Люблю московские музеи, в некоторых стараюсь бывать почаще — это Музей архитектуры имени А. В. Щусева. У Иоганна Вольфганга Гете есть сравнение архитектуры с застывшей музыкой. Каждый раз вспоминается эта крылатая фраза при посещении этого музея.
Музею исполнилось 90 лет и на день рождения экспонируется сразу три выставки. Одну «Архитектура говорит» уже показала, иду смотреть две других.
Аптекарский приказ — это небольшое двухэтажное здание, построенное первоначально в 1670 году, потом перестроенное в 18 веке. Правильно здание называется палатами Государева Аптекарского приказа.
1
Здесь и организована выставка «Мастера Симбирского модерна».
В скверике приятно прогуляться летом, читая высказывания архитекторов. Но и сейчас дорожки расчищены от снега.
«Не надо бояться, надо быть смелее, искать!» (А.Щусев).
1
Дореволюционный Симбирск был одним из красивейших городов Поволжья. Его своеобразие было во многом обусловлено расположением города на Волге и живописным ландшафтом.
В период с 1900 по 1914 год большинство зданий в центре было реконструировано или построено заново в формах поздней эклектики и модерна.
Мастеров в городе было много, но архитектурный облик города того времени определяли зодчие А. А. Шоде, Ф. О. Ливчак и Ф. Е. Вольсов.
На плане города можно увидеть множество точек. Это все интересные дома, их так много.
В начале 20 века по проектам ведущих мастеров симбирского модерна и их последователей в городе возводится большое коичество деревянных домов, покоряющих вкусом, оригинальностью и фантазией декоративных решений.
Одним из ярких образцов модерна является дом купца С. С. Бокоунина. Проект был заказан архитектору Федору Ливчаку в 1916 году.
Позже этот дом с мансардой назвали «Теремок».
Федор Осипович Ливчак (1878–1919) родился в Вильно в семье австрийского подданого, изобретателя и общественного деятеля И. Н. Ливчака. В 1904 году с отличием закончил Институт гражданских инженеров имени Императора Николая й в Петербурге.
Летом 1906 года с семьей перебрался в Симбирск и стал архитектором Симбирской городской управы. Ливчак строит в Нижнем Новгороде, Тамбове, Курске и Оренбурге.
Август Петер Теобальд Шодэ (1683–1918) родился в Одессе, художественное образование получил во Франции.
В 1887 году приехал в Симбирск, где спроектировал и построил ряд значительных общественных зданий, выполнял частные заказы зажиточных граждан города.
Август Шодэ был активным членом симбирского общества: возглавлял евангелическо-лютеранский совет, занимался художественным оформлением различных выставок.
Покинул Симбирск в 1918 году в сентябре 1918 года накануне окончательного взятия города частями Красной армии. В Омске заразился брюшным тифом и умер.
«Симбирск производит в настоящее время впечатление города, проснувшегося от долгого „обломовского“ сна и спешно совершающего свой туалет, перед тем как выйти в свет» — так было написано в отчете Симбирской городской думы за 1913 годы и приводятся цифры застройки и увеличение количества проживающих. За какие-то 20 лет население города выросло в разных районах в 2, 3 и 4 раза.
Феофан Евтихиевич Вольсов (1879–1945) родился в Екатеринбурге в семье купца второй гильдии.
В 1904 году окончил Институт гражданских инженеров имени Императора Николая 1 в Петербурге.
В 1910 году приехал в Симбирск. Его кандидатуру на пост городского архитектора рекомендовал Ф. О. Ливчак, поскольку они были однокурсниками, а также родственниками — были женаты на сестрах.
В 1920-е годы Вольсов получил известность как инженер-оползневик, опубликовал ряд статей по борьбе с оползнями и в 1934 году переехал в Москву. Преподавал во многих учебных заведениях. А еще помимо профессиональной деятельности был известен как музыкант и композитор, через всю жизнь пронес любовь к театру.
На рубеже 19–20 веков в Симбирске наблюдалось оживление культурной жизни: создавались музеи, был построен каменный театр (1876 году). Появилась первая в российской провинции бесплатная библиотека-читальня имени И. А. Гончарова.
Был создан оркестр.
В конце 19 века в Симбирске открылись отделения крупнейших банков России. Банковские здания строились на Большой Саратовской улице.
В 1905 году по проекту Августа Шодэ построено здание Государственного банка.
В 1910–1913 годах Ф.Ливчак совместно с Ф.Вольсовым осуществили реконструкцию большой приусадебной территории, приобретенной Волжско-Крымским банком.
Здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков в Симбирске. Фотограф Пирогов В.С.1912 год. Победу в конкурсе на строительство этого здания одержал Ф.Ливчак.
Жаль, что на выставке не было информации сохранилось ли это здание. Поэтому приехав домой, пришлось смотреть в интернете и получила ответ: здание сохранило свой первоначальный облик начала 20 века.
Вольсов Ф. Е. Доходный дом купца А. Т. Токарева на углу Гончаровской и Сенной улицы. Типография и Торгово-промышленный банк. 1913 год. И эти здания также сохранились: сейчас это улица Дворцовая.
