Почему вдруг я решил выложить эти фотографии музея Маяковского, сделанные мной в середине сентября 2013 года только сейчас? На дворе уже январь 2017 года. Дело в том, что мы были, наверное, последними посетителями музея до его закрытия на реконструкцию 23-го сентября 2013 г. Сам музей располагался в самом начале Мясницкой улицы на углу с Лубянским проездом. Раньше дом было виден прямо с Мясницкой, но потом его начисто заслонило огромное здание одного очень сильного ведомства и догадаться о том, что где-то здесь есть музей Маяковского, можно лишь по бюсту поэта, выставленного в витрине находящегося на первом этаже книжного магазина. Через этот магазин можно пройти во внутренний дворик и тогда вы окажетесь прямо перед входом в музей.
В этом бывшем доходном доме миллионера Стахеева у Маяковского была небольшая «комната-лодочка» на четвертом этаже коммунальной квартиры под номером 12, которую он в большей степени использовал как свой рабочий кабинет. Ну, и иногда встречался с дамами. Вот и его последняя встреча с дамой, с актрисой Московского художественного театра Вероникой Полонской тоже произошла здесь. Здесь, через минуту после ее ухода и прозвучал тот роковой выстрел, оборвавший жизнь Поэта, который Полонская услышала, когда уже спускалась по лестнице.
О музее В. В. Маяковского в Москве искусствовед Григорий Ревзин сказал: «В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный».
Надо сказать, что и научные сотрудники музея и создатели уникальной экспозизии музея, созданной в 1987 — 1989 годах, которая уже сама по себе представляла музейную ценность, были против реконструкции в том виде, в котором она была запланирована департаментом культуры Москвы и назначенной им безумной директрисой, уволенной в свое время с формулировкой «за профнепригодность» из Музея имени А. С. Пушкина на Волхонке. Дело в том, что многие элементы конструкций музея не являлись съемными и многие эксперты считали, что такая реконструкция непременно приведет к гибели уникальной экспозиции. Петицию «ПРОТИВ» подписало несметное количество народа, включая и меня и моих друзей. Власть, однако, не услышала глас народа (у нас по «просьбе» народа можно только заморозить индексации пенсий, сделать платными парковки, въезд в города и т. д.) и реконструкция началась. Уже давно нет того директора департамента культуры (ушел или ушли — не знаю), уже давно выгнали ту самую директрису, но музей, который должен был открыться в январе 2016 года, до сих пор закрыт. Возможно, говорят, в 2018-м. Кризис, господа! На плитку для мощения улиц денег пока хватает, а на культуру — извините.
Вот я и подумал — раз ту экспозицию, которая была, именно в том виде, уже никто не увидит, то может быть надо ее просто показать здесь, в альбоме фотографий.
Иногда между фотографиями я буду вставлять курсивом некоторые отзывы о том музее В. В. Маяковского, которые, на мой взгляд не только наиболее эмоциональны, но и точны.
Экскурсия начиналась прямо в фойе и мы сразу попали под обаяние нашего экскурсовода — тогда старшего научного сотрудника музея Марины Красновой.
Из фойе можно попасть в Зал Поэтов, в котором проходили концерты и выступления известных и не очень известных поэтов, музыкантов, бардов. А лестница наверх ведет уже непосредственно к музейным экспозициям.
За участие в революционной деятельности Маяковского несколько раз арестовывали. В 1909 году его помещают в одиночную камеру № 103 Центральной пересылочной тюрьмы (знаменитую «Бутырку»). Режим здесь был суровым. Любая попытка скандала наказывалась карцером.
На снимке дверь той самой тюремной камеры № 103, в которой сидел молодой Владимир Маяковский.
Там, в тюремной камере он и написал эти строки.
Маяковский был признан виновным в антигосударственной деятельности, но по малолетке его решили не сажать. Хотели выслать на три года под надзор полиции в Томскую губернию… и не выслали. Вот вам и проклятый царизм! Что-то мне кажется, что сегодня шестнадцатилетнему по такой статье впаяли бы срок реальный.
Маяковский — профиль, фас. Кличка «Высокий».
«Препровождая при сем подписку арестанта Владимира Маяковского уведомляю, что Маяковский 9 января из-под стражи освобожден и отправлен к приставу 3 уч. Сущевской части для водворения его к родителям» (Сопроводительная записка начальника Бутырской тюрьмы).
Один из основоположников футуризма Давид Бурлюк, поэт, художник, теоретик и пропагандист нового искусства. Бурлюк один из создателей популярного объединения художников «Бубновый валет», в 1908 году стал основателем футуристической группы"Гимея». Во многом финансировал сборники стихов поэтов-футуристов. В 1920-м эмигрировал в Японию, в 1922-ом перебрался в США. На 37 лет пережил Маяковского. Дважды приезжал в Советский Союз. По завещанию Бурлюка его тело было кремировано, а прах развеян над водами Атлантики.
