"Мастера Симбирского модерна" и "Руины"

Люблю московские музеи, в некоторых стараюсь бывать почаще — это Музей архитектуры имени А. В. Щусева. У Иоганна Вольфганга Гете есть сравнение архитектуры с застывшей музыкой. Каждый раз вспоминается эта крылатая фраза при посещении этого музея.

Музею исполнилось 90 лет и на день рождения экспонируется сразу три выставки. Одну «Архитектура говорит» уже показала, иду смотреть две других.

Мастера Симбирского модерна и Руины
Мастера Симбирского модерна и Руины

Аптекарский приказ — это небольшое двухэтажное здание, построенное первоначально в 1670 году, потом перестроенное в 18 веке. Правильно здание называется палатами Государева Аптекарского приказа.

1
Мастера Симбирского модерна и Руины
Мастера Симбирского модерна и Руины

Здесь и организована выставка «Мастера Симбирского модерна».

В скверике приятно прогуляться летом, читая высказывания архитекторов. Но и сейчас дорожки расчищены от снега.

«Не надо бояться, надо быть смелее, искать!» (А.Щусев).

1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Дореволюционный Симбирск был одним из красивейших городов Поволжья. Его своеобразие было во многом обусловлено расположением города на Волге и живописным ландшафтом.

В период с 1900 по 1914 год большинство зданий в центре было реконструировано или построено заново в формах поздней эклектики и модерна.

Мастеров в городе было много, но архитектурный облик города того времени определяли зодчие А. А. Шоде, Ф. О. Ливчак и Ф. Е. Вольсов.

На плане города можно увидеть множество точек. Это все интересные дома, их так много.

Мастера Симбирского модерна и Руины

В начале 20 века по проектам ведущих мастеров симбирского модерна и их последователей в городе возводится большое коичество деревянных домов, покоряющих вкусом, оригинальностью и фантазией декоративных решений.

Одним из ярких образцов модерна является дом купца С. С. Бокоунина. Проект был заказан архитектору Федору Ливчаку в 1916 году.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Позже этот дом с мансардой назвали «Теремок».

Мастера Симбирского модерна и Руины

Федор Осипович Ливчак (1878–1919) родился в Вильно в семье австрийского подданого, изобретателя и общественного деятеля И. Н. Ливчака. В 1904 году с отличием закончил Институт гражданских инженеров имени Императора Николая й в Петербурге.

Летом 1906 года с семьей перебрался в Симбирск и стал архитектором Симбирской городской управы. Ливчак строит в Нижнем Новгороде, Тамбове, Курске и Оренбурге.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Август Петер Теобальд Шодэ (1683–1918) родился в Одессе, художественное образование получил во Франции.

В 1887 году приехал в Симбирск, где спроектировал и построил ряд значительных общественных зданий, выполнял частные заказы зажиточных граждан города.

Август Шодэ был активным членом симбирского общества: возглавлял евангелическо-лютеранский совет, занимался художественным оформлением различных выставок.

Покинул Симбирск в 1918 году в сентябре 1918 года накануне окончательного взятия города частями Красной армии. В Омске заразился брюшным тифом и умер.

Мастера Симбирского модерна и Руины

«Симбирск производит в настоящее время впечатление города, проснувшегося от долгого „обломовского“ сна и спешно совершающего свой туалет, перед тем как выйти в свет» — так было написано в отчете Симбирской городской думы за 1913 годы и приводятся цифры застройки и увеличение количества проживающих. За какие-то 20 лет население города выросло в разных районах в 2, 3 и 4 раза.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Феофан Евтихиевич Вольсов (1879–1945) родился в Екатеринбурге в семье купца второй гильдии.

В 1904 году окончил Институт гражданских инженеров имени Императора Николая 1 в Петербурге.

В 1910 году приехал в Симбирск. Его кандидатуру на пост городского архитектора рекомендовал Ф. О. Ливчак, поскольку они были однокурсниками, а также родственниками — были женаты на сестрах.

В 1920-е годы Вольсов получил известность как инженер-оползневик, опубликовал ряд статей по борьбе с оползнями и в 1934 году переехал в Москву. Преподавал во многих учебных заведениях. А еще помимо профессиональной деятельности был известен как музыкант и композитор, через всю жизнь пронес любовь к театру.

На рубеже 19–20 веков в Симбирске наблюдалось оживление культурной жизни: создавались музеи, был построен каменный театр (1876 году). Появилась первая в российской провинции бесплатная библиотека-читальня имени И. А. Гончарова.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Был создан оркестр.

Мастера Симбирского модерна и Руины

В конце 19 века в Симбирске открылись отделения крупнейших банков России. Банковские здания строились на Большой Саратовской улице.

В 1905 году по проекту Августа Шодэ построено здание Государственного банка.

