Музей архитектуры имени Щусева А.В. находится в историческом здании: в главном доме городской усадьбы Талызиных-Устиновых (1787, 1816 годы) на одной из центральных улиц Москвы — на Воздвиженке.
Музей архитектуры имени Щусева А.В. находится в историческом здании: в главном доме городской усадьбы Талызиных-Устиновых (1787, 1816 годы) на одной из центральных улиц Москвы — на Воздвиженке.
Удивительный музей, посвященный архитектуре и архитекторам, в котором постоянно обновляются выставки и можно увидеть-что-то новенькое и интересное. Проходя через анфиладу залов (их более десятка), с сохранившимися расписными плафонами можно(в рисунках, эскизах, макетах) увидеть строения, которые знакомы и наоборот, которые не знакомы и потом захочется их увидеть воочию.
«Музей не может хранить архитектуру в прямом смысле, однако его собрание включает множество предметов, так или иначе представляющих отдельные здания и проекты…».«В музее парадоксальным образом можно увидеть больше, чем на улицах городов: как рождается архитектурная идея, как многочисленные эскизы и быстрые наброски становятся основой…., как творит архитектор» — хорошо написали устроители выставки «Архитектура говорит».
Эта выставка призвана раскрыть для зрителя невероятно трудный, но многогранный мир лучшего из искусств — мир архитектуры, который мы видим, гуляя по улицам разных городов.
В этот мир ведет лестница на второй этаж с бюстом А. В. Щусева.
В первом зале — это увертюра к выставке — можно ознакомиться с историей Сухаревой башни, которой давно нет, но она нашла отражение в музейных экспонатах.
Сухаревка была знаменита своим рынком, который колоритно описал В. А. Гиляровский. У Льва Толстого в романе «Война и мир» Пьер Безухов купил здесь пистолет, чтобы убить Наполеона. На Сухаревке часто бывали коллекционеры А.Бахрушин и И.Забелин.
Как она выглядела эта Сухарева башня и будем смотреть в первом зале.
Такой ее видел Константин Мельников в 1947 году, написав на холсте маслом.
Это тоже Сухарева башня, но уже на фотографии Николая Епанечникова. Вид юго-восточного угла на уровне второго яруса. 1933 год.
Вид верхних ярусов Сухаревой башни сфотографировал неизвестный художник и оставил нам на память. Это 1920-е-1934 годы (точная дата неизвестна).
Такие были наличники окна нижнего яруса южного фасада. Фотограф и дата тоже неизвестны.
Это литография Сухаревой башни, сделанная Филиппом Бенуа. Вид с Садового кольца. Первая половина 19 века.
Можно представить какая это была красота, построенная в 1692–1701 годах по указу Петра Первого архитектором Михаилом Чоглоковым, работавшим над зданием Арсенала в Московском Кремле.
Помещение башни много раз меняло свое назначение: фехтовальная школа, полковая изба стрелков полка Лаврентия Сухарева, навигацинная школа, астрономическая обсерватория, математическая и географические школы, резервуар Мытищинского водопровода, склад, городской архив, канцелярия Первого Мещанского попечительства о бедных (было такое что-то типа нынешего комитета социальной защиты), Московский коммунальный музей.
Поводом для сноса стало мнение, что она мешает уличному движени. Архитекторы, реставраторы, искусствоведы пытались помешать сносу, даже обращались лично к Лазарю Кагановичу и Иосифу Сталину, но не получилось.
Разбор башни начался 13 апреля 1934 года.
Примерно в это же время был заказан ее макет. Вот такой он получился благодаря стараниям А.Любимова, В.Красикова, Ф.Соколова. 1935–1936 годы.
В 1978 году главный архитектор Михаил Посохин предложил воссоздать Сухареву башню, даже был проведен конкурс, но проект не был реализован.
Пространство экспозиции музея напоминает архитектурное бюро, где одновременно существует проекты разных периодов, графика, чертежи, образцы материалов.
Интересно смотреть тонко выполненные эскизы. Это Федор Шехтель — знаменитый Ф.Шехтель и павильон Туркестана на Всероссийской сельско-хозяйственной и кустарно-промышленной выставке. Москва.1923 год. С автографом Шехтеля.
Фрагмент фасада и колонны. Федор Шехтель. Мечеть Хазрет-Хызр. Самарканд. 1904 год.
Архитектурный рисунок в 18–19 веках был важной составляющей обучения архитекторов и будущие архитекторы часто направлялись в путешествия, результатом которых становились путевые зарисовки. Самым популярным напрвлением, конечно, была Италия, но со временем география расширялась.
Ансамбль мавзолеев Шахи-Зинда, выполненная акварелью и сангиной, Михаилом Минкусом. Перспектива улицы. Самарканд. 1956 год. Тем самым Минкусом, который был автором проекта высотного здания Министерства иностраннных дел на Смоленской площади (в соотавторстве), которым мы любуемся до сих пор.
Не забываем смотреть потолок. Конечно, надо бы поновить, но… смотреть все равно интересно. К тому же под усадьбой находится метро Библиотека имени Ленина и трещин просто нельзя избежать.
Автор проекта усадьбы достоверено неизвестен, но предполагают, что это был М.Казаков или его последователи.
Один из залов посвящен материалам.