Футуризм. Объявление о лекции и диспуте после нее. Вы только посмотрите на его участников — Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Николай Гумелев, Сергей Городецкий, Игорь Северянин…
Музей с самого первого зала поражает своей необычностью. Это огромное пространство, которое встало на дыбы, устремляясь куда-то ввысь… И всё это пространство насыщено до предела и документами, и деталями быта. Фотографии, афиши, плакаты, письма, фотографии… Огромный объем информации не только о самом Маяковском, но и о той эпохе, о людях, окружавших Маяковского, его любимых женщинах, его друзьях и врагах, почитателях и злопыхателях. И постепенно въезжая в это пространство, начинаешь ощущать и саму эпоху и масштаб личности Поэта.
Даже тем, кто не любит творчество знаменитого поэта рекомендую сходить в музей. Сам музей оформлен очень экстравагантно в духе агит-плакатов начала века. Всё очень авангардно. Подчас просто забываешь где пол, а где потолок. Стихи и мысли Маяковского оживают в этом необычном музее. Может посетив музей Вы начнёте лучше понимать кричащее искусство великого русского поэта.
Это, безусловно, самый неповторимый музей России! Гениальность декоратора, художника, дизайнера (или, что там ещё?) не знает границ, равно как и у самого Поэта! Даже если вы, к ужасу, не знаете, кто такой Маяковский, вы должны (!) побывать здесь! Дело ведь даже не только в поэзии. Невообразимо! Неповторимо! Невероятно!
Лиля и Осип Брики
В дом Бриков Маяковского привела сестра Лили — Эльза, за которой в то время ухаживал Маяковский. В этот день Маяковский читал там свою новую поэму «Облако в штанах», которую тут же решил посвятить Лиле. Только через два года под бурным натиском Маяковского она сдалась, но потом все последующие годы не только влияла на его творчество, но и умело режессировала всю его жизнь. «Пострадает-пострадает и напишет что-нибудь гениальное».
Единственная дочь Маяковского Патрисия Томсон (умерла 1 апреля 2016 года в США)утверждала, что именно Лиля Брик для того, чтобы отвлечь поэта от его американского романа с русской эмигранткой Елизаветой Петровной Зиберт (Элли Джонс) и их маленькой дочери, стала инициатором знакомства Маяковского с Татьяной Яковлевой. Произошло это в Париже в 1928 году. А сделала это всё та же сестра Лили Брик — Эльза.
Это три женщины, каждая из которых сыграла свою главную роль в жизни и судьбе Владимира Маяковского — Татьяна Яковлева, Вероника Полонская и Лиля Брик.
За месяц пребывания в Париже Маяковский успел не только сделать предложение Татьяне Яковлевой, но и даже посвятить ей два стихотворения, чего ранее удостаивалась только Лиля Брик. В Париж Маяковский больше не возвращался. По-разному пишут, но по одной из версий это опять Лиля Брик, якобы, поспособствовала тому, чтобы его больше не выпускали за границу.
С Вероникой Полонской Маяковский опять таки познакомился через Бриков. Полонская только что снялась в фильме «Стеклянный глаз», а режиссером фильма была Лиля Брик. Ее муж Осип пригласил молодую актрису на бега, где в их компании оказался и Маяковский.
Все три главные женщины Маяковского намного пережили его самого. Лиля Брик умерла в Москве в 1978 году в 86 лет, Татьяна Яковлева в 1991 году в Нью-Йорке в 85 лет, Вероника Полонская — в 1994 году в Москве в 86 лет.
А вот такие записки приходили Маяковскому, когда он участвовал в каких-нибудь диспутах. Каково это было ощущать и как реагировать?
А это та самая комната. Маяковский получил ее в 1919 году и пользовался ею 11 лет.
Черная посмертная маска Маяковского
Белая посмертная маска
Предсмертное письмо Вл. Маяковского
Очень необычный музей. Здесь всё: книги, рисунки, плакаты, рекланные слоганы, личные вещи поэта живут какой-то своей жизнью. Здесь отсутсвует строгий гармоничный порядок, здесь практически невозможно увидеть всё и сразу и нужно приходить сюда снова и снова и каждый раз обязательно найдется что-то новое, то, что Вы не заметили в предыдущий раз.
Да, конечно. Надо бы приходить сюда еще и еще, но когда музей откроется и каким будет — БОЛЬШОЙ ВОПРОС!
Я читал интервью Марины Красновой, которая после увольнения Морозовой вернулась в музей уже в качестве заместителя директора по развитию. Вот ее слова: «…все инсталляции сохранены, упакованы, и ждут своего часа для реставрации и восстановления. Достигнута договоренность с авторами Тарасом Поляковым и Евгением Амаспюром по совместной работе по восстановлению экспозиции музея на Лубянке.»