы премию выдать — тексты завлекательные, что и говорить!
Однако, боже упаси, никого от посещения не отговариваю. Выставка продлится до 29-го августа. Думаю, полезна она будет тем, кто в Венецию только еще собирается, причем не абы как, а осознанно. В качестве одного из этапов подготовки к поездке вполне может быть.