Какие же разные бывают изразцы: глина и глазурь и получается вот такая красота. Тот, что справа — из церкви Архидьякона Стефана за Яузой. 1690–1700-е годы. В середине печной изразец из жилого дома первой половины 19 века на улице Малая Якиманка. Слева — изразец печной с штампованным декором конца 19 века.
Макет павильона «Эрмитаж» в Царском селе выполнен в 1931–1933 годах из гипса и латуни. Автор В.Домогацкий. Ювелирная работа… Не оторвать взгляд… За несколько минут можно осмотреть со всех сторон (в деталях).
Макет дома Н. С. Гагарина на Новинском бульваре. Дом построил Осип Бове в 1817 году, а макет изготовлен в Мастерской моделей и макетов Академии архитектуры СССР в 1946 году.
Идем через вереницу залов, которые когда-то служили Талызину Александру, подпоручику Семеновского полка, у которого Екатерина Вторая в день переворота позаимствовала мундир (не могла же она появиться в платье). Потом мундир был возвращен хозяину с Андреевской звездой.
Талызины пользовались домом до 1805 года, потом продали купцу Устинову, при которых усадьба была перестроена, появились пристройки и усадьба стала культурным центром столицы. Бывал здесь Пушкин А.С., братья Вяземские, Денис Давыдов и другие.
Нынешние формы здание приобрело в 1845 году: в это время им уже владело Министерство финансов. В бывшем Конюшенным корпусе организована другая выставка («Взгляд архитекторов 21 века»). В Аптекарском дворе, что рядом с главным усадебным домом выставка «Мастера симбирского модерна» — конечно же сходила и полюбопытствовала.
А мы идем дальше, рассматривая лепной потолок с красивой живописью, колонны коринфского одера.
Один из залов посвящен строительству городов — это самое масштабное и сложное по форме проявление архитектуры.
А самое интересное — это интерьеры.
Напольные часы неизвестного автора начала 18 века. Амстердам. Кстати, первые напольные часы появились в середине 17 века и это было в Нидерландах.
Стол письменный в технике буль. Что в нем только не было использовано: ель, орех, береза, черепаха, латунь. золочение. А вот где был изготовлен и когда — неизвестно, одни предположения: то ли в России, то ли еще где. Но одно, безусловно — крутой шедевр.
Неизвестный художник фламандской школы написал «Святое семейство». 18 век.
Столик буфетный от гарнитура неизвестного мастера Российской империи, начало 20 века. Красное дерево, стекло с фацетом, зеркало, резьба с позолотой по левкасу.
Стул в русском стиле из дуба. Предположительно, что это работа из Мастерской усадьбы Абрамцево. Начало 20 века.
Полка-столик из мастерской в Талашкино. Начало 20 века.
Стол «Ленинград» 1940-е годы. Орех, сосна, бронза золоченая, камень и мозаика. Сделан был в экспериментальных мастерских Управления строительства Дворца Советов.
Эта штуковина называется «Бутылочная передача» — фарфор мейсенской мануфактуры, середина 19 века.
Если сравнить то, что увидела и творения современных авторов на других выставках, то увиденное на выставке более продуманно и фундаментально и хочется смотреть и смотреть. Современные творения более фантазийны, порой непонятны и не очень запоминаются.
В последнем зале в альбомах на столе можно посмотреть фотографии.
На обратном пути заглянула на выставку «Калязин. Фрески затопленного монастыря» (ее уже смотрела ранее и показывала). В самом Калязине не была, только мечтаю, проплывали мимо Калязинской колокольни по пути в Углич. Красота была неимовверная: среди водной глади из воды вяглядывает стройная колокольня.
Не забываю взглянуть наверх.
Вот такой получился день рождения Музея архитектуры — ему исполнилось 90 лет. Его возглавлял Алексей Викторович Щусев и музей носит его имя. Кстати, Щусев А.В. был не только знаменитым архитектором, постровшим Казанский вокзал, Мавзолей и другие здания, но и учился живописи у И.Репина и А.Куинджи.
На входе статуя Екатерины Второй работы И.Мартоса, которая (императрица, не скульптура) позаимствовала мундир в день переворота у хозяина этой усадьбы Александра Талызина.
Сохранившийся без изменений вход в усадьбу: мраморные сфинксы раньше жили в усадьбе Н. С. Гагарина на Новинском бульваре. Канделябры не электрические, а со свечами.
Мраморный Осирис-Антиной. 1807–1810. Работа Пьера Николя Бовалле.
Помнится раньше их было два (справа и слева от двери), сейчас остался один.
Музей готов к празднованию Нового 2025 года.
Копия скульптуры гипсового льва с лестницы Красного крыльца Грановитой палаты. Была сделана в 1994–1995 годах в период воссоздания Красного крыльца.
Через эту небольшую комнатку можно пройти в скульптурный дворик, посмотреть Аптекарский приказ и флигель «Руины».
В скульптурном дворике под навесом экспонируются фрагменты Триумфальной арки, построенной в 1829–1834 годах с барельефами Осипа Бове. Конечно, летом здесь гулять приятней, но и зимой можно увидеть много познавательного.
Фрагменты видела (и кажется, показывала, не помню точно) , иду смотреть выставку «Мастера Симбирского модерна» в Аптекарском приказе и флигель «Руины» с выставкой «Взгляд архитекторов 21 века».