Макет Симбирской электростанции. 1913 год. Проект Ф.Вольсова. Здание сохранилось и считается одним из значительных архитектурных памятников.
Как на любой архитектурной выставке уделен уголок для материалов, из чего строили в то время в Симбирске.
Ф.Ливчак увлекся идеей строительства из пустотелых бетонных камней, имеющих преимущества огнестойкости. Стены также декорировали бетонными плитами.
В начале века для декора использовали стеклянные кирпичи Фальконье (видела подобные в Нижнем Новгороде в Заповедном квартале). Швейцарский архитектор Гюстав Фальконье запатентовал свое изобретение в 1886 году: это были пустотелые стеклянные кирпичи, которые изготавливались ручным способом путем выдувания.
Кроме фотографий и эскизов, на выставке представлены макеты.
Доходный дом купца Н. С. Зеленкова с кинотеатром «Ампир». Архитектор Ф.Ливчак. 1912 год.
Макет сделан в 2008 году. На выставку поступил из Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина». Здание сохранилось, находится на улице Гончарова, 12.
Есть на выставке и немного декоративных предметов. Это полка-вешалка с перекладиной. Выполнена Ф. О. Ливчаком для собственного дома. Начало 20 века. Экспонат также привезен из Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина».
Кресло из набора мебели, изготовленного по проекту Ф. О. Ливчака для интерьера зала заседаний Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка в Симбирске.
Выставка Симбирского модерна небольшая, много эскизов, которые на фотографиях выглядит непрезентабельно, но удовольствие все равно получила и познакомилась с симбирскими архитекторами.
Так выглядит главный усадебный дом Талызиных со двора.
Это уже «Руины» — так называют флигель усадьбы Талызиных (отреставрированный недавно). Изначально это были конюшни и каретный сарай, потом в конце 20 века флигель превратился в руины.
Сейчас это новое выставочное пространство, в котором экспонируется выставка «Взгляд архитекторов 21 века».
Архитектурное бюро GA — один из взглядов звучит так.
«Музей архитектуры — отчасти храм, отчасти кунсткамера. Населяющий музей модели, фрагменты зданий и их конструкций формируют особый мир — квинтэссенцию архитектуры. И эту существующую в своем отдельном измерении реальность можно описать лишь через неявные образы. Здания превращаются в существа с картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля, в них смешаны мистическое божественное, рациональное человеческое и животное плотское начала. И у каждого из них есть свое строгое опеределенное место на стеллажах музея, которые формируют объем, удивительно похожий на купол Пантеона».
1
Никита Явейн (Студия 44) при участии Сергея Падалко.
«Музей архитектуры — - архетипический образ, отсылающий к сказочному ларцу, с которого начинается поиск истины и одновременно структурв, чем-то напоминающая матрешку. Напоминающую многослойность мироздания. Что там внутри, в самом сердце объекта? И что за его пределами? Поскольку попытки проникнуть в самую суть того или иного явления, зафиксировать и музеефицировать истину обречены, на первый план выходит не результат, а процесс познания».
Максим Атаянц. «Архитектура слишком велика. Уместить ее в музейные залы можно, только разъяв на части. Неостановимое течение времени относит нас все дальше, и временная дистанция, подчиненная закону обратной персепективы, придает частям архитектуры и классическим фрагментам поистине колоссальный масштаб. Музей помогает этот масштаб осознать и тем самым постигнуть опыт прошлого, для чего требуется не только люлопытство, но и известное смирение».
Взглядов много, выбрала самые необычные.
На площадке на второй этаж красивые стеклянные кирпичи Фальконье.
1
Это уже второй этаж.
1
1
Илья Мукосей. «Архитектуру невозможно поместить в музей. Но ее можно изучать прямо на месте, живьем, рассматривая город и как постоянную экспозицию, и как запасник. Связать воедино жизнь и память, городское пространство и музейный зал, архитектуру и посетителя поможет самоходный музей живой архитектуры».
Экспонат И.Мукосея так и назван «Самоходный музей живой архитектуры».
1
Кабинет Давида — это мемориальное пространство, огороженное стеклом. Это кабинет директора музея Давида Саркисяна, который руководил музеем с 2000 года по 2009 год. Это творческое пространство, наполненное разными предметами.
1
Владимир Кузьмин. Диалог с собой или Аллегория псевдодискурса. «Инсталяция из парных фрагментов рубленых элементов сруба. Иронический портрет-памфлет Музея архитектуры. Собирательный образ небывалой и несбыточной архитектуры как бесуспешная попытка разговора сегодня о Наследии и Традиции». Очень заумно…. Наследие и традиции надо изучать, тогда все получится.
1
Лестница ведет на третий этаж.
С третьего этажа через большие панорамные окна открывается такой вид на столицу.
1
1
Дворик усадьбы Талызиных. Пора на выход, который украшен новогодними шарами.
1
1
Нас провожают сфинксы из дома Н. С. Гагарина на Новинском бульваре. В музее есть небольшой книжный магазинчик, не нашлось времени туда заглянуть. В предыдущее посещение купила альбом, посвященный 150-летию Алексея Викторовича Щусева.