В 1910–1913 годах Ф.Ливчак совместно с Ф.Вольсовым осуществили реконструкцию большой приусадебной территории, приобретенной Волжско-Крымским банком.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Здание Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банков в Симбирске. Фотограф Пирогов В.С.1912 год. Победу в конкурсе на строительство этого здания одержал Ф.Ливчак.

Жаль, что на выставке не было информации сохранилось ли это здание. Поэтому приехав домой, пришлось смотреть в интернете и получила ответ: здание сохранило свой первоначальный облик начала 20 века.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Вольсов Ф. Е. Доходный дом купца А. Т. Токарева на углу Гончаровской и Сенной улицы. Типография и Торгово-промышленный банк. 1913 год. И эти здания также сохранились: сейчас это улица Дворцовая.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Макет Симбирской электростанции. 1913 год. Проект Ф.Вольсова. Здание сохранилось и считается одним из значительных архитектурных памятников.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Как на любой архитектурной выставке уделен уголок для материалов, из чего строили в то время в Симбирске.

Ф.Ливчак увлекся идеей строительства из пустотелых бетонных камней, имеющих преимущества огнестойкости. Стены также декорировали бетонными плитами.

Мастера Симбирского модерна и Руины

В начале века для декора использовали стеклянные кирпичи Фальконье (видела подобные в Нижнем Новгороде в Заповедном квартале). Швейцарский архитектор Гюстав Фальконье запатентовал свое изобретение в 1886 году: это были пустотелые стеклянные кирпичи, которые изготавливались ручным способом путем выдувания.

Кроме фотографий и эскизов, на выставке представлены макеты.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Доходный дом купца Н. С. Зеленкова с кинотеатром «Ампир». Архитектор Ф.Ливчак. 1912 год.

Макет сделан в 2008 году. На выставку поступил из Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина». Здание сохранилось, находится на улице Гончарова, 12.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Есть на выставке и немного декоративных предметов. Это полка-вешалка с перекладиной. Выполнена Ф. О. Ливчаком для собственного дома. Начало 20 века. Экспонат также привезен из Музея-заповедника «Родина В. И. Ленина».

Мастера Симбирского модерна и Руины

Кресло из набора мебели, изготовленного по проекту Ф. О. Ливчака для интерьера зала заседаний Дворянского земельного и Крестьянского поземельного банка в Симбирске.

Выставка Симбирского модерна небольшая, много эскизов, которые на фотографиях выглядит непрезентабельно, но удовольствие все равно получила и познакомилась с симбирскими архитекторами.

Мастера Симбирского модерна и Руины

Так выглядит главный усадебный дом Талызиных со двора.

Мастера Симбирского модерна и Руины
Мастера Симбирского модерна и Руины

Это уже «Руины» — так называют флигель усадьбы Талызиных (отреставрированный недавно). Изначально это были конюшни и каретный сарай, потом в конце 20 века флигель превратился в руины.

Сейчас это новое выставочное пространство, в котором экспонируется выставка «Взгляд архитекторов 21 века».

Мастера Симбирского модерна и Руины
Мастера Симбирского модерна и Руины
Мастера Симбирского модерна и Руины

Архитектурное бюро GA — один из взглядов звучит так.

«Музей архитектуры — отчасти храм, отчасти кунсткамера. Населяющий музей модели, фрагменты зданий и их конструкций формируют особый мир — квинтэссенцию архитектуры. И эту существующую в своем отдельном измерении реальность можно описать лишь через неявные образы. Здания превращаются в существа с картин Иеронима Босха и Питера Брейгеля, в них смешаны мистическое божественное, рациональное человеческое и животное плотское начала. И у каждого из них есть свое строгое опеределенное место на стеллажах музея, которые формируют объем, удивительно похожий на купол Пантеона».

1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Никита Явейн (Студия 44) при участии Сергея Падалко.

«Музей архитектуры — - архетипический образ, отсылающий к сказочному ларцу, с которого начинается поиск истины и одновременно структурв, чем-то напоминающая матрешку. Напоминающую многослойность мироздания. Что там внутри, в самом сердце объекта? И что за его пределами? Поскольку попытки проникнуть в самую суть того или иного явления, зафиксировать и музеефицировать истину обречены, на первый план выходит не результат, а процесс познания».

Мастера Симбирского модерна и Руины
Мастера Симбирского модерна и Руины

Максим Атаянц. «Архитектура слишком велика. Уместить ее в музейные залы можно, только разъяв на части. Неостановимое течение времени относит нас все дальше, и временная дистанция, подчиненная закону обратной персепективы, придает частям архитектуры и классическим фрагментам поистине колоссальный масштаб. Музей помогает этот масштаб осознать и тем самым постигнуть опыт прошлого, для чего требуется не только люлопытство, но и известное смирение».

Взглядов много, выбрала самые необычные.

На площадке на второй этаж красивые стеклянные кирпичи Фальконье.

1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Это уже второй этаж.

1
Мастера Симбирского модерна и Руины
1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Илья Мукосей. «Архитектуру невозможно поместить в музей. Но ее можно изучать прямо на месте, живьем, рассматривая город и как постоянную экспозицию, и как запасник. Связать воедино жизнь и память, городское пространство и музейный зал, архитектуру и посетителя поможет самоходный музей живой архитектуры».

Экспонат И.Мукосея так и назван «Самоходный музей живой архитектуры».

1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Кабинет Давида — это мемориальное пространство, огороженное стеклом. Это кабинет директора музея Давида Саркисяна, который руководил музеем с 2000 года по 2009 год. Это творческое пространство, наполненное разными предметами.

1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Владимир Кузьмин. Диалог с собой или Аллегория псевдодискурса. «Инсталяция из парных фрагментов рубленых элементов сруба. Иронический портрет-памфлет Музея архитектуры. Собирательный образ небывалой и несбыточной архитектуры как бесуспешная попытка разговора сегодня о Наследии и Традиции». Очень заумно…. Наследие и традиции надо изучать, тогда все получится.

Мастера Симбирского модерна и Руины
1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Лестница ведет на третий этаж.

Мастера Симбирского модерна и Руины
Мастера Симбирского модерна и Руины

С третьего этажа через большие панорамные окна открывается такой вид на столицу.

1
Мастера Симбирского модерна и Руины
1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Дворик усадьбы Талызиных. Пора на выход, который украшен новогодними шарами.

1
Мастера Симбирского модерна и Руины
1
Мастера Симбирского модерна и Руины

Нас провожают сфинксы из дома Н. С. Гагарина на Новинском бульваре. В музее есть небольшой книжный магазинчик, не нашлось времени туда заглянуть. В предыдущее посещение купила альбом, посвященный 150-летию Алексея Викторовича Щусева.

  1. Путешествие по выставке «Юсуповы. Род, история, коллекция»
  2. Музей современного искусства на Петровке
  3. Два музыкальных юбилея
  4. Гении инженерной мысли. Восемь портретов.
  5. «Мой учитель Леонардо» — выставка в Музее AZ на трех этажах
  6. На выставке «От Розы к Лучу» в Доме русского зарубежья
  7. Выставка из Музеев Кремля на Никитском бульваре
  8. "Арбатский Сократ" - выставка о А.Ф.Лосеве
  9. Мой путь к Рериху и Рахманинову
  10. Новая Третьяковка: современное искусство 20 века в 37 залах
  11. Храмы большие и маленькие Алексея Щусева и усадьба Талызиных
  12. После выставки захотелось в Калязин
  13. Две выставки на Арбате
  14. Две выставки «Мир детства» и «Цирк приехал»
  15. "Поэты Великой Отечественной" - новая выставка на Арбате.
  16. Петр Пашкевич. Художник великого кино
  17. Проект-фестиваль "Объектив России" в подмосковном Серпухове
  18. Еврейский авангард в Еврейском музее и кафе «Ришон»
  19. «Возвращение имен» и «Посвящение И. А. Бунину» — две выставки художников 20 и 21 веков
  20. Выставка на Никитском бульваре
  21. Выставка Макса Хаазе "В поисках своего времени"
  22. Работы народного художника СССР Александра Шилова на Арбате
  23. Золотые сокровища в палатах Зиновьевых-Юсуповых
  24. Сергей Коненков — гениальный скульптор
  25. Новая выставка около "Подмосковной Третьяковки"
  26. Две выставки в Доме русского зарубежья
  27. Храмы Святого Александра Невского
  28. Выставка "Выпуск-24" в "Зарядье"
  29. Судьба царя - судьба России
  30. Илья Ефимович Репин и Василий Иванович Суриков в Серпуховском историко-художественном музее и "Творческая сага"
  31. ГЭС-2 — выставка о Камчатке «Парадокс береговой линии»
  32. Павел 1. Эпоха. Искусство. Книги
  33. Путешествие в русский балет или о "Русских сезонах" в Париже
  34. ВДНХ: картинки с Московской недели интерьера и декора
  35. Великий русский северный путь
  36. Чеховские адреса в Москве и знакомства
  37. Августин Бетанкур и Неделя Московской красоты
  38. «Архитектура говорит» — к 90-летию Музея архитектуры имени Щусева А.В.
  39. "Мастера Симбирского модерна" и "Руины"

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Комментарии

Музей архитектуры имени А. В. Щусева

Воздвиженка, 5/25 Подробнее об